ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
ДЕРЖАВНАЯ БЕСЕДА ГОД ЦАРСКОЙ ГОЛГОФЫ СТРАНИЦА 5
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

СЛУЖИТЬ ГОСУДАРЮ!

 


Выставка на презентации книги «Средоточие». Вятка, 2015 год

 

Окончание. Начало см. на стр. 4

 

И в Костроме я оказался просто чудом. Будучи церковным певчим и чтецом в городе Кирове (Вятке), поехал к старцу с вопросом: где Божия воля мне жить? И вот, прямо в храме, после Литургии, он, уловив мой взгляд, сказал мне громогласно и при всем народе повторил четыре раза: «Кострома!» Как он меня вычислил, откуда все узнал?.. Потом, когда я спросил его подробнее после службы, почему туда, он ответил: «Там Феодоровская икона – она будет Вашей покровительницей». И действительно, меня в диаконы рукоположили в Костроме накануне дня празднования Феодоровской иконы, а в священники – через полгода, в самый день ее праздника (она дважды чествуется)! И я перед Ее пречистым образом служил около восьми лет в кафедральном соборе города. А потом меня на воспитание к себе взял батюшка Иоанн Кронштадтский!

 

– Как это?

– Поначалу я был такой «богословствующий» священник – вел воскресные школы, занимался просветительством, много читал и выступал на разных конференциях. Но Богу было угодно, чтобы я как-то дорос и стал пастырем. И взял меня батюшка Иоанн Кронштадтский в свой детский сад – и в переносном, и в прямом смысле слова: маленький храмик располагался в здании бывшего детсада. И там я прослужил тоже около 8–10 лет: учился вниманию и любви к ближним, к своим прихожанам, общению с конкретной паствой. Как я благодарен этим урокам – ведь так и не стал бы, наверное, пастырем, если б остался в кафедральном соборе, где много меняющегося народу. А тут – постоянные люди, нужно отдельное внимание к каждому, и приходилось учиться вникать в чужие проблемы, беды, искать духовные выходы из житейских сложностей…

А когда, видимо, этот подготовительный курс был мною пройден, хотя бы на уровне детского сада, я попал к Иоанну Богослову, которому сейчас честь имею служить. Приход тоже большей частью туда перешел. Здесь мы уже все стали осознавать, что это – апостол Любви, и мы во всем должны учиться теперь этой самой главной добродетели – любви к Богу и человекам.

 

– Да, батюшка, в Вашем приходе действительно чувствуется атмосфера любви. Удивительно, что здесь и пожилые люди, и молодые, и очень талантливые, и интеллигентные, яркие – и все спокойные, все находятся в ощутимом единодушии!.. Как это получается, от чего зависит?

– Слава Тебе, Господи, за все! В своем приходе я живу как в раю! У меня самого – куча грехов, немощей и болячек, но вот вижу этих людей, приходящих на службы, молящихся, подвизающихся, в течение 10–20 лет на моих глазах возрастающих, и очень радуюсь им. Достаточно одного, другого, третьего погладить по головочке, благословляя, как сразу у меня внутри становится радостно и светло. Это мои прихожане поднимают меня на духовную высоту, а я лишь стараюсь в этой атмосфере любви молиться. А когда молишься – это же радость, свет, благодать…

А порой послушаешь, как люди бедненькие сейчас терзаются, озлобляются... Словно муравейник встревоженный или улей гудящий. Пустили какую-то провокационную новость или неразумную сплетню, и все кругом обсуждают, раздувают ее, тревожатся, распространяют этот негатив... В современных людях много раздражения, недовольства, негодования, немирности, неспокойства, даже порой панического. А ведь различные бедствия и угрозы были всегда. Только сегодня страхи становятся тотальными, потому что СМИ моментально это разносят, в том числе и в православной среде. Как же это можно вынести без Церкви, без личной духовной жизни, сплоченного прихода, молитвы – просто удивляюсь!

 

– Что делать с данной проблемой в церковной среде? Какую «прививку» надо иметь, чтобы правильно воспринимать такую лавину тревог? Как сохранять мир души?

– Самое первое и главное, в чем приходится поучаться – в исполнении заповедей о любви. А нам заповедано не просто любить Бога, а как сказано: всем сердцем, всей душой, всей мыслью и всей крепостью. Приходится постоянно напоминать и себе, и людям, в чем, в Ком мы должны пребывать, а не опускаться и вариться в житейском потоке.

И также в отношении любви к ближнему – ведь это заповедь не просто так второй поставлена. На первом месте – любовь к Богу, без которой вся остальная житейская любовь может оказаться немудрой, слепой. Если нет первой любви – к Богу, то вторая любовь не может быть правильной, совершенной, а являет собой нередко скрытое себялюбие, либо приносит ближнему вред вместо пользы – балует, расслабляет его, взращивает эгоизм, потребительство, отвлекает от главного в жизни.

 

 

И, возвращаясь к Царской теме: члены Августейшей Семьи для нас служат примером истинной, правильной любви. Царские дети воспитывались в почтении к окружавшим их людям, к своим подданным, и даже в аскетизме. Например, Царевны спали на жестких кроватях и штопали свои старые вещи, сами шили себе одежду... Вот правильная любовь к ближним, к детям!

Что еще касается «прививки» от немирности в наше время, то для меня были уроком те ступени, по которым вел Господь. После того состояния «богословствования», в котором я, как сказал выше, пребывал поначалу, передавая информацию внешнюю, пошли уже уроки любви к ближним, внимания к их жизни, вникания не в свои, а в их проблемы. И в этой школе жизни и общения совершается познание своей немощи, поврежденности, глубин своего падения; приходит понимание, что суть внешних нестроений – в нашем личном несовершенстве. И только тогда рождается смиренный молитвенный вопль об исправлении – того и другого – своего личного, внутреннего, и внешнего, общественного. Иначе можно остаться в состоянии стороннего обличителя, пребывающего в духе смятения и негодования.

 

– Получается, ошибка в том, что мы зачастую не двигаемся с первого этапа, когда стали обладать какой-то важной и полезной информацией?

– Именно так. Часто люди остаются на первой ступеньке и не научаются любви к ближнему, а через это – смирению, в ответ на что Господь единственно и может дать благодать.

 

– Какие еще важные уроки духовной жизни Вы получили от своих святых покровителей – Иоанна Кронштадтского и Иоанна Богослова?

– Оба они при невероятно любвеобильном и мирном устроении души являются громогласными обличителями сил зла – Кронштадтский пастырь предостерегал страну от утраты «удерживающего» – Царя и Царства, а апостол Любви – от самого антихриста с его начертанием. Именно батюшка Иоанн Кронштадтский сказал еще в начале XX века известные слова: «Демократия в аду, а на Небе – Царство», «Русский человек! Ты забыл, что ты Русский!» А если говорить об апостоле Иоанне, то смотрите, в какой степени перед ним открылся Апокалипсис: глубина человеческого падения, церковной апостасии в конце времен, земных катаклизмов!.. Зверь, антихрист, шестерки… Все это могло бы лишить его мирного, спокойного состояния, но при этом он – апостол Любви, а его последним заветом ученикам было: «Деточки, любите друг друга»!

Да, конец времен нам открыт. Как бы мы ни хотели жить долго и счастливо на этой земле, но Апокалипсис написан и мы неотвратимо к нему движемся, особенно с тех пор, как взят был из среды «удерживающий» – Божий Помазанник, Царь Мученик Николай II, и едва не погибла Россия.

При этом я воспринимаю Апокалипсис как необычайно светлое Откровение. Вначале говорится – да, грозно, о чаше гнева Божия, изливающейся на землю при снятии печатей. Но заканчивается в итоге-то все победой Христа над антихристом и победой Матери-Церкви над новым мировым порядком! Это раскрывающееся в конце сияние Царства Божия, Небесного Иерусалима, и оставшихся верными Христу людей. Откровение учит нас мудрости – не обманываться, не зацикливаться на земном, трезво понимать, что на земле испытания всегда были, есть и то ли еще будет – святые не обещали нам тут светлого будущего…

 

– Как сегодня можно послужить Государю?

– Помните, как один бандюган, приговоренный к смерти, послужил Христу? Он защитил Спасителя, распятого на соседнем кресте, от другого бандюгана, который Христа поносил. Защитил, как мог, от клеветы, осознав, что мы-то получаем кару достойную по делам нашим, а Он – за что? И этого оказалось достаточно, чтоб услышать слова, которые дай Бог и нам услыхать: «Ныне же будешь со Мной в Раю».

В наше время, когда потоки клеветы и злобы продолжают изливаться на Царя Мученика, даже просто защитить его, оградить его своей любовью – уже много значит.
Вот и станем в этой любви возрастать. Напряжение в битве за Россию, за Русь Святую достигнет еще более высокого накала. И не святой ли Царь наш земной предстоит пред престолом Царя Небесного во главе нашего Безсмертного Полка?..

Беседовала
Анастасия ДЕРЖАВИНА

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник