ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
В ЭТОТ ДЕНЬ... БОЖИЙ ВЕРТОГРАД СТРАНИЦА 10
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

 

Воспитание святости

 

 

Преподобная Макрина, сестра святителя Василия Великого, была старшей дочерью в семье и помощницею матери для земли и неба.

Емилия глубоко понимала обязанность матери. Если мужчина в толкотне жизни и заботе о ней не всегда внимателен к себе самому, то тем более далек от него постоянный надзор за раскрытием склонности и понятий в детях. Потому преимущественно на матери лежит долг надзора за развитием душевных и телесных сил дитяти. Несчастна мать, которая не хочет знать своего призвания, столько высокого! Емилия дорожила этим призванием.

По-видимому, не беззаботна бывает иная мать о детях: но – по опыту оказывается, что она все-таки не выполнила своего долга. Отчего это так? Оттого, что не тому и не так учила детей, чему и как должно учить. Воспитание Макрины тем более заслуживает внимания, что сама Емилия приняла его за образец, по которому воспитывала других детей и особенно дочерей, и нельзя не пожелать, чтобы и другие родители следовали этому образцу.

Греки начинали учение детей почти всегда с басен и некоторых пиитических произведений. Емилия увидела, что в языческих произведениях много мыслей и картин, оскорбительных для чистой души. Потому она приняла за учебные книги священные песни Давида и притчи Соломона. Из них выбирала она некоторые места молитвенные или хвалебные, или с уроками жизненной мудрости, и заставляла выучивать их наизусть. Так, чем бы ни занималась Макрина, священные стихи и наставления были постоянными ее спутниками-надзирателями (а не распущенные педагоги).

Емилия учила дочь и пению, но не давала ей петь песней Анакреона и Сафо. Все, что могло оставлять в юной душе впечатления гнилости и смрада нравственного, мать удаляла от взора и слуха юности. Матери сами водили детей (долгом считают водить и ныне) в театр и амфитеатр. Емилия признавала, что и то уже невознаградимый вред от театральных сцен, что они отучают душу от любви к труду и приучают к легкомыслию и рассеянности. Она обучала дочь женским рукодельям и домашнему хозяйству, тем более что труд физический укреплял ее здоровье. После домашних занятий Емилия водила дочь в храм Божий слушать священные песни и молитвы.

Макрина, пришедшая в возраст, была красавицею по телу и по душе. Многие стали искать руки ее. Отец выбрал для дочери достойного жениха, но Бог, готовивший для чистой голубицы другую атмосферу, устроил по-Своему. Тогда как избранный жених старался укреплять в семействе Макрины доброе мнение о себе защитою невинно обвиняемых, послана была ему болезнь и он скончался. Это решило будущность Макрины. Когда родители предлагали ей других женихов, она отвечала: «Жених мой не умер, он только в отлучке; зачем же изменять ему?»

Теперь Макрина более прежнего старалась быть полезною для матери. Несколько служанок не могли столько выполнить услуг, сколько выполняла одна Макрина. И мать нежно любила ее. «Других детей, – говорила она, – носила я лишь некоторое время, а с Макриною не разлучалась никогда». От этой связи дочери с матерью польза была для обеих, и польза неоценимая: мать управляла чувствами и помышлениями дочери, а дочь до такой степени заботилась о матери, что собственными руками пекла для нее хлеб и шила белье.

Когда умер отец семьи, Макрина была главною помощницею матери по управлению имениями, находившимися в разных областях. Важнее же было то, что Макрина имела влияние на нравственный быт всей семьи. Хотя мать стояла на высокой степени нравственной жизни, но Макрина нечувствительно вела ее выше и выше примером самоотверженной своей жизни. Она внушала брату Василию предаться исключительно изучению Евангельской мудрости. Она образовала Петра, быв для него второю матерью и наставницею. Когда все братья и сестры могли уже заведовать собою, она склонила мать удалиться с нею в монастырь.

Как сильна была духом блаженная Макрина, как близка была душа ее к Господу, это открылось по особенному случаю. Под шеей Макрины, на груди, образовался чрезвычайный нарост: предполагали, что это – внутренний нарыв, и считали необходимым сделать хирургическую операцию, дабы иначе болезнь не распространилась на легкие и печень и не причинила смерти. Мать упрашивала Макрину согласиться на выполнение врачебного совета: врач дан Богом для пользы нашей, говорила нежная мать. Но высокая девственница решилась лучше переносить все страдания, чем обнажить тело свое перед глазами оператора. Она обратилась с надеждами к Господу. Пробыв при матери до Всенощного бдения, она уединилась в моленную монастыря и провела там всю ночь в слезах, умоляя Небесного Врача явить над нею Свою волю. Взяв потом несколько земли, омоченной ее слезами, она приложила ее к больной части тела. Надежды ее не были обмануты. Возвратясь к матери, она сказала, что если желает ей выздоровления, то пусть осенит болящее место крестным знамением. Мать хотела исполнить это; но, приложив руку к груди дочери, заметила, что нарост исчез; остался только знак, как будто место уколото было иглою. «Богу угодно было, – говорит святитель Григорий Назианзский, – оставить этот след как памятник совершившегося чуда».

 

По книге: Избранные жития святых,
изложенные по руководству
Четьих-Миней архиепископа
Филарета Черниговского.
Т. 1. М., 2011.

 

 

 

19 июля / 1 августа. Среда.

Преп. Макрины, сестры свт. Василия Великого (380). Преп. Дия (ок. 430). Обретение мощей преп. Серафима, Саровского чудотворца (1903). Собор Курских святых. Блгв. кн. Романа (Олеговича) Рязанского (1270). Преп. Паисия Печерского, в Дальних пещерах (XIV). Блж. Стефана Высокого, Короля Сербского (1427), и матери его Милицы (1405).

 

20 июля / 2 августа. Четверг.

Пророка Илии (IX в. до Р. Х.). Преп. Аврамия Галичского, Чухломского (1375). Обретение мощей прмч. Афанасия Брестского (1649). Сщмч. Константина Словцова (1918); сщмчч. Александра Архангельского, Георгия Никитина, Иоанна Стеблина-Каменского, Сергия Гортинского и Феодора Яковлева пресвитеров, прмчч. Тихона Кречкова, Георгия Пожарова, Кирилла Вязникова и мчч. Евфимия Гребенщикова и Петра Вязникова (1930); сщмч. Алексия Знаменского пресвитера (1938); прмч. Феодора Абросимова (1941). Чухломской, или Галичской (1350), Абалацкой («Знамение») (1637) и Оршанской (1631) икон Божией Матери.

 

21 июля / 3 августа. Пятница.

Пророка Иезекииля (VI в. до Р.Х.). Препп. Симеона, Христа ради юродивого, и Иоанна, спостника его (ок. 590). Препп. Онуфрия молчаливого и Онисима затворника, Печерских, в Ближних пещерах (XII–XIII). Сщмч. Петра Голубева пресвитера (1938). Обретение мощей св. Романа Медведя исп., пресвитера (1999).

 

22 июля / 4 августа. Суббота.

Мироносицы равноап. Марии Магдалины (I). Перенесение мощей сщмч. Фоки (403–404). Преп. Корнилия Переяславского (1693). Сщмч. Михаила Накарякова пресвитера (1918); сщмч. Алексия Ильинского пресвитера (1931).

 

23 июля / 5 августа. Неделя 10-я по Пятидесятнице.

Почаевской иконы Божией Матери (1675). Мчч. Трофима, Феофила и с ними 13-ти мучеников (284–305). Прав. воина Феодора Ушакова (прославление 2001). Сщмч. Аполлинария, еп. Равеннийского (ок. 75). Собор Смоленских святых (переходящее празднование в воскресенье перед 28 июля). Сщмч. Михаила Троицкого пресвитера и мч. Андрея Аргунова (1938). Иконы Божией Матери, именуемой «Всех скорбящих Радость» (с грошиками) (1888).

 

24 июля / 6 августа. Понедельник.

Мц. Христины (ок. 300). Мчч. блгвв. кнн. Бориса и Глеба, во Святом Крещении Романа и Давида (1015). Преп. Поликарпа, архим. Печерского (1182). Обретение мощей преп. Далмата Исетского (1994). Сщмч. Алфея Корбанского диакона (1937); свв. Николая Понгильского (1942) и Иоанна Калинина (1951) испп., пресвитеров.

 

25 июля / 7 августа. Вторник.

Успение прав. Анны, матери Пресвятой Богородицы. Свв. жен Олимпиады диаконисы (409) и Евпраксии, девы Тавеннской (413). Преп. Макария Желтоводского, Унженского (1444). Память V Вселенского Собора (553). Сщмч. Николая Удинцева пресвитера (1918); сщмч. Александра Сахарова пресвитера (1927); св. Ираиды Тиховой исп. (1967).

 

26 июля / 8 августа. Среда.

Сщмчч. Ермолая, Ермиппа и Ермократа, иереев Никомидийских (ок. 305). Преп. Моисея Угрина, Печерского, в Ближних пещерах (ок. 1043). Прмц. Параскевы (138–161). Сщмч. Сергия Стрельникова пресвитера (1937).

 

27 июля / 9 августа. Четверг.

Вмч. и целителя Пантелеимона (305). Преп. Германа Аляскинского (1837).  Блж. Николая Кочанова, Христа ради юродивого, Новгородского (1392). Свт. Иоасафа, митр. Московского и всея Руси (1555). Преп. Анфисы исп., игумении, и 90 сестер ее (VIII). Равноапп. Климента Охридского, еп. Великой Македонии (916), Наума, Саввы, Горазда и Ангеляра (Болг.), учеников свв. Кирилла и Мефодия (X в.). Сщмчч. Амвросия, еп. Сарапульского, Платона Горных и Пантелеимона Богоявленского пресвитеров (1918); сщмч. Иоанна Соловьева пресвитера (1941).

 

28 июля / 10 августа. Пятница.

Смоленской иконы Божией Матери, именуемой «Одигитрия» (Путеводительница) (принесена из Царьграда в 1046 г.). Aпп. от 70-ти Прохора, Никанора, Тимона и Пармена диаконов (I). Свт. Питирима, еп. Тамбовского (1698). Собор Тамбовских святых. Преп. Моисея, чудотворца Печерского, в Дальних пещерах (XIII–XIV). Мчч. Иулиана (II), Евстафия (ок. 316) и Акакия (ок. 321). Преп. Павла Ксиропотамского (820). Сщмч. Николая Пономарева диакона (1918); прмч. Василия Эрекаева, прмцц. Анастасии Камаевой и Елены Асташкиной, мчч. Арефы Еремкина, Иоанна Ломакина, Иоанна Сельманова, Иоанна Милешкина и мц. Мавры Моисеевой (1937). Гребневской (1380), Костромской (1672) и «Умиление» Серафимо-Дивеевской (1885) икон Божией Матери. Чтимые списки со Смоленской иконы Божией Матери: Устюженская (1290), Выдропусская (XV), Воронинская (1524), Христофоровская (XVI), Супрасльская (XVI), Югская (1615), Игрицкая (1624), Шуйская (1654–1655), Седмиезерная (XVII), Сергиевская (в Троице-Сергиевой лавре) (1730).

 

29 июля / 11 августа. Суббота.

Мч. Каллиника (III–IV). Препп. Константина и Космы Косинских, Старорусских (XIII). Мц. Серафимы девы (117–138). Мц. Феодотии и трех чад ее (304). Прмч. Михаила (IX). Мч. Евстафия Мцхетского (589) (Груз.). Прмчч. Серафима Богословского и Феогноста Пивоварова (1921); прмч. Анатолия Смирнова (после 1930); сщмч. Алексия Красновского пресвитера и прмч. Пахомия Русина (1938).

 

30 июля / 12 августа. Неделя 11-я по Пятидесятнице.

Апп. от 70-ти Силы, Силуана, Крискента, Епенета и Андроника (I). Мч. Иоанна Воина (IV). Преп. Анатолия Оптинского, Младшего (1922). Обретение мощей преп. Германа Соловецкого (1484). Мчч. Полихрония, еп. Вавилонского, Пармения, Елимы и Хрисотеля пресвитеров, Луки и Муко диаконов, Авдона и Сенниса, князей Персидских, и мчч. Олимпия и Максима (ок. 251). Сщмч. Валентина (Уалентина) епископа и трех учеников его мчч. Прокула, Ефива и Аполлония и прав. Авундия (ок. 273). Собор Самарских святых. Сщмч. Иоанна Плотникова диакона (1918).

 

31 июля / 13 августа. Понедельник.

Предпразднство Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня. Прав. Евдокима Каппадокиянина (IX). Мц. Иулитты (304–305). Прмч. Дионисия Ватопедского (1822). Сщмч. Вениамина, митр. Петроградского, и с ним прмч. Сергия Шеина и мчч. Юрия Новицкого и Иоанна Ковшарова (1922); мч. Максима Румянцева (1928); сщмч. Владимира Холодковского пресвитера (1937); сщмч. Иоанна Румянцева пресвитера, св. Константина Разумова исп., пресвитера, мц. Анны Серовой и св. Елисаветы Румянцевой исп. (после 1937). Свт. Василия исп., еп.  Кинешемского (1945). Заговение на Успенский пост.

 

1/14 августа. Вторник.

Происхождение (Изнесение) Честных Древ Животворящего Креста Господня. Празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице (1164). Семи мучеников Маккавеев: Авима, Антонина, Гурия, Елеазара, Евсевона, Алима и Маркелла, матери их Соломонии и учителя их Елеазара (166 г. до Р.Х.). Сщмч. Димитрия пресвитера (1937). Обретение мощей преп. Софии Суздальской (1995). Мчч. в Пергии Памфилийской: Леонтия, Аттия, Александра, Киндея, Минсифея, Кириака, Минеона, Катуна и Евклея (III). Сщмч. Димитрия Павского пресвитера (1937). Начало Успенского поста.

 

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник