ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
ЦЕРКОВЬ И ОБЩЕСТВО СОБЫТИЯ И КОММЕНТАРИИ СТРАНИЦА 8
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

Экуменическая встреча в Бари

 


Экуменическая встреча в Бари 7 июля 2018 года

 

 

Покайтесь… (Мф. 3, 2), – с этого призыва начал свою проповедь святой пророк Иоанн Предтеча. Покайтесь и веруйте в Евангелие (Мк. 1, 15), – такова была первая проповедь Господа нашего Иисуса Христа. Только через три года наставления учеников во всех добродетелях Спаситель преподал им учение о мире: Сие сказал Я вам, чтобы вы имели во Мне мир (Ин. 16, 33); Мир оставляю вам, мир Мой даю вам (Там же. 14, 27). «А это значит, – пишет святитель Николай Сербский, – что мир – дар Божий и приходит от Бога, что мир дается как венец и плод многих нравственных усилий и добродетелей на вершине лестницы, первая ступень которой – покаяние» («Миссионерские письма», письмо 112).

Таков истинный путь к миру во всем мире. Его ежедневно проповедует Православная Церковь, призывая людей к покаянию, вере в Евангелие, Крещению, очищению от своих грехов, примирению со своей совестью, Богом и ближними. Вот подлинное благо человечества – мир Христов и путь к его приобретению.

Но есть и иной мир, который не от Бога, а от сопротивного. «Да не подумают, однако же, – говорит святитель Григорий Богослов, – будто бы я утверждаю, что всяким миром надобно дорожить. Ибо знаю, что есть прекрасное разногласие и самое пагубное единомыслие; но должно любить добрый мир, имеющий добрую цель и соединяющий с Богом. <…> Но когда идет дело о явном нечестии, тогда должно скорее идти на огонь и меч, не смотреть на требования времени и властителей и вообще на все, нежели приобщаться к закваске лукавства и прикасаться к зараженным. Всего страшнее – бояться чего-либо более, нежели Бога, и из-за этой боязни служителю истины стать предателем учения веры и истины» («Слово 6-е о мире, произнесенное в присутствии отца после предшествовавшего молчания по случаю воссоединения монашествующих»).

В Бари 7 июля 2018 года по инициативе папы римского Франциска прошел «День размышления и молитвы за мир на Ближнем Востоке» – экуменическая встреча с участием почти 20-ти глав и высокопоставленных представителей православных, католических, несторианских и монофизитских церквей и конфессий Ближнего Востока. В совместном экуменическом молебне на набережной города, по данным организаторов, участвовали более 70 тыс. человек. Почти все присутствовавшие произнесли на своих языках отдельные части молитвы. Встреча главы католической и предстоятелей и представителей Восточных Церквей в Бари завершилась воззванием к мируи к политическим лидерам, сообщили СМИ.

Папа римский Франциск, произносивший заключительную речь, призвал перейти от логики вражды и эгоизма к логике стремления к миру.

Но что это за мир, проповедуемый папой, истинный ли он, угоден ли Богу?

Прежде всего, путь к миру, предложенный Франциском, является незаконным для Церкви – он противоречит ее учению, а значит, не может иметь благих последствий, водворения желаемого мира. Учение папы не согласно с учением Церкви, и при этом римский понтифик не призвал человечество или хотя бы своих последователей к покаянию, не признал эту свою незаконность относительно Церкви, не изъявил ни малейшего расположения к отречению от католических догматов и учений, противных истине, но дерзнул просить у Бога, создавшего Церковь, мира! Вместо этого инструментом мира он предложил опять же богопротивное и несогласное с Церковью (и поэтому вновь незаконное) экуменическое единение и молитву, что по свидетельству Святых Отцов не может быть приятно Богу.

«Сегодня, к несчастью, и у нас появилась европейская „корректность“, и люди стремятся показать себя добрыми, – отмечал преподобный Паисий Святогорец. – Желая проявить свое „высшее благородство“, они заканчивают тем, что кланяются двурогому диаволу... Ко мне в каливу тоже приходили несколько человек с такими взглядами. „Нам, т. е. всем, кто верует во Христа, – говорили они мне, – надо объединиться в одну религию“. – „Это все равно что предлагать мне собрать в одну кучу столько-то каратов золота и столько-то отделенной от этого золота меди, чтобы снова сделать из них один сплав, – ответил я. – Но разве разумно опять смешивать золото с дешевыми металлами?.. Ведь было столько борьбы, чтобы очистить догмат от мусора“. Святые Отцы знали, что делали. Они воспретили общение с еретиками не без причины» («Слова старца Паисия Святогорца». Т. 1. «Духовное пробуждение»).

Приведем также комментарий современного священнослужителя, доктора исторических наук, члена Синодальной богослужебной комиссии Русской Православной Церкви протодиакона Владимира Василика: «Встреча, несмотря на возвещенные благие цели, на мой взгляд, не может привести к добрым последствиям. Это, по-видимому, один из тех случаев, когда дорога в ад вымощена благими намерениями. <…> Как известно, совместная молитва с еретиками запрещена 45-м и 46-м Апостольскими правилами. Соответственно, то, что делается недолжным, неканоническим и нецерковным образом, не должно иметь благодатных и благих последствий. Оно не только не имеет силы, но и обладает силой отрицательной.

Поясню примером. В 1452 году в Святой Софии кардинал Исидор отслужил литургию, на коей молились православные (а точнее, униаты) и католики. На той литургии молились, в частности, о спасении православных христиан, которым грозило турецкое рабство. Ситуация целиком и полностью соответствовала тому, что произошло в Бари. Кардинал Исидор и византийский Император Константин Палеолог заботились об участи христианских меньшинств, угнетаемых мусульманами, и о судьбе гибнувшей Византийской Империи, которая сократилась до микроскопических масштабов.

Каковы были плоды этой молитвы? Через полгода Константинополь пал, и Святая София стала мечетью. И поэтому факт данной молитвы заставляет еще больше безпокоиться, еще больше тревожиться о судьбе ближневосточных христиан. Боюсь, что в результате этой молитвы их положение еще более ухудшится».

Итак, экуменическая встреча в Бари, инициированная папой Франциском, – это шаг не к водворению мира на Ближнем Востоке, но, скорее, напротив, к углублению конфронтации.

 

Александр ДРУЖИНИН

 


 

Секты как союзники врагов
православных стран

 


Флаги Грузии с пятью крестами на фоне собора Пресвятой Троицы,
главного храма Грузинской Православной Церкви

 

Конституционный суд Грузии удовлетворил иск религиозных меньшинств и упразднил норму Налогового кодекса, которая предполагает освобождение Грузинской Православной Церкви от уплаты НДС во время строительства храмов, их реставрации и росписи, сообщили российские СМИ со ссылкой на сообщение на сайте суда.

Представители ряда религиозных конфессий обратились в Конституционный суд с иском против парламента Грузии по вопросу целесообразности освобождения Православной Церкви от уплаты НДС в марте 2017 года.

Иск подали «Евангелистско-баптистская церковь Грузии», «Церковь Грузии „Слово жизни“», «Церковь Христа», «Церковь евангелисткой веры Грузии», «Транскавказский союз христиан-адвентистов седьмого дня», «Апостольская администрация латинских католиков Кавказа», «Союз мусульман Грузии» и «Церковь Святой Троицы».

Они выразили протест против того, что от уплаты НДС во время строительства храмов, их реставрации и росписи освобождалась только ГПЦ.

В свою очередь ответчик – парламент Грузии – ссылался на то, что эта норма служит признанию особой роли ГПЦ в истории страны.

В итоге Конституционный суд Грузии посчитал, что все упомянутые религиозные объединения равноправны, а проявление особого отношения свидетельствует о подходе по религиозному признаку, религиозной дискриминации.

«Суд отметил, что особая роль Грузинской Православной Церкви связана с ее историческим вкладом и не служит созданию в будущем привилегированного правового положения для православной христианской религии», – говорится в сообщении Конституционного суда.

При этом суд указал, что т. к. налоговая льгота является частью правовых отношений, привилегированное положение Патриархии Грузии в этом случае не основывается на историческом вкладе ГПЦ, а является доброй волей государства.

«Конституционный суд считает, что неравноправное отношение спорной нормы не имеет рациональной связи с названными легитимными целями и представляет собой дискриминационное регулирование. Соответственно, тот нормативный смысл спорной нормы, который освобождает только Патриархию Грузии от уплаты НДС во время строительства храмов и церквей, их реставрации и росписи, признается неконституционным в соответствии со статьей 14 Конституции Грузии (запрет на дискриминацию)», – отмечается в решении суда.
Как же расценить это решение?

 

Окончание см. на стр. 9

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник