ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
СЛОВО ПАСТЫРЯ ПРАЗДНИЧНАЯ ПРОПОВЕДЬ СТРАНИЦА 13
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

Бороться за молитву

19 июля / 1 августа – память преп. Серафима,
Саровского чудотворца

 

 

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Мы пришли сегодня творить память святого угодника Божия преподобного Серафима, величать его как того, кто боролся с миром как инок.
Нам нужно помнить в этот день о том, что происходит в наших душах и в нашей жизни. Сейчас очень многие отказываются от борьбы с миром, от того пути, каким шел преподобный Серафим и на котором он имел величайшие достижения. Нам приходится слышать, что все наше делание – пример, который мы берем от Святых Отцов, от преподобного Серафима – все это затемняет подлинный лик Христов и Его подлинное учение. А между тем мы, верующие, должны идти за Христом, и нам важно знать, как мы должны идти за Ним, как мы должны совершать путь своего спасения.
Ответ дан Самим Спасителем. Он говорит, что князь мира сего не изгнан еще вон, что надо бороться с ним. «Царство Божие внутри вас есть», но оно с борьбой берется, оно «нудится». Эта борьба за Царство Божие наиболее ярко выразилась в иночестве. Это не значит, конечно, что здесь, в миру, нельзя бороться со страстями и похотями, но иночество наиболее выявило путь отречения от мира сего. Это не есть отречение от мира в смысле отречения от жизни, а отречение от греха.
Обет этого отречения в иночестве выражен только с большей силой, но его все мы дали при Крещении. Мы здесь, на земле, должны начать устраивать в себе зачатки Царствия Божия. Такой ответ дает Господь и Его апостолы.
Но теми, кто ныне как и мы чтит угодника Божия Серафима преподобного (имеются в виду обновленцы, – примеч. ред.), дается другой ответ. Говорят, что надо уничтожить не только монастыри, но искоренять и самую борьбу с грехом – уничтожить аскетизм.
А между тем для нас, пришедших сегодня прославить преподобного Серафима, того, кто в непрестанной молитве стяжал любовь Христову, – для нас на этой великой нашей работе – в молитве – выясняется, может быть, ярче всего наше отношение к миру и к «новой церкви», ведущей борьбу с преподобным Серафимом.
Что такое непрестанная молитва?
Святые Отцы говорят, что молитва есть пребывание и соединение человека с Богом; стало быть, молитва – не только на словах, ибо праведник пред Богом ходит. Это учение о непрестанной молитве было для них не словами, но делом. Здесь ярко мы видим разницу между Святыми Отцами и нашими современниками. Одни только говорят о Христе, а другие все время пребывали в соединении с Ним.
Преподобный Серафим есть прежде всего представитель молящейся Церкви, величайший молитвенник, ибо это он в продолжение 1000 дней и ночей совершал бдение на камне.
Когда нам говорят теперь, что нам надо получить те или иные впечатления, создать особое настроение, чтобы помолиться, мы видим, что Церковь идет не путем развлечения нас, не путем привлечения на молитву посредством тех или других впечатлений. К молитве мы должны приготовляться в течение всей нашей жизни. Святые Отцы говорят, что наша молитва зависит от того, как мы живем; на ней отражается все то, чем мы были заняты до того, как на нее стали; мы должны готовиться и перед самой молитвой.
Стало быть, наша молитва зависит от того, как мы готовимся, как мы живем.
Нам, не умеющим молиться, преподобный Серафим помогает встать на настоящий путь. Он говорит нам, что молитва начинается не тогда, когда мы встали на молитву и исполняем то или иное правило, а, как сказано у Иоанна Лествичника, для нас нужно непрестанное духовное делание в течение всей жизни. Надо идти путем смирения, послушания, обуздания своих страстей и похотей, и это все еще ничего не значит, если нам кажется, что, долго пребывая на молитве, мы ничего не получаем, – ибо самое пребывание на молитве есть уже приобретение. Так говорят Святые Отцы и прославляемый нами преподобный Серафим. <…>
Нам надо учиться молиться, ибо молитва есть единственное, что пойдет с нами в иную жизнь. Все остальное есть только средство для перехода туда, а это одно будет там нужно.
Сегодня Господь поставил нас перед преподобным Серафимом, и нам надо прежде всего обратиться к нему, к тому, кто возглавляет нашу Русскую молящуюся Церковь. В последние дни, когда начинается в ней как будто разделение, нам надо обратиться к тем, кто имел истинное делание. Многие из Русских людей совершают величайшее беззаконие, творя ныне память преподобного Серафима и отвращаясь от этого делания. А мы должны не только признать, но и вполне понять, что он, преподобный Серафим, учит нас, как нам нужно жить. Это ничего не значит, что мы не несем тех подвигов, что мы не в монастыре: наша мера не серафимовская.
Преподобный Серафим говорит, что прежде всего должны мы бороться за молитву, должны приготовляться к ней в течение всей нашей жизни, должны воздерживаться от осуждения, хранить уста, вспоминать как можно чаще о Господе и молиться Ему, хотя бы просто произнося время от времени: «Господи, помилуй», «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного», – чтобы дела наши не отвлекали нас от Господа. Только когда мы поймем самым делом, что Царство Божие нудится, только тогда сможем мы почтить достойным образом память преподобного Серафима.
Мы страдаем отдалением от Бога, мы постоянно пребываем не с Ним, а с начальником тьмы и злобы.
В день памяти преподобного Серафима помните, что вам надо приготовляться к будущей жизни, бороться за молитву. Если мы пойдем этим путем, если будем помнить заветы преподобного Серафима, тогда будет он для нас не тем, кто где-то, когда-то жил и совершал какие-то подвиги, – он будет нам учителем, молитвенником и отцом и поможет помнить, что жизнь христианская есть борьба за Царство Божие с царством диавола, что надо трудиться и идти ко Господу и Его святым, а прежде всего – к преподобному Серафиму, Саровскому Чудотворцу. Аминь.

Священномученик
Сергий МЕЧЕВ

 

«Друг друга тяготы носите...»
Жизнь и пастырский подвиг
священномученика Сергия Мечева
/ Сост. А. Ф. Грушина.
 В 2-х кн. Кн. 2. М., 2017.

 

 

Последовавшая Христу

 

Окончание. Начало см. на стр. 12

 

Но наконец, 25 июня 1905 года сестры Усть-Медведицкого монастыря проводили свою любимую настоятельницу в Саров. Матушка, несмотря на нездоровье и сильную слабость, пожелала непременно исполнить свое обещание поклониться мощам дивного старца Серафима, к которому имела теплую веру. По дороге она заболела, пробыла недели две у своей родственницы, в Саров прибыла только 12 июля. По Промыслу Божиему здесь ей и суждено было закончить свой земной путь. Утром 21 июля Матушка последний раз причастилась Святых Тайн. К вечерне и Всенощной идти уже не могла. По свидетельству келейницы, поздно вечером, перед самой кончиной, глаза матери Арсении стали большие, блестящие и радостные, как будто она увидела что-то прекрасное. Она вздохнула раза два, лицо ее просветлело, затем последовал последний вздох – в одиннадцатом часу ночи подвижница мирно отошла ко Господу.

Народное почитание игумении Арсении началось сразу после ее кончины. А 21 октября 2016 года определением Священного Синода Русской Православной Церкви она была причислена к лику святых для местного почитания в Волгоградской митрополии.

 

ИЗ ПИСЕМ
ПРЕПОДОБНОЙ АРСЕНИИ:

 

...Но отчего же ты чувствуешь болезненное и томящее ощущение в сердце? Отчего? Конечно, от страстей. «Идеже Дух Господень, ту свобода» (2 Кор. 3, 17). А я скажу: где страсть, там теснота и страдание. Что страсти живут в нашем сердце – это неоспоримо, но они не дают себя знать томительною тяжестью, когда мы их не сознаем и исполняем их. Не томят они и тогда, когда, сознавая их, мы им противимся. Но когда мы сознаем их в себе и не хотим всеми силами души восстать против них, когда мы одною частью души отвергаем их, а другою прислушиваемся к их сладкому говору, когда мы уклоняемся от обличений, когда жалеем себя и не решаемся идти по крестному пути за нашим Крестоносцем, Учителем, – тогда, конечно, будем чувствовать томление и боль. Господь, взявший на Себя все наши грехи и немощи, показал Собой пример борьбы воли. В Гефсиманском саду Он до тех пор томился, пока воля Его согласилась принять страдание. Испытай свое сердце, и ты увидишь, что в нем много противоречий. Надо один раз навсегда предать душу свою водительству воли Божией, последованию заповедям Его и руководству суровым монашеским правилам. Когда согласится душа, так и будет легко. Мне нравится в тебе способность увлекаться и восторгаться всем святым и хорошим, но не забудь, что отречение монашеское лучше всего и полезней всего. «Бегай от людей и спасешься». И ты бегай от всего в глубину своего сердца, чтобы там быть с Единым. Да хранит тебя Господь, Ему я молюсь о тебе и Ему тебя поручаю.

 

Подготовила Ксения МИРОНОВА

 

По книге: Игумения Арсения.
Опыт духовной биографии.
Письма. М., 2003.

 

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник