ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
МОНАРХИЯ УРОКИ ИСТОРИИ СТРАНИЦА 7
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

Правда о первом Русском Царе

 


Народное почитание

 

Окончание. Начало см. в № 13 (205)

 

А введены в научный оборот они были еще во второй половине XIX века – их использовали в своей работе такие авторитетные церковные специалисты-историки, как архимандрит Сергий (Спасский) и Е. Е. Голубинский. На обороте листа 205 под 10 июня в этих святцах черным по белому написано: «В той же день обретение святого телеси великомученика Царя Иванна». Обратите внимание, что почитался он как великомученик, а в его останках, напомню, согласно изысканиям специалистов ХХ века, обнаружено огромное количество ртути и, по некоторым данным, мышьяка…

Приснопамятный митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн (Снычев) прямо указывал, что в народе до 1917 года Царя Иоанна широко почитали как местночтимого святого. Митрополит пишет: «К могиле Грозного Царя приходил простой люд служить панихиды, веруя, что таким образом выраженное почитание Иоанна IV привлекает благодать Божию в дела, требующие справедливого и нелицеприятного суда» (Иоанн (Снычев), митр. Русская симфония. Очерки русской историософии. СПб., 2009. С. 162).

Ранее, еще в 1916 году, об общенародном почитании Царя писал в своей книге «Московский придворный Архангельский собор» протоиерей Николай Извеков. Напомню также, что в Грановитой палате Московского Кремля и по сей день сохранилось изображение Царя Иоанна с нимбом. Впрочем, как известно, на фресках (например, можно вспомнить фрески Архангельского собора Московского Кремля) практически все Великие Князья, жившие еще до Царя Иоанна, также имеют нимбы, что свидетельствует об их особом почитании в народе. Это еще византийская традиция изображения Царственных особ. Как бы то ни было, люди всегда с уважением относились к Царю Иоанну, видя в нем своего заступника и защитника земли Русской.

В какой-то степени такое отношение сохранилось и до сих пор. В кругах современных почитателей Иоанна IV распространено стихотворение-молитва со следующими словами:

О, великий Государь, наш любимый Грозный Царь!

Ты восстань в защиту нам, заблудившимся овцам…

Помимо владыки Иоанна (Снычева), хорошо известно о почитании Царя Иоанна старцем протоиереем Николаем Гурьяновым.

Впрочем, дискуссии о возможной канонизации Иоанна Грозного, развернувшиеся на рубеже XX–XXI веков, показали преждевременность принятия конкретного церковного решения по данному вопросу. Общество в целом явно не готово к прославлению этого Государя, т. к. многие люди, в том числе иерархи нашей Церкви, по-прежнему находятся в плену карамзинских измышлений о его якобы чрезмерной жестокости и сумасбродстве.

Утверждения же противников канонизации о том, что одобрение движения за прославление Царя со стороны Церкви может обернуться новым Гулагом и опричным террором, однако, выглядят абсурдными и не выдерживают критики. Ни митрополит Иоанн (Снычев), ни старец отец Николай Гурьянов не были сторонниками карательных мер, да и современных почитателей (например, певицу Жанну Бичевскую, историка и публициста Леонида Болотина и др.) тоже таковыми назвать нельзя.

Если же оценивать это явление в целом, то стоит отметить, что движение за канонизацию Царя Иоанна возродилось в условиях новой России вполне осознанно – во многом это была реакция на шквал русофобии и очернения Русской истории, который наблюдался у нас с «перестроечных» лет.

 

– Как Вы полагаете, насколько вообще проблема отношения к Грозному Царю сейчас актуальна? Как клевета на царствование ХVI века может влиять на судьбу России в веке ХХI? Есть ли надежда на историческую реабилитацию Иоанна Васильевича на общегосударственном и общецерковном уровнях и что для этого необходимо?

– Конечно, вопрос отношения к личности Иоанна Грозного актуальнен и по сей день. В конце концов, нужно четко определиться во взглядах на первого Русского Царя. В народных песнях и преданиях образ Царя Иоанна, кстати говоря, вполне конкретен – это грозный, но справедливый Царь. Однако годы, когда наша история до безконечности переписывалась в угоду политической конъюнктуре, сделали свое черное дело. И если еще во времена Петра I и первого профессионального русского историка В. Н. Татищева большинство воспринимало Иоанна именно как выдающегося государственного деятеля, то уже к XIX веку образованные слои общества, начитавшись Н. М. Карамзина, Н. И. Костомарова и других подобного рода историков, ретранслировали образ Царя-тирана, который потом плавно перекочевал в советскую историографию. Правда, должен напомнить, что во времена правления И. В. Сталина отношение к Иоанну Грозному было на самом высоком уровне пересмотрено, и тогдашние историки (о них я говорил, отвечая на первый вопрос) воспринимали Царя как мудрого и справедливого правителя. Хрущевская «оттепель», а вслед за ней горбачевская «перестройка», однако, вновь вернули ситуацию в «досталинское» положение. Миллионными тиражами печатались и печатаются труды Н. М. Карамзина, которые безусловно являются великолепным памятником художественной прозы, но с точки зрения современной историографии заслуживают весьма критического отношения.

 


На открытии памятника Грозному Государю в Орле
14 октября 2016 года

 

Надежда на историческую реабилитацию Царя Иоанна, конечно же, есть. Для этого необходимо пресечь шквал русофобии, исходящий от средств массовой информации. При этом надо понимать, что уважительное отношение к Иоанну Грозному в первую очередь нужно не ему, а нам, грешным. Впрочем, как я отмечал в предыдущей беседе, наметившийся в последние годы патриотический поворот на уровне государственного мышления внушает определенную надежду на то, что и на высоком официальном уровне в конце концов точка зрения на образ правления Иоанна IV будет существенным образом пересмотрена. А вслед за государственной властью «подтянется», так сказать, и Церковь в лице наших досточтимых архипастырей.

Трудно сказать, как скоро это может произойти. Полагаю, на 80 процентов все будет зависеть от позиции официальной власти (в первую очередь светской, отчасти – церковной), а на остальные 20 процентов – от наших собственных усилий, от нашей просветительской деятельности. Надеюсь, что и этот материал внесет скромный вклад в дело исторической реабилитации первого Русского Государя.

 

Беседовала Анна САМСОНОВА

 

Я же знаю и верю, что те, кто живет злой жизнью и преступает Божии заповеди, не только там получают кару, но и здесь испивают чашу ярости Господней за свои злодейства и испытывают многообразные наказания, а, придя на тот свет, в ожидании праведного Господнего Суда претерпевают горчайшее осуждение, а после осуждения – безконечные муки. Так я верю в Страшный Суд Господень. Вопреки манихеям, вопреки твоим гнусным выдумкам, будто я не хочу дать ответ в своих грехах, я знаю, что Христос владеет и распоряжается всем на небе, земле и в преисподней и карает мучениями непокорных. Верю, что мне, как рабу, предстоит суд не только за свои грехи, вольные и невольные, но и за грехи моих подданных, совершенные из-за моей неосмотрительности, – не достойна ли смеха твоя выдумка, что возможно не повиноваться Царю Царей, если даже человеческая власть может привлекать к суду силой? Если даже кто-нибудь будет настолько безумен, что не захочет повиноваться Богу, то где же он укроется от Его гнева? Так я верую в неподкупный Господень Суд. Кто, живой или мертвый, может ускользнуть от Божией десницы? Все обнажено и все открыто перед Ним.

Я знаю, что истинный Бог наш Христос – противник гордых гонителей. Рассудим же, кто из нас горд: я ли, требующий повиновения только от рабов, данных мне от Бога, или вы, отвергающие мое владычество, установленное Богом, и свое рабское состояние; требующие, чтобы я исполнял вашу волю как Божию, и присваивающие себе учительский сан? Где гордость: когда господин учит раба или когда раб приказывает господину? Даже невежда может это понять.

Как же ты, собака, и о том не подумал, что когда три Патриарха с множеством святителей написали длинный список нечестивому Царю Феофилу, они все-таки не написали ему таких хулений, как ты; а ведь Царь Феофил был нечестив; а благочестивым Царям надо писать как можно смиреннее, если хочешь получить милость от Бога. Я же верю в Бога и таких грехов, как Феофил, ни одним движением сердечным не совершил, и если они, имея власть, не хулили нечестивого, – то кто ты такой, чтобы, присваивая учительский сан, так неистово меня хулить?

 

Государь Иоанн VI Грозный

 

Первое послание Курбскому //
Послания Иоанна Грозного.
М.; Л., 1951. С. 311–312.

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник