ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
В ЭТОТ ДЕНЬ... БОЖИЙ ВЕРТОГРАД СТРАНИЦА 10
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

 

Защитник Калуги

 


Памятник святому Лаврентию в Калуге

 

Имя блаженного Лаврентия начинает древний семейный синодик (помянник) боярского рода Хитровых, находившийся в Перемышльском Лютиковом монастыре Калужской епархии. Это, как и другие косвенные свидетельства, говорит о том, что блаженный Лаврентий происходил из старинного рода.

В 1505 году Калуга, находившаяся в 190 км к юго-западу от Москвы, стала самостоятельным княжеством, завещанным Иоанном III (1462–1505) как удел своему сыну Симеону (1505–1518).

Князь Симеон предстает как добрый заботливый правитель, удостоившийся благотворить святому человеку и в свою очередь получить от него чудесную помощь себе и всему городу. Калужская летопись отмечает: «В 1512 году напали на город агаряны (крымские татары); против них вышел князь [Симеон] с гражданами, а праведный Лаврентий, бывший в его доме, внезапно крикнул громким голосом: „Дайте мне вострый топор, псы напали на князя Симеона, надобно оборонить его от псов“; и, схватив [топор], ушел. И когда князь Симеон бился с насада (судна) на Оке, а агаряны во множестве обступили князя, внезапно оказался на насаде праведный Лаврентий, укрепляя его и все войско словами: „Не бойтесь!“ В тот же час князь победил агарян и прогнал их; а праведный Лаврентий опять явился в дому княжеском и, юродствуя, шумел: „Оборонил князя от псов“. Князь, возвратясь с сражения, рассказал, как явился праведник и его помощью побеждены враги, напавшие на Калугу».

С топором, насаженным на длинное топорище, изображается святой Лаврентий и на древних иконах. Ходил зимой и летом босой, в рубашке и овчинном кожухе. В доме у князя он жил только некоторое время, а больше – там, где впоследствии был основан монастырь его имени. Здесь в полуверсте от города (ныне – Городище на левом берегу р. Яченки), на вершине горы, покрытой густым лесом, стоял уединенный храм Рождества Христова; вблизи храма была хижина блаженного Лаврентия. Ночью выходил он из нее на паперть храма и совершал молитвы, а для слушания богослужения был прокопан у него от хижины в земле ход, и праведный Лаврентий ходил к церкви, утаивая от людей свои молитвы. Подвигами самоотречения он столь возвысился в духе, что еще при жизни прославился чудом защиты Калуги.

В рукописных святцах сказано: «Святой праведный Лаврентий, иже Христа ради юродивый, чудотворец, преставился в лето 7023 (1515), месяца августа в 10-й день». На месте его подвигов, вероятно, князем Симеоном устроен монастырь. Мощи праведного Лаврентия почивали под спудом у левого клироса. В 1565 году Иоанн Грозный в жалованной грамоте монастырю писал: «Монастырь Рождества Христова, где лежит Лаврентий, Христа ради юродивый». Из этого видно, что в XVI веке уже чтили память праведного Лаврентия. <...>

Святой, защищавший Калугу при жизни, и после блаженной кончины посылал обильно помощь Русскому воинству и избавлял государство от врагов, приходивших покорить Калугу и находивших здесь гибель.

Во время наполеоновского нашествия заступление блаженного Лаврентия за родную землю проявилось особенно ярко. Калужские места стали «пределом наступления и началом отступления и гибели врага», как написано на Малоярославецком памятнике в честь боя 12 октября 1812 года. <...>

Известно, что во время Отечественной войны 1812 года было собрано Калужское ополчение – 150 тысяч человек. Епископ Калужский Евлампий (Введенский) после молебна привел всех к присяге и сказал им слово, проникнутое глубокой надеждой на помощь Божию. Окропив ополченцев святой водой, он вручил начальнику ополчения генерал-лейтенанту Шепелеву знамя-хоругвь, на которой с одной стороны был образ Калужской Богоматери, а с другой – святого праведного Лаврентия. Ополчение, в которое входили и местные семинаристы, прошло под этой хоругвью всю войну, и после победного возвращения войск из заграничного похода она была помещена в калужском кафедральном соборе в 1814 году.

 

С. И. СМИРНОВ, профессор

 

Жития Русских святых. М., 1908.

 

 

 

2/15 августа. Среда.

Перенесение из Иерусалима в Константинополь мощей первомч. архидиакона Стефана (ок. 428) и обретение мощей правв. Никодима, Гамалиила и сына его Авива. Блж. Василия, Христа ради юродивого, Московского чудотворца (1557). Блж. Василия Спасо-Кубенского (XV). Сщмч. Стефана, папы Римского, и иже с ним (257). Прмч. Платона Колегова (1937). Ачаирской иконы Божией Матери (XXI).

 

3/16 августа. Четверг.

Препп. Исаакия, Далмата и Фавста (IV–V). Преп. Антония Римлянина, Новгородского чудотворца (1147). Мч. Раждена перса (457) (Груз.). Преп. Космы отшельника (VI). Сщмч. Вячеслава Луканина диакона (1918); сщмч. Николая Померанцева пресвитера (1938).

 

4/17 августа. Пятница.

Семи отроков, иже во Ефесе: Максимилиана, Иамвлиха, Мартиниана, Иоанна, Дионисия, Ексакустодиана (Константина) и Антонина (ок. 250). Обретение мощей прав. Алексия Бортсурманского (2000). Прмц. Евдокии (362–364). Мч. Елевферия (IV). Прмч. Михаила Жука, мчч. Симеона Воробьева и Димитрия Воробьева (1937). Пензенской-Казанской иконы Божией Матери (1717)

 

5/18 августа. Суббота.

Предпразднство Преображения Господня. Мч. Евсигния (362). Преп. Иова Ущельского (1628). Сщмчч. Анфира (236) и Фавия (250), пап Римских. Мч. Понтия Римлянина (ок. 257). Мчч. Кантидия, Кантидиана и Сивела, в Египте. Прав. Нонны, матери свт. Григория Богослова (374). Сщмч. Стефана Хитрова пресвитера (1918); мцц. Евдокии Шейковой, Дарии Улыбиной, Дарии Тимагиной и Марии Неизвестной (1919); сщмч. Симона, еп. Уфимского (1921); сщмч. Иоанна Смирнова диакона (1939).

 

6/19 августа. Неделя 12-я по Пятидесятнице.

ПРЕОБРАЖЕНИЕ ГОСПОДА БОГА И СПАСА НАШЕГО ИИСУСА ХРИСТА.

 

7/20 августа. Понедельник.

Попразднство Преображения Господня. Прмч. Дометия Персянина и двух учеников его (363). Обретение мощей свт. Митрофана, еп. Воронежского (1832). Преп. Антония Оптинского (1865). Преп. Пимена Многоболезненного, Печерского, в Ближних пещерах (1110). Преп. Пимена, постника Печерского, в Дальних пещерах (XIII–XIV). Преп. Меркурия Печерского, еп. Смоленского, в Ближних пещерах (1239). Мчч. Марина и Астерия (260). Преп. Ора (ок. 390). Прмц. Потамии чудотворицы. Преп. Феодосия Нового (IX–X). Свт. Иерофея Венгерского (X). Св. Стефана I, короля Венгрии (1038).  Сщмчч. Александра Хотовицкого, Петра Токарева, Михаила Плышевского, Иоанна Воронца, Димитрия Миловидова и Алексия Воробьева пресвитеров, Елисея Штольдера диакона и прмч. Афанасия Егорова (1937); сщмч. Василия Аменицкого пресвитера (1938).

 

8/21 августа. Вторник.

Свт. Емилиана исп., еп. Кизического (815–820). Преп. Григория, иконописца Печерского, в Ближних пещерах (XII). Перенесение мощей препп. Зосимы и Савватия Соловецких (1566). Второе перенесение мощей препп. Зосимы, Савватия и Германа Соловецких (1992). Свт. Мирона чудотворца, еп. Критского (ок. 350). Мчч. Елевферия и Леонида. Преп. Григория Синаита (XIV). Прмч. Иосифа Баранова (1918); сщмч. Николая Шумкова пресвитера (1937); сщмч. Никодима, архиеп. Костромского (1938). Толгской иконы Божией Матери (1314).

 

9/22 августа. Среда.

Апостола Матфия (ок. 63). Собор Соловецких святых. Мч. Антония Александрийского. Преп. Псоя Египетского (IV). Мчч. Иулиана, Маркиана, Иоанна, Иакова, Алексия, Димитрия, Фотия, Петра, Леонтия, Марии Патрикии и других (730). Прмц. Маргариты Гунаронуло (1918).

 

10/23 августа. Четверг.

Мчч. архидиакона Лаврентия, Сикста папы, Феликиссима и Агапита диаконов, Романа, Римских (258). Блж. Лаврентия, Христа ради юродивого, Калужского (1515). Собор новомучеников и исповедников Соловецких. Второе обретение и перенесение мощей преп. Саввы Сторожевского, Звенигородского (1998). Сщмч. Вячеслава Закедского пресвитера (1918); сщмч. Афанасия Кислова пресвитера (1937).

 

11/24 августа. Пятница.

Мч. архидиакона Евпла (304). Прмчч. Феодора и Василия Печерских, в Ближних пещерах (1098). Преп. Феодора, кн. Острожского, Печерского, в Дальних пещерах (ок. 1483). Мц. Сосанны девы и с нею Гаия, папы Римского, Гавиния пресвитера, Клавдия, Максима, Препедигны, Александра и Куфия (295–296).

 

12/25 августа. Суббота.

Мчч. Фотия и Аникиты и многих с ними (305–306). Сщмч. Александра, еп. Команского (III). Мчч. Памфила и Капитона. Прмчч. Белогорских: Варлаама Коноплева, Антония Арапова, Сергия Вершинина, Илии Попова, Вячеслава Косожилина, Иоасафа Сабанцева, Иоанна Новоселова, Виссариона Окулова, Михея Подкорытова, Матфея Банникова, Евфимия Короткова, Варнавы Надеждина, Гермогена Боярышнева, Аркадия Носкова, Евфимия Шаршилова, Маркелла Шаврина, Иоанна Ротнова, Сергия Саматова, Димитрия Созинова, Саввы Колмогорова, Иакова Старцева, Петра Рочева, Иакова Данилова, Александра Арапова, Феодора Белкина, Алексия Короткова и Петра (1918); сщмч. Василия Инфантьева пресвитера (1918); сщмчч. Леонида Бирюковича, Иоанна Никольского и Николая Доброумова пресвитеров (1937).

 

13/26 августа. Неделя 13-я по Пятидесятнице.

Отдание праздника Преображения Господня. Преставление (662), перенесение мощей преп. Максима Исповедника. Обретение мощей блж. Максима, Христа ради юродивого, Московского (ок. 1547). Преставление (1783), второе обретение мощей (1991) свт. Тихона, еп. Воронежского, Задонского, чудотворца. Мчч. Ипполита, Иринея, Авундия и мц. Конкордии, в Риме (258). Собор Валаамских святых (переходящее празднование в 1-е воскресенье после 6 августа). Собор Кемеровских святых (переходящее празднование в воскресенье перед 18 августа). Сщмчч. Иоанна Шишева, Иоасафа Панова и Константина Попова пресвитеров (1918); сщмчч. Серафима, еп. Дмитровского, Николая Орлова, Иакова Архипова пресвитеров и Алексия Введенского диакона (1937); мч. Василия Александрина (1942). Икон Божией Матери: Минской (1500) и именуемых «Семистрельная» (1830) и «Страстная» (1641).

 

14/27 августа. Понедельник.

Предпразднство Успения Пресвятой Богородицы. Прор. Михея (из 12-ти пророков) (VIII в. до Р.Х.). Перенесение мощей преп. Феодосия Печерского (1091). Преп. Аркадия Новоторжского (XI). Сщмч. Маркелла, еп. Апамейского (ок. 389). Сщмч. Василия, архиеп. Черниговского, и с ним прмч. Матфея Померанцева и мч. Алексия Зверева (1918); сщмч. Владимира Цедринского пресвитера (1918); сщмчч. Владимира Смирнова и Николая Толгского пресвитеров, прмч. Елевферия Печенникова, прмцц. Евы Павловой игумении, Евдокии Перевозниковой и мч. Феодора Захарова (1937); преп. Александра Уродова исп. (1961). Икон Божией Матери, именуемой «Беседная» (1383), и Нарвской (1558).

 

15/28 августа. Вторник.

УСПЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ ВЛАДЫЧИЦЫ НАШЕЙ БОГОРОДИЦЫ И ПРИСНОДЕВЫ МАРИИ. Иконы Софии, Премудрости Божией (Новгородской). Чтимые иконы Успения Божией Матери: Киево-Печерская (1073), Овиновская (1425), Псково-Печерская (1472), Семигородная (XV) и Пюхтицкая (XVI). Икон Божией Матери: Моздокской (XIII), Ацкурской (I), Цилканской (IV), Влахернской (Груз.), Владимирской-Ростовской (XII), Гаенатской (XIII), Бахчисарайской, Чухломской (1350), Сурдегской (1530) и Тупичевской (XVII).

 

16/29 августа. Среда.

Попразднство Успения Пресвятой Богородицы. Перенесение из Едессы в Константинополь Нерукотворенного Образа (Убруса) Господа Иисуса Христа (944). Мч. Диомида врача (298). Мчч. 33-х Палестинских. Преп. Херимона Египетского (IV). Сщмч. Александра Соколова пресвитера, прмц. Анны Ежовой, мч. Иакова Гортинского (1937). Феодоровской (1239) и «Торжество Пресвятой Богородицы» (Порт-Артурской) (1904) икон Божией Матери.

 

17/30 августа. Четверг.

Мч. Мирона пресвитера (250). Преп. Алипия, иконописца Печерского, в Ближних пещерах (ок. 1114). Мчч. Павла, Иулиании и прочих (ок. 273). Мчч. Фирса, Левкия, Короната и дружины их (249–251). Мч. Патрокла (270–275). Мчч. Стратона, Филиппа, Евтихиана и Киприана (ок. 303). Преп. Пимена Угрешского (1880). Сщмч. Алексия Великосельского пресвитера (1918); сщмч. Димитрия Остроумова пресвитера (1937). Свенской (Печерской) иконы Божией Матери (1288).

 

18/31 августа. Пятница.

Мчч. Флора и Лавра (II). Мчч. Ерма, Серапиона и Полнена (II). Сщмч. Емилиана епископа и с ним Илариона, Дионисия и Ермиппа (ок. 300). Свтт. Иоанна (674) и Георгия (683), Патриархов Константинопольских. Преп. Макария, игумена Пеликитского (ок. 830). Преп. Иоанна Рыльского (946). Сщмч. Григория Бронникова пресвитера и мчч. Евгения Дмитрева и Михаила Ерегодского (1937). Иконы Божией Матери, именуемой «Всецарица».

 

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник