ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
«КРОВЬМИ ИСТИНУ СОБЛЮДШИЯ...» НОВОМУЧЕНИКИ СТРАНИЦА 12
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

Образец Русского пастыря и семьянина

10/23 августа – память священномученика
Афанасия Кислова, пресвитера

 


Отец Афанасий, 1930-е годы

 

 

Протоиерей Афанасий Григорьевич Кислов родился в марте 1880 года в деревне Тараскино Себежского уезда Псковской губернии, в Русской крестьянской семье где, кроме него, росли две девочки, младшие его сестры. Родители были бедны и работали по найму. Когда Афанасию исполнилось четыре года, семью постигло большое горе: отец, Григорий Кислов, возвращаясь однажды поздним вечером домой через лес, был окружен стаей волков и  скоропостижно скончался от разрыва сердца. Вскоре его молодая вдова тоже умерла, и дети остались круглыми сиротами.

Всех троих взял на воспитание приходской священник протоиерей Иосиф Никанович. Он растил приемных детей так же, как и своих. Подросшего Афанасия определил на учебу, а сестер выдал замуж. В возрасте 16 лет Афанасий уехал на заработки в Петербург и устроился писарем при торговой конторе.

У отца Иосифа была дочь Анна, моложе Афанасия на восемь лет. Детство Афанасия и Анны проходило в одном доме. Тихая, невысокого роста девушка, с огромной русой косой… Афанасий и Анна повенчались в 1908 году, и Бог благословил их девятью чадами.

Вскоре после венчания Афанасий Григорьевич принимает решение посвятить свою жизнь служению Церкви. В 1908–1910 годах он учится на псаломщика. Путь его по духовному ведомству начался не без участия и рекомендаций его приемного отца, протоиерея Иосифа Никановича, который давно прозрел в нем хорошие задатки к духовной жизни. После учебы Афанасий был назначен псаломщиком к Успенской церкви села Яслуйжи (Айзкалне) Прейлисского уезда Витебской губернии (ныне этот приход находится на территории Латвии).

В 1910 году Преосвященный Серафим (Мещеряков), епископ Полоцкий и Витебский, рукоположил Афанасия в сан диакона. Как известно, в Синодальный период Русской Церкви в священный сан посвящали при наличии у ставленника специального образования. Хиротония отца Афанасия, не имеющего такового, свидетельствует о его особых качествах, глубокой вере и достаточном уровне самообразования.

Революция 1917 года и последовавшие за ней трагические события не угасили желание отца Афанасия служить Богу. В 1924 году в городе Витебске епископом Иннокентием (Летяевым) он был рукоположен во священника и назначен настоятелем церкви села Рудня Межанского района Витебской епархии. Отец Афанасий стал священником, когда гонения от богоборцев принимали все более широкий размах. Так он сознательно вступил на путь страданий за имя Христово.

Вместе с лишением Церкви прав юридического лица полностью теряло свои гражданские права и духовенство. Одновременно началось активное разрушение Церкви изнутри – при скрытом, но деятельном участии советской власти был спровоцирован обновленческий раскол. В каждую епархию направлялись служители из числа обновленцев. В Белоруссии ими был учрежден т. н. «Белорусский Святейший Синод», решением которого в декабре 1926 года была открыта самостоятельная Полоцко-Себежская епархия с кафедрой епископа в Полоцке и собственным епархиальным управлением. В состав этой обновленческой епархии территориально входил и приход села Рудня. Обновленцы предприняли несколько попыток созыва съездов епархиального духовенства, разослав настоятелям соответствующие циркуляры. Отец Афанасий на этот съезд не явился: в архивных документах его фамилия в списке участников не значится; он не осквернил свою пастырскую совесть участием в обновленческом расколе.

Отношение отца Афанасия к обновленчеству характеризует также следующий факт. Когда к нему на приход приехал обновленческий архиерей Михаил Свидерский, священник не пустил его в церковь, сколько ни стучали его сопровождающие. Тогда Михаил Свидерский пошел к нему домой, но и здесь двери для него остались закрыты... Архиереев же, подчинявшихся Патриарху Тихону, встречали «по высшему разряду». На столе появлялись особые столовые приборы, в красивой посуде подавались лучшие из яств – Анна Иосифовна, потомственная матушка, умела достойно принять высоких гостей.

Гонения на Церковь продолжались. В 1927 году Рудненский храм обложили непомерно большим налогом. В случае его неуплаты священника ожидал арест. Семья жила в постоянном страхе и нужде. Продавали даже самое необходимое, принимали от людей любую помощь, голодали. Но твердая уверенность отца Афанасия, что все происходит по воле Божией, помогала стойко претерпевать скорби. Незыблемый авторитет родителей, жизнь под началом их глубоко православного мировоззрения хранили мир в семье Кисловых; дети любили родителей, друг друга и пронесли эти отношения через все последующие годы испытаний.

В 1929 году на Крещение Господне отец Афанасий вместе с прихожанами ходил «на Иордань» для совершения чина великого освящения воды на реке Ловать. О молебне сразу стало известно властям. Немедленно в Рудню явилась опергруппа, батюшку арестовали и заключили в следственный изолятор райцентра Межи. В течение месяца он находился под арестом. Дело на него не завели, но в тюремных застенках его страшно били. Домой отец Афанасий вернулся едва живым, однако, поправившись, снова начал совершать богослужения, которые были для него и исполнением пастырского долга, и великой отрадой, потребностью души.

В 1930 году церковь обложили еще большим налогом. Прихожане существенной помощи оказать уже не могли. Батюшка стал предпринимать самые разные попытки найти средства для покрытия налогов. Он специально ездил к родной сестре одолжить деньги, однако нужную сумму так и не набрал. Со дня на день в семье ожидали сотрудников НКВД.

Тогда на семейном совете было решено вернуться на родину Кисловых, на Псковщину. Перемена места жительства могла предотвратить неминуемый арест и давала надежду найти способы для дальнейшего существования. В 1930 году Кисловы переехали в Себежский район Псковского округа. Батюшке удалось зарегистрироваться священником Никольской церкви села Прихабы Себежского района.

Отец Афанасий вновь стал служить. Поселился он с семьей в деревне Смагино, в километре от церкви. На клиросе пела и читала одна монахиня. Она же была и звонарем, и сторожем. Матушка Анна Иосифовна очень любила храм и богослужение, но по разным причинам принимать непосредственного участия в церковной деятельности не могла. И тогда батюшка благословил ей печь просфоры. Когда матушка их выпекала, в доме все замирало. Все знали, что совершается особое, святое дело; старшие дети помогали. Благоговению к святыне и страху Божию Кисловы приучали своих детей сызмальства.

Насколько было возможно по обстоятельствам того времени, отец Афанасий продолжал вести приходскую жизнь. Крестил он на дому, где для этого была припасена старинная купель. Ввиду отсутствия крестных, батюшка часто благословлял свою дочь Таисию в восприемницы крещаемых. По просьбам прихожан тайно ездил на лошади на требы.

Особенно отец Афанасий любил Рождество Христово и рождественские службы. Богослужение на этот праздник совершали ночью, как и полагается по Уставу. Все шли в церковь; дома оставалась только старшая дочь, которая накрывала на стол. Вернувшись из храма, батюшка служил дома молебен. Затем все садились за стол и разговлялись. Дети очень любили отца, авторитет его был непререкаем, но «не за страх, а за любовь». Желая услужить ему, они наперегонки бежали, например, «помыть папины калоши». Каждого батюшка благословлял на праздник отдельным образом, который затем устанавливался в домашнем иконостасе, и по утрам дети прикладывались каждый к «своим» иконам. Отцовские благословенные иконы и ныне хранятся в семьях детей Кисловых как семейные реликвии.

Священник сам учил своих чад Закону Божию и молитвам. Дети рассаживались рядком на русской печке, повторяли молитвы, пели богослужебные песнопения. Часто дома при участии детей совершалось подобие Всенощного бдения. Отец Афанасий имел хороший голос, баритон, любил петь и читать вслух детям Евангелие. Он был всегда спокойным, уравновешенным, все переносил достойно. Отличался высоким ростом и крепким телосложением и той особой внешностью, в которой всегда и везде угадывается носитель священного сана.

Дом Кисловых состоял из двух половин: на одной жила семья, а вторая принадлежала только священнику. Сюда без разрешения не входили. Здесь находилась большая старинная икона Божией Матери в резном киоте, и батюшка подолгу молился перед ней. В это время его принято было не безпокоить.

...Отца Афанасия арестовали прямо в храме, во время богослужения на Пасху 1935-го года. Две недели держали под арестом «для выяснения каких-то обстоятельств», потом отпустили без оформления дела. Домой он снова вернулся полуживым. Молчал, ничего не рассказывал, и только однажды у него вырвалось, что он сидел в камере вместе с уголовниками, которые по очереди садились на него верхом и заставляли на себе возить. Но духом батюшка оставался крепок и, поправившись, опять встал к Престолу Божию. Семья жила в те годы впроголодь.

При Прихабском храме батюшка находился семь лет. Всего же в священном сане отец Афанасий служил Святой Церкви с 1910 по 1937 годы – 27 лет. Из них 20 лет – при советской власти, неся на своих раменах все скорби и тяготы, воздвигаемые на Церковь и ее служителей гонителями. Жалоб от него никто никогда не слышал.

Ночью 13 августа 1937 года отца Афанасия вновь арестовали. В доме произвели обыск, перевернули все вверх дном. Забрали церковные книги, в том числе и семейные реликвии: старинную Библию, Евангелие в серебряном окладе, большой серебряный крест... Никаких вестей близкие ни от него, ни от следственных органов больше не получали – вплоть до 1970-х годов.

Единственный допрос отца Афанасия состоялся в тот же день, после ночного ареста. На все обвинения в антисоветской деятельности священник отвечал отрицательно. 23 августа 1937 года отца Афанасия Кислова расстреляли в застенках внутренней тюрьмы НКВД города Твери. Но пребывавшая в полном неведении семья Кисловых еще посылала запросы в разные инстанции, пытаясь выяснить судьбу отца Афанасия, надеясь, что их батюшка жив.

Тогда же семья осталась в Прихабах. Трое старших детей в поисках работы уехали кто куда. Жизнь стала невыносимой. Как и предполагала Анна Иосифовна, пришлось ей ходить по миру, собирать кусочки хлеба, чтобы хоть чуть-чуть накормить шестерых малых детей. Она была готова на любую работу, но ее не брали. Из школы детей выгоняли за то, что их отец был священником. Там разворачивалась антирелигиозная кампания: «Религия – опиум для народа», «религия – дурман»...

Протопресвитер Афанасий Кислов был причислен к лику святых новомучеников и исповедников Церкви Русской определением Священного Синода от 6 октября 2003 года. Сведений о месте его захоронения нет до сих пор.

 

Подготовила Ксения МИРОНОВА

 

По книге: Святые новомученикипсковские.
Жития святых
священномучеников
Псковской
епархии ХХ столетия.
Псков, 2004. С. 78–92.

 

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник