ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
ЗА ДРУГИ СВОЯ С КРЕСТОМ И ЧЕСТЬЮ СТРАНИЦА 16
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

Герои Великой
Отечественной
войны

 

 

Мы продолжаем публикацию небольших заметок о героях СССР – тех людях, которые своей самоотверженностью приблизили славный день Победы Русского народа над фашистскими захватчиками в Великой Отечественной войне, вложив в совершенный ими подвиг все, что имели, а очень часто – отдав и саму свою жизнь.

 

 

КУЗЬМИН

ПАВЕЛ СЕМЕНОВИЧ

В юго-западной части Санкт-Петербурга, там, где в годы Великой Отечественной войны проходил западный рубеж обороны, есть улица Подводника Кузьмина. Капитан-лейтенант Кузьмин Павел Семенович вместе со своим экипажем подводной лодки Щ-408 вписал одну из самых ярких, героических страниц в историю ВОВ и, в частности, в историю нашего подводного флота.

Кузьмин Павел Семенович родился в 1914 году во Владикавказе. Службу в ВМФ начал в 1933 году. С 1938-го, после окончания с отличием ВМУ им. Фрунзе, Павел Кузьмин служил штурманом на подводных лодках. Затем прошел Высшие спецкурсы командного состава при учебном отряде подводного плавания им. Кирова, в октябре 1940 года получил назначение помощником командира подводной лодки С-9, участвовал в нескольких боевых походах. В октябре 1941 года Кузьмину было присвоено звание капитан-лейтенанта, а через некоторое время он был назначен командиром подлодки Щ-408.

Подводная лодка Щ-408 – «щука» – была принята в состав Балтийского флота в сентябре 1941 года и начала подготовку к переходу из Кронштадта в Ленинград, но в Морском канале столкнулась с сетевым заградителем «Онега», получила пробоину в корпусе и ряд других повреждений. Субмарина вернулась на завод и встала в ремонт, который закончился весной 1942 года. Находясь на заводе в Ленинграде, во время артобстрела Щ-408 получила новые повреждения, многострадальной субмарине вновь потребовался ремонт. В конце октября 1942-го в Кронштадте у борта лодки взорвался немецкий снаряд. В прочном корпусе подлодки образовались две осколочные пробоины, и снова была починка. Причем основная часть всех ремонтных работ выполнялась силами личного состава лодки. Во время ремонта продолжалась и боевая подготовка воинов, связанная с изучением опыта других подводных лодок, побывавших в боевых походах. Только к маю 1943 года Щ-408 смогла встать в строй.

7 мая 1943-го «щука» отошла от пирса в Кронштадте и перешла на остров Лавенсаари. Командир получил последние сведения об обстановке по разведданным и последние указания командования бригады. 19 мая в сопровождении тральщиков и катеров-охотников лодка покинула пирс Лавенсаари и благополучно достигла заданной точки погружения. Далее в подводном положении ей предстояло самостоятельно форсировать Гогландский противолодочный рубеж, оборудованный немцами мощнейшей противолодочной системой. На острове Гогланд и на южном берегу залива были установлены самые мощные по тем временам гидроакустические станции. Поэтому достаточно быстро появились немецкие противолодочные катера, которые наугад провели бомбежку глубинными бомбами, надеясь зацепить лодку. Не добившись результатов, катера покинули район.

А лодка продолжала форсировать противолодочный рубеж и вошла в минное поле. Несколько раз в отсеках слышалось шуршание и скрежет минрепов (тросов для крепления якорных морских мин, – примеч. ред.) от трения о корпус подводной лодки. Через трое суток, к вечеру 22 мая, подводная лодка прошла через Гогландский противолодочный рубеж и в районе маяка Вайндло (на о. Гогланд) всплыла для зарядки аккумуляторных батарей и вентилирования отсеков. Как только заработал дизель, «щуку» засекли противолодочные катера и пытались атаковать ее. Лодка срочно погрузилась и ушла на рабочую глубину. Сбросив несколько серий бомб, катера застопорили ход и начали ждать, когда лодка вынуждена будет всплыть и тем самым обнаружить себя.

В течение трех суток продолжалась эта игра в кошки-мышки. Лодка практически все время находилась под водой, пытаясь в ночное время подняться на поверхность и подзарядить аккумуляторную батарею. Катера тут же засекали ее, вынуждая уйти под воду. Плотность аккумуляторных батарей падала, в отсеках уже нечем было дышать. Подвсплыв на перископную глубину, капитан-лейтенант П. С. Кузьмин успел дать радио в адрес главного командного пункта: «Противник непрерывно бомбит, не дает возможности всплыть для зарядки. Прошу оказать помощь авиацией».

 

 

 

Командующий флотом распорядился послать в район маяка Вайндло несколько штурмовиков. Штурмовики потопили один сторожевой корабль и повредили несколько дозорных противолодочных катеров. Однако вскоре самолеты улетели, а силы противолодочной обороны противника возобновили преследование «щуки». Продолжалась периодическая бомбежка глубинными бомбами, счет которым был давно потерян. Бомбы рвались все ближе и ближе. Возможно, была повреждена одна из топливных цистерн и топливо, всплывая на поверхность, выдавало расположение лодки. Уже четверо суток лодка находилась под водой, кончались запасы воздуха.

Кроме того, вероятно, лодка получила новые повреждения, встретившись с мощным сетевым заграждением; ситуация стала критической. И тогда командир принял решение – всплыть в надводное положение и дать фашистам бой.

Субмарина всплыла, на флагштоке был поднят советский военно-морской флаг. Вокруг лодки собралось около десяти немецких противолодочных кораблей. Началось ожесточенное неравное сражение.

Корпус Щ-408 и ограждение рубки были буквально осыпаны шквалом артиллерийских и пулеметных снарядов. Несколько человек на мостике погибли, а лодка получила повреждения и пробоины в прочном корпусе. Внутрь «щуки» хлынула вода. Личный состав, находившийся в отсеках, мужественно боролся с течью, пытаясь заделать пробоины, но субмарина начала терять плавучесть и ход. Несмотря на это, один из вражеских кораблей был уничтожен прямым попаданием снарядов «щуки». Артиллерийский бой продолжался более двух часов. Наши подводники смогли повредить еще два вражеских корабля. Наконец, все было кончено и субмарина пошла ко дну с поднятым на флагштоке военно-морским флагом, что со времен Цусимы означало: «Погибаю, но не сдаюсь!»

После капитуляции Германии из документов немецких противолодочников выяснилось, что акустики вражеских кораблей еще двое суток слышали доходившие до них из-под воды звуки ударов по металлу: наши подводники пытались заделать пробоины, до последней минуты боролись за жизнь. После гибели Щ-408 не было в советском ВМФ человека, который не знал бы о подвиге экипажа этой лодки. Неслучайно за Щ-408 укрепилось почетное имя «подводного „Варяга“».

Кстати, в истории Российского военно-морского флота есть ряд подвигов экипажей боевых кораблей, не менее героических, чем подвиг крейсера «Варяг» или миноносца «Стерегущий». К примеру, это – крейсера «Новик» и «Рюрик», сражавшиеся во время той же русско-японской войны 1904–1905 годов и сознательно затопленные с поднятым Андреевским флагом при обстоятельствах, когда бой они вести уже не могли.

Русские и советские моряки в отличие от многих других сдаче в плен предпочитали гибель. А в истории прославленных германских подводных сил «Кригсмарине» нет ни одного подобного случая из всех 779 погибших подводных лодок. В безвыходных положениях оставшиеся члены экипажей предпочитали сдаться в плен вместе со своими командирами. Таких экипажей в «Кригсмарине» было 219. Перед инстинктом страха погибнуть и желанием сохранить жизнь оказалась безсильна даже всемогущая геббельсовская пропагандистская машина, промывавшая мозги «героических» бойцов вермахта и «подводных рыцарей» Деница (Карл Денниц – главнокомандующий военно-морским флотом нацистской Германии в 1943–1945 гг. – Примеч. ред.).

Надо заметить, что ни героический экипаж подводной лодки, ни ее командир не были отмечены советскими наградами…

 

Подготовил
Евгений ПОЛЕВОЙ

 

По материалам http://otvoyna.ru


Продолжение см. в след. номере

 

 


 

Казачий словарь-справочник

 

Продолжение. Начало см. в № 1 (1). 

 

ХОПЕР – левый приток Дона; берет начало в Пензенской губернии и, минуя Саратовскую, входит в землю донских казаков; здесь пересекает Хоперский округ и впадает в Дон между округами Верхне-Донским и Усть-Медведицким. Общая длина – 910 км.

ХОПЕРСКИЕ КАЗАКИ – казаки, проживающие от древних лет вдоль реки Хопер. Персидская география Х века (Годуд ал Алэм) указывает там христианское племя и рядом с ним язычников Брадас (по-видимому, берендьяров и Бродников). Во время Золотой Орды московские акты вспоминают там же христиан Сарской и Подонской епархии «в пределе Червленого Яра», «по Великую Ворону, возле Хопор, до Дону по караулам». Это «народ христианский воинска чина живущий, зовомии Козаци».

При расширении границ Московского Царства «предел Червленого Яра» вошел в Тамбовскую провинцию, а местные казаки с 1696 года дали кадры Хоперской команды, которая размещалась по слободам Алферовка, Красная, Пыховка и Градская. После восстания Булавина в той же провинции правительство присоединило земли некоторых верховых казачьих городков, а на месте разрушенного Пристанского городка была воздвигнута крепость Новохоперск. Ее гарнизон занимала Хоперская казачья команда. В Полном Собрании законов Российской Империи статья от 2 июня 1724 года говорит: «Которые казаки живут ныне в Новохоперской крепости, а уроженцы из Тамбовской провинции разных городов, и служили городовую службу, и в прошлых годах до Азовских походов сошли в донские казачьи городки, и с донскими казаками были в походе под Азовом и в разных баталиях Шведских, и в 1717 году с службы отпущены и велено им жить в домах до указу, а те домы их вором Булавиным разорены, и ныне они живут в оной крепости и служат конную службу».

В 1775 году Хоперская команда развернулась в Хоперский полк.

 

По материалам: Казачий словарь
справочник: В 3-х т. / Сост.
Г.В. Губарев. Редактор-издатель
А.И. Скрылов. М., 1992.

 

Продолжение следует.

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник