ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
АКТУАЛЬНО ИСТИННЫЙ СМЫСЛ СТРАНИЦА 14
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

Мир на пороге войны: духовное руководство

 

 

Сегодня, когда многие говорят о войне и предрекают ее скорое начало, побуждают готовиться к грядущим событиям, необходимо прежде всего вспомнить о духовных законах победы, без которых ни одержать верх над противником, ни даже просто сохранить жизнь при военных бедствиях невозможно.

В этом и следующих номерах газеты «Православный крест» будет опубликовано «Духовное руководство к настоящим и грядущим событиям», составленное по книге свт. Николая Сербского «Война и Библия» (1927 г.).

 

Говорят: «Мир, мир», а мира нет.
Иер. 8, 11

 

Все народы Европы и Америки лихорадочно вооружаются для новой войны. Кто этого не видит? Едва ли это тайна и для горных пастухов, а еще меньше – для живущих в городах, следящих за делами человеческими. Спеша вооружиться, идут сейчас в шаг с Европой и Америкой некоторые народы Азии, как, например, Япония, Турция и до некоторой степени Персия и Афганистан. Великий Китай сводит счеты сам с собой и упражняется в кровавой войне на своих детях, безсознательно готовясь таким образом к убийству чужих детей. Но те, кто отягчил уже свою совесть ответственностью за прошлую Мировую войну, возьмут на себя бремя ответственности и в будущей войне. Это – народы белой расы, народы, называемые «христианскими». В приготовлениях к новой войне или новым войнам они идут впереди всех остальных народов и племен земного шара. А о том, что мир находится перед новой войной, свидетельствуют:

1) явные и тайные приготовления всех упомянутых народов;

2) военные бюджеты, которые во всех странах непропорционально превосходят расходы какого бы то ни было иного предназначения и во много раз превосходят военные бюджеты до Первой мировой войны;

3) усиленная деятельность безчисленных фабрик военных орудий, амуниции, ядовитых газов, электрических и электромагнитных военных аппаратов, как и увеличение контингента рабочих на этих фабриках;

4) спешная постройка военных кораблей;

5) увеличение военных кадров в сравнение с довоенными;

6) комитеты ученых специалистов, созванных некоторыми правительствами и отдающих все свое образование и энергию на нахождение и усовершенствование смертоносных ядовитых газов и иных химических средств для войны на земле, в воде, под водою и в воздухе;

7) тайные союзы и блоки отдельных государств и народов в целях войны;

8) широко разветвленный шпионаж, с помощью которого одному государству становятся известны военные планы и тайные военные изобретения других.

Это – доказательства. Но имеются и признаки, предсказывающие новую войну: например, возросшее недоверие одного государства к другому, расовая и национальная ненависть, а особенно всеобщее мрачное предчувствие и всеобщее волнение умов на всех пяти континентах.
Какой-нибудь доброжелатель может сказать на это: «Все это так, и мы это видим. Но все эти военные приготовления совсем не должны неминуемо привести к войне. Потому что наряду с ними идут и приготовления к миру». Да, идут, да, идут, как ребенок за великаном, как телега с воловьей упряжкой за огненной колесницей.

Если представим себе войну и мир говорящими, то война должна была бы сказать миру: мне нужно уменьшаться, тебе – расти. Но, кажется, наоборот – война говорит миру: скрой меня, дитя, за твоими приготовлениями, беги по улицам и кричи, что меня вообще нет и не будет! – Даже словесная пропаганда мира, и та часто служит для военных целей.

Таким образом еще раз в наши дни сбывается пророческое слово: «Говорят: „Мир, мир“, а мира нет» (Иер. 8, 11). О мире говорят теперь так много не потому, что мир есть, а потому, что мир в опасности. Как и о честности не говорится много до тех пор, пока она имеется, и о здоровье, пока оно длится.

Верно, у нас и не было мира после окончания Мировой войны. Если у кого он и был, то скорее у папуасов и бушменов, чем у белых. В сущности, у нас было перемирие, а не мир. Было же и сейчас есть спешное приготовление к новой войне.

 

КАКОВЫ ПРИЧИНЫ
БУДУЩЕЙ ВОЙНЫ?

 

Европейские политики и сверхпатриоты, думающие, что причиной минувшей Мировой войны было покушение в Сараево, совершенно не компетентны давать объяснение причин будущей войны. Если граждане какого-нибудь города польют свои дома керосином, а какой-то мальчик, из злобы или из шалости, бросит в город зажженную спичку, то кто же будет назван действительным виновником пожара?

Едва ли могут нам дать объяснение причин будущей войны и философы-эволюционисты, и экономисты. Кто может серьезно отнестись к словам о войне тех, кто считает ее естественной и нужной ради так называемого прогресса человечества?

...Кто же тогда может указать и объяснить причины будущей войны или войны вообще?

Только Святое Откровение. Кроме Библии, нет ни одной книги на свете, где бы было описано столько войн с объяснением их причин. В этой книге собраны результаты огромного человеческого опыта: о войнах, победах и поражениях, – и все это показано в некоем определенном освещении.

Не существует ни одной философии войны, которая могла бы дать удовлетворительные ответы на вопрос об ее причинах и предвидеть победу той или другой воюющей стороны. Только Библия может дать такие ответы и сделать такие предсказания. Потому что, кроме Библии или Откровения, нет ни одной более современной книги о войне, о причинах ее и ее вероятном исходе.

Разумеется, в Библии не описаны все войны истории человечества, но зато описанные и объясненные войны типичны для всех войн, бывших и будущих. Дело не в размахе войны, или ее технике; поэтому и локальные, и мировые войны бывают следствием одних и тех же причин и одинаково легко могут быть поняты и объяснены только Библией, т. е. теми типичными войнами, которые приводит и объясняет Библия. Вот почему, отложив выяснение истинных причин будущей войны, прошу позволить мне в это торжественное и мучительное мгновение – находясь между двух войн, сегодняшней и завтрашней, – еще раз перелистать древние листы Великой Книги, которая поучает нас не на основании теории и мнений отдельных людей, а на основании опыта и действительности…

 

КАИН, ГДЕ АВЕЛЬ, БРАТ ТВОЙ?

 

Первая человеческая кровь, злодейски пролитая на земле, была кровью брата. Это символично для всех преступлений человека над человеком – до конца истории. И последняя человеческая кровь, которая будет пролита на земле, вновь будет кровью брата. Иначе чья бы она была! Но братья по крови не всегда братья по духу. В Каине и Авеле была та же кровь, но не тот же дух; братская кровь, но не братский дух. Дух Авеля был просветлен Богом, а дух Каина был помрачен завистью. «Каин сильно огорчился, и лицо его изменилось», т. е. лицо его потемнело от помраченного его духа. И когда они были одни в поле, «восстал Каин на Авеля, брата своего, и убил его» (Быт. 4, 5–8). Всевидящий Бог увидел то, что сделал Каин, и спросил его: «Где Авель, брат твой?» Убийца, как и всякий убийца, солгал, ответив: «Не знаю. Разве я сторож брату моему?» Этим началась история преступлений человечества, т. е. братоубийством. Брато-убийством из зависти! Та же сатанинская зависть, почти уничтожившая любовь прародителей к Создателю, ослабила и любовь первого сына их к брату его. Это последнее преступление было следствием первого, и еще было оно наказанием за первое – наказанием Адаму и Еве. Видя своего младшего сына убитым, и отец, и мать должны были почувствовать едкое жало греха перед Богом в раю. Но это было лишь началом, типичным для всей будущности их потомства.

В чем же типичность этого начального преступления? В том, что грех человека перед человеком является следствием греха человека перед Богом. Или другими словами – говоря о войне: война человека против человека является следствием войны человека против Бога.

Если бы Творец Всевышний Своею милостью не утишал пожар, зажженный и разжигаемый грехом, человечество было бы уничтожено еще в первом своем поколении. Но Творец, по милости Своей, запретил мстить братоубийце Каину, а затем послал несчастным родителям утешение в лице третьего сына, Сифа. «И сделал Господь Каину знамение, чтобы никто, встретившись с ним, не убил его» (Там же. 4, 15). И долго жил Каин на земле, в ужасе переходя с места на место.

Итак, первоисточник всех последующих войн в освещении Святого Божиего Откровения понимается так:

1) существует неумолимый закон греха;

2) война человека против человека есть следствие войны человека против Бога;

3) войну родителей против Бога продолжают дети, восставая один на другого;

4) милость Творца смягчает закон греха и этим делает возможным продолжение жизни человеческой на Земле.

 

ГОСПОДЬ – ЗНАМЯ МОЕ

 

В долине Суддимской, там, где Мертвое море, вспыхнула война между девятью царями: четырьмя с одной стороны и пятью – с другой. Эта война была с целью мести и грабежа, одна из многочисленных войн в потомстве Ханаана, сына Хама, сына Ноя. Потомство Хама находилось под проклятием Ноя за грех непочитания родителей (см.: Там же. 9, 25). Царь Кедорлаомер был военачальником одной стороны, а цари Содомский и Гоморрский – другой. Победил царь Кедорлаомер. Цари Содомский и Гоморрский были побеждены, а оставшееся войско их убежало в горы. Победители «взяли все имущество Содома и Гоморры и весь хлеб их и ушли» (Там же. 14, 2). Но это еще не было концом войны. Победившие грабители сделали неосторожность, превратившую их победное ликование в страх и поражение. Эта маленькая неосторожность, как вы знаете из военной истории, всегда сопровождает насильников, как некая невидимая веревка на шее, затягивающаяся тогда, когда они этого менее всего ожидают. Обычно им сначала дается победа, но лишь для того, чтобы потом ужаснее почувствовалось поражение.

 

Продолжение на стр. 15

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник