ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
СЛОВО ПАСТЫРЯ ПРАЗДНИЧНАЯ ПРОПОВЕДЬ СТРАНИЦА 13
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

О значении церковных имен

6/19 декабря – память свт. Николая,
архиеп. Мир Ликийских, Чудотворца

 

 

Автор публикуемой проповеди – митрополит Санкт-Петербургский и Новгородский Никанор (Клементьевский) (1787–1856), современник Императора Николая I, достойный иерарх, известный различными деяниями во благо Церкви и Отечества и прекрасным даром проповедника.

 

Имена ваша
написана суть на Небесех.
Лк. 10, 20

 

Сии слова сказал Господь Иисус семидесяти ученикам Своим и в лице их – всем Своим последователям, которые будут Его учение сохранять и в Него веровать.

Одно из святых имен, написанных на Небесах, прославленных Богом и прославляемых Святой Церковию, украшает Благочестивейшего Государя нашего, – имя святителя Христова Николая Чудотворца. Сие святое имя дано ему Церковию, без сомнения, согласно с волею Царственных родителей, но прежде нежели дано ему на земле, уже наречено было на небе Тем, Кто предызбрал его и предназначил Царем нашим.

Имя Николая знаменует народопобедителя. В знаменовании имени заключалось предсказание победы. Люди не могли проникать в будущее: оно открыто было только единому Богу.

Откуда возникла мысль в Царственных родителях дать своему Царственному сыну такое имя, которого не было в роде Романовых и которого не представляет нам история знаменитых христианских Царей? По-видимому, не представлялось другого побуждения к наименованию Царственного сына именем Николая, кроме всеобщего в нашем Отечестве почитания святого Николая Чудотворца и кроме всеобщего верования в его особенное покровительство и заступление Русского народа, особенно христолюбивого воинства. Но под сим благочестивым побуждением сокрыто было особенное намерение Промысла Божия, осуществившееся впоследствии в жизни Императора Николая. Имя Николая всею полнотою своего знаменования напечатлелось в духе Царя нашего и осуществилось в его делах. Кому неизвестны блистательные победы, которые совершены в благополучное царствование Николая I? Кому неизвестно, сколь имя его, прославленное великими делами, могущественно в обуздании своевольных и буйных людей, победоносно в покорении непокорных, грозно для злоумышленников, сильно в сохранения всеобщего мира, охранительно от влияния западной нравственной заразы? Что все это значит, как не исполнение предвестия, сокровенного в самом имени, как не осуществление знаменования сего имени?

Такое многознаменательное имя Царя нашего не может не быть отрадно и любезно для Церкви и Отечества; и мы торжествуем, воспоминая день святителя Христова Николая Чудотворца; и мы молим сего угодника Христова, как ближайшего духовного помощника и покровителя Царя нашего, молим о вспомоществовании ему всегда в великих делах многотрудного Царственного служения.

Где преднаписано было имя Царя нашего – там преднаписаны и наши собственные имена. Имена ваша написана суть на Небесех. Многознаменательно имя Царя нашего, – знаменательны и наши имена.

В мире духовном нет поименных и посемейных списков, там все духовное; в вечности нет ни прошедшего, ни будущего; там все настоящее. Имена ваша написана суть на Небесех, – это значит, что мы всегда находимся в Промышлении у Отца нашего, Иже есть на Небесех.

В наречение имен Церковию заключается глубокий смысл. Имена святых, которые носим на себе, суть не пустые звуки, но полны значения. Это первые начала нашего призвания в Царство благодати Христовой; это первый привет общей Матери нашей – Церкви.

Церковь Христова, нарекая нам имя одного из небожителей, выражает то самое, что совершилось над Предтечею Господним и над Самим нашим Господом. Святая праведная Елисавета, когда родственники хотели назвать сына ее именем отца, Захариею, ответствовала: Ни, но да наречется Иоанн (Лк. 1, 60). Иосиф, обрученник Святой Девы Марии, назвал Ее Сына именем, которое возвестил Ему Ангел: И нарече имя Ему Иисус (Мф. 1, 25). Иоанн знаменует благодать Господню, а Иисус значит – Спаситель. Иоанн действительно был исполнен благодати Господней и возвещал приближение благодатного Царства Христова, а Иисус Христос действительно спас нас от греха, проклятия и вечной смерти. Подобным образом Церковь, когда нарекает имя, приносит в святом имени какую-либо черту христианских свойств, добродетелей, подвигов, скорбей, страданий, утешений, радостей, чтобы сия черта напечатлелась в сердце нашем и выразилась в духовной жизни. О, если бы мы как можно чаще вникали в знаменование наших имен, читали историю святых, которых имена носим, размышляли, – много поучительного извлекали бы для себя из наших имен!

Церковь Христова нарекает имя с молитвою к Богу, да свет лица Его знаменуется на нас. Наречением имени она предначинает наше соединение со святыми, обитающими на Небе, а молитвою – наше общение с Богом. Отселе имя становится первою нашею собственностию, которую приобретаем в мире, и первым нашим отличием, которое отличает нас от безымянных детей природы. Под сим именем принимаем святое Крещение и делаемся чадами Божиими; под сим именем призываем в молитвах Отца Небесного и просим молитв о себе у других; под сим именем нас полагают во гроб и творят воспоминание о нас. Таково значение имен, которые нарекла нам Церковь!

Светские имена почестей и отличий нужны и полезны только на время, пока живем в мире, а с церковным именем перейдем в вечность и предстанем на Суд Божий. Имя, почести и отличия напишут пышно и блистательно в истории знаменитых людей и вырежут на камне или металле. А имя, данное в честь какого-либо угодника Христова, напишется смиренно, но душеполезно, в молитвенных памятниках Церкви и будет воспоминаться при безкровной жертве Господу Богу. Какие же имена должны обращать на себя наше особенное внимание: превозносимые ли светом – имена вождей, героев, политиков, философов, ораторов, художников, или прославляемые Церковию – имена пророков, апостолов, мучеников, исповедников, пастырей, преподобных? Не полагаю, чтобы кто из истинных сынов Церкви стал оспаривать преимущество, важность и достоинство ее имен. Имена Церкви суть имена Божии. Имена ваша написана суть на Небесех.

 

 

Церковь Христова, нарекая нам имя святого, поручает нас его руководству, покровительству и ходатайству пред Богом. Отселе он становится для нас примером жизни, наставником, молитвенником, предстателем на Небе, нашим как бы Ангелом Хранителем. А мы становимся последователями его святой жизни, подражателями его веры и благочестия и благоговейными чтителями его памяти. Верование наше в предстательство святых и их ходатайство о нас пред Богом основывается на свидетельстве слова Божия. Оно говорит: много может молитва праведного. Если многую пользу приносит молитва праведника, живущего на земле, – то не множайшую ли помощь должна приносить молитва, когда он переселится на Небо?

Теперь, после воззрения на важность значения наших церковных имен, надобно сказать, что одни имена не спасают нас и не освобождают от наказания за грех, если не оправдываем их добрыми делами. Когда дан нам образец веры и благочестия – надобно сообразовать с ним свою веру и благочестие. Когда указан пример для подражания – надобно стараться о подражании. Но как подражать, когда образцы и примеры далеко выше наших сил и нашего звания? Как воин, нареченный именем апостола, земледелец, названный именем святителя, ремесленник, наименованный именем преподобного, состоя в другом звании, находясь в других обстоятельствах жизни, – как могут они подражать святым, имена коих носят на себе? Это правда. Есть обязанности и дела, которые предоставлены одним избранным Божиим; но есть обязанности и дела, общие для всех и каждого. Пусть воин, земледелец, ремесленник снимают с образца и примера некоторые черты, для них благопотребные и доступные, пусть подражают вере и благочестию святых, их воздержанию, кротости, послушанию, трудолюбию, – подражание их будет спасительно для них. Кто имеет усердие и ревность к делам веры и благочестия, для того подражание жизни и делам святых не будет затруднительно и скучно.

Многознаменательное имя Царя нашего ввело нас в размышление о значении наших собственных имен, – да введет убо и в молитвенное расположение. Помолимся святителю Христову, да нынешние молитвы наши о здравии и благоденствии Благочестивейшего Государя нашего Императора Николая Павловича восполнит своими молитвами пред Царем царствующих и Господом господствующих и употребит свое мощное ходатайство о нем. Аминь.

 

Митрополит
Никанор (КЛЕМЕНТЬЕВСКИЙ)

 

Произнесено 6 декабря 1847 года

 

Избранные слова и речи
Высокопреосвященнейшего
Никанора, митрополита
Новгородского, С.-Петербургского,
Эстляндского и Финляндского.

Слова на праздники Господские
и Богородичные и на дни святых:
В 3 т. Т. 2. СПб., 1857.


 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник