ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
АЗЫ ПРАВОСЛАВИЯ НУЖНО ЗНАТЬ ХРИСТИАНИНУ СТРАНИЦА 9
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

Новая Скрижаль,

или Объяснение о Церкви, о Литургии
и о всех службах и утварях церковных

 

 

Продолжение. Начало см. в № 10 (82)

 

 

ЧАСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ:
О МОЛИТВАХ И ПОСЛЕДОВАНИЯХ,
СОДЕРЖАЩИХСЯ В ТРЕБНИКЕ

 

ГЛАВА 23:

 

§ 29

МОЛИТВА НАД СОЛИЮ

 

Для совершения Святых Таин Церковь употребляет хлеб совершенный, т. е. заквашенный квасом или дрожжами и потом приправленный солию (как показано во 2-й части, гл. 6, § 33). Итак, соль, как необходимая приправа хлеба, с тем же самым хлебом переходит «в жертву радования», как показано и в настоящей молитве. Но дабы священнодействие, установленное Христом, совершилось из хлеба, проникнутого именно предложенною солию, и чтобы оказались на самом деле действия, производимые обыкновенно солию, – об этом Церковь умоляет Господа в настоящей молитве.

 

§ 30

ПОСЛЕДОВАНИЕ
В СЫНОПОЛОЖЕНИЕ

 

«Последование в сыноположение». Святая Церковь не без основания учредила богослужебный обряд для совершения сыноположения или усыновления.

Вальсамон на 53-е правило Шестого Вселенского Собора говорит: «Ныне усыновление совершается правильным и приличным образом, т. е. с употреблением священных церковных молитв, посредством которых одни вступают в право звания отцовского, а другие приемлют обязанности сыновние».

Матфей Властарь (под буквою «В», в гл. 50) пишет: «Священные правила и благочестивые законы научили нас соблюдать усыновление, бываемое по преемству, точно так, как и сыновство кровное, как в рассуждении брачных степеней, так и в рассуждении вступления в отцовское наследство». И далее: «Уложение Льва (новелла), Царя премудрого, возбраняет сочетать браком усыновленных с родными детьми усыновившего отца. В древности это родство не имело уважения, а ныне усыновление совершается приличным образом и с подобающим торжеством; оно устрояется чрез священный обряд, посредством которого одни производятся в звание отца, а другие возводятся на степень детей. Ибо нет другого препятствия ко вступлению в супружество усыновленных детей с родными усыновившего, кроме того, что в сем случае братское имя обращается в звание супруга и вместо брата усыновленный нарицается зятем».

 

§ 31

УСЫНОВЛЕННЫЙ
ПРИЕМЛЕТСЯ У АЛТАРЯ

 

«От внутрь дверей святаго жертвенника», т. е. сын стоит внутри, а приемный его отец – вне алтаря. Потом сын, вышедший из алтаря, как бы от Бога посланный и богодарованный, приемлется отцем, дабы таким образом теснейший союз любви со стороны одного и сыновнего почтения со стороны другого, как утвержденный Самим Богом, заключен был между ними навеки.

 

§ 32

ПАДАЕТ К НОГАМ ОТЦА

 

«Сын же падает к ногам отца». По выходе из алтаря сын «падает к ногам отца», дабы познал, что он как бы собственно рожден от него, как бы произошел из его чрева.

 

§ 33

ОТЕЦ ПОПИРАЕТ
УСЫНОВЛЕННОГО

 

«Попирает его отец». Приемлющий «отец попирает» выю приемлемого сына в доказательство своей над ним власти, а его подчиненности. При сем же случае отец произносит слова: «Днесь сын мой еси ты, аз днесь родих тя».

 

§ 34

МОЛИТВА ВО ЕЖЕ БЛАГОСЛОВИТИ
БРАШНО ОТ МЯС ВО СВЯТУЮ И
ВЕЛИКУЮ НЕДЕЛЮ ПАСХИ

 

Совершая благочестно память Христа, Агнца Божия, страдальчески закланного за очищение грехов всего мира, христиане, в доказательство духовного веселия, в день святой Пасхи приготовляют пищу из мяс безсловесного агнца, освященного благословением церковным. И Церковь Христова издревле дозволяет употреблять христианам сей обряд не для сохранения древнего иудейского закона, но для выражения христианского благочестия.

Для сего, по окончании дней поста, при наступлении святой Пасхи Господней, напитав души верующих славословиями, как духовною пищею и небесным хлебом от трапезы благости Божией, для некоторого телесного утешения и подкрепления она приносит Богу и сие для нашей пользы дарованное создание, т. е. агнца, умоляя Бога благословить его для нас и сотворить полезным и приятным, дабы, вкусив его с благодарением, более и более с духовною алчбою и жаждою искали Самого Бога, Который есть Пища душ и телес наших, и наслаждались Им непрестанно. Притом, во избежание древнего иудейского закона, Шестой Вселенский Собор 99-м правилом своим воспрещает христианам не только есть по обычаю иудейскому, но и варить мясо в церквах или храмах Божиих.

 

§ 35

МОЛИТВА ВО ЕЖЕ
БЛАГОСЛОВИТИ СЫР И ЯЙЦА

 

Сей обряд более принадлежит монахам, которые после совершения Литургии в праздник святой Пасхи благословляют в церкви сыр и яйца и потом предлагают на трапезе эту пищу как благословенную прежде всех других снедей. Посему, когда люди принимают эту пасхальную благословенную пищу, – монахи от сыра и яиц, а мирские люди от мяса, – тогда все обыкновенно говорят, что они разгавливаются: первое вкушение сыра, яиц и мяса после поста известно под именем разгавливания.

 

§ 36

МОЛИТВА О ХРАМИНЕ,
СТУЖАЕМЕЙ ОТ ЗЛЫХ ДУХОВ

 

Силу и потребность настоящей молитвы доказывает самая надпись оной. И весьма похвально святое обыкновение очищать сею святейшею молитвою те домы, которые терпят козни и напасти злых духов. Желательно, чтобы попечением епископов возобновлен был этот древнейший обычай там, где он забыт, – и чтобы священник совершал молитвы, псалмы и прошения во освящение тех домов, которые поражены кознями духа злобы.

 

§ 37

ПОСЛЕДОВАНИЕ НАД ПЕЩИЮ

 

«Над пещию». Некоторые вменяют восточным в суеверие то, что они употребляют эту молитву над новою пещию; но несправедливо. Ибо сами же они при других новых и опасных случаях употребляют всевозможную предосторожность от непредвиденных нападений вреда и ворожбы; когда, например, делают новое гумно, насаждают виноград, выжимают вино, начинают топить новую печь, устрояют мрежи и корабли и проч. – и все это именно для того, чтобы из новых вещей тогда же или и впредь не последовало некоторое зло ко вреду их. Итак, похвально обыкновение тех, которые на все это требуют вспомогательных молитв от Святой Церкви.

 

§ 38

В МОЛИТВЕ НАД ПЕЩИЮ
ВОСПОМИНАЕТСЯ
СВЯЩЕННОМУЧЕНИК КИПРИАН

 

«Священномученика Киприана». В настоящей молитве призываются на помощь не только ангелы, как общие хранители всех, но и священномученик Киприан, которому бесы служили и повиновались некогда в искусстве волшебных козней и который, уверовав во Христа, сам начал наконец восставать против всех их, побеждать их. Об этом показано в житии его (октября 2 дня).


Архиепископ
Нижегородский и Арзамасский
Вениамин (КРАСНОПЕВКОВ)


Новая Скрижаль, или Объяснение о Церкви,
о Литургии и о всех службах и утварях церковных.
Изд.17-е. СПб., 1908.

 

Продолжение следует

 

 

ОБЪЯВЛЕНИЕ ||
Помогите монастырю!

    


    Братья и сестры, все, кто неравнодушен к истории Отечества и его святыням! Суздальский Ризоположенский монастырь, основанный в 1207 году, относится к числу древнейших Русских обителей. История его неразрывно связана с монахиней Евфросинией (1212–1250), до пострига носившей имя Феодулия, дочери святого князя Михаила Черниговского. Однажды, находясь на пути в Суздаль, Феодулия получила известие, что жених ее скончался. Благоверная княжна приняла это как указание Божие избрать иноческую жизнь, поступила в число инокинь Ризоположенского монастыря и постриглась с именем Ефросинии.
    В 1238 году Суздаль был разорен войсками хана Батыя. Единственной уцелевшей частью города остался монастырь. Некоторое время Евфросиния была его управительницей. Почила она в 1250 году, а в 1699 году была прославлена Церковью.
    Однако то, что не удалось сделать войскам Батыя, оказалось по силам большевикам. Более 70 лет монастырь пребывал в запустении и поругании, часть сооружений была разрушена, и лишь недавно появилась надежда на восстановление. Ныне здесь проживает 12 сестер, а старшей монахиней является игуменья Екатерина (Иванова). Положение далеко от благостного – при всех сегодняшних чиновничьих заявлениях о патриотизме и духовном возрождении состояние обители города, входящего в Золотое кольцо России, плачевно.
    Практически все здания на территории городским чиновником сданы в аренду. В одном из келейных корпусов находится частная гостиница, в другом – общежитие художественного училища, игуменский дом служит спортзалом. 
    Обитель нуждается в передаче строений из рук частных лиц в ведение монастыря, т. к. маленькая трапезная палата, в которой ютятся сестры, едва ли пригодна для проживания. Обращения игуменьи Екатерины в органы муниципальной власти, к главе города и к губернатору Владимирской области успехом не увенчались. Святыня также нуждается в реставрации, особенно в связи с приближающимся 1000-летием Суздаля.
    Мы просим помощи у всех неравнодушных людей в любой форме – от освещения ситуации в СМИ и соцсетях, до финансовой поддержки в святом и благородном деле возрождения Суздальской жемчужины.
    Адрес и банковские реквизиты: Владимирская область, г. Суздаль, ул. Ленина, д. 79. Телефон: 8 (49231) 2-35-30, e-mail: riza-suzdal@yandex.ru.
    Религиозная организация «Ризоположенский женский монастырь города Суздаля Владимирской области Владимирской епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)»; КПП 331001001; р/с 40703810410090100046 во Владимирском отделении № 8611 БИК 041708602; к/с 30101810000000000602.

     

      

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
 
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник