ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
В ЭТОТ ДЕНЬ... ЦАРСКОЕ ВРЕМЯ СТРАНИЦА 15
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

«Свет от Государя будет лишь разгораться»

 

Окончание. Начало см. на стр. 11

 

Дела Николая II не дают оснований говорить о нем как о плохом и слабом правителе.

Для осуществления грандиозных государственных инициатив Николаю II нередко приходилось идти против влиятельных элитарных группировок, общественного мнения, а иногда – и мнения родственников. Например, намерение Николая II провозгласить себя Верховным Главнокомандующим в 1915 году встретило ожесточенное сопротивление. Министры даже отправили Николаю II письмо с просьбой не занимать эту должность. Царь ответил: «Т. к. мы ни до чего договориться не можем, то я приеду в Царское Село и этот вопрос разрублю» (Цит. по: Аврех А. Я. Царизм накануне свержения. М., 1989. С. 106), – Царь приехал... и разрубил... В итоге восемь министров было отправлено в отставку! Очевидно, что проведение любых серьезных реформ и вообще ведение любых серьезных дел требует последовательности и упорства, которых вполне хватало Николаю II. Дела делались, результаты достигались.

Иногда Противники Николая II используют более изощренный прием, чем критика в духе «Большой советской энциклопедии»: широкое распространение получило клише «хороший семьянин, но плохой правитель». Этот миф является тонким орудием борьбы против Николая II. С одной стороны, делается определенная уступка – признаются реальные примерные семейные качества Царя, с другой стороны – доносится основной посыл: он был плохим правителем. Этот пример стар как мир – уступи в малом, чтоб достичь большего. Это же типичный гамбит.

Семейные ценности – это, безусловно, важно, но Царь был в первую очередь правителем – от него зависела судьба 180 млн подданных. Десятки миллионов других семей! Он – в первую очередь политик, а потом – все остальное. И в этот центр и наносится основной удар. Между тем дела Николая II не дают оснований оценивать его как плохого лидера: ему удалось совершить выдающиеся достижения – политические, экономические, военные. Что касается семейных качеств, то, безспорно, Николай II был примерным семьянином. Это признают даже его враги, но это не может противопоставляться его заслугам как политика. Конечно же, нельзя не упомянуть, что Николай II является и православным святым. Величие Николая II засвидетельствовано Православной Церковью. Это еще одна грань его уникальной личности.

Хотя в обществе пока еще сильны советские стереотипы, но процесс их вытеснения идет – появляются новые исследования, пишутся книги, и, конечно, ложь не может быть вечной. Факты говорят о Николае II как о великом человеке, а их скрывать вечно невозможно. Пророческими оказываются слова Н. А. Павлова, сказанные им спустя семь лет после революции: «Свет от Государя будет лишь разгораться».

 

Андрей БОРИСЮК

 

Печатается с сокращениями

 

История России, которую
приказали забыть. Николай II
и его время. М., 2017. С. 110–115.

 

    Смотрите на их портреты!
 

Почему нам нужен образ? А нам он сейчас нужнее, чем когда бы то ни было, потому что речь идет о существовании России, которое без самоидентификации невозможно. И самоидентификация, самоопределение, самопознание проходят через ту Россию, которая была растоптана, оболгана и исчезла в вихре лихолетья в 1917 году.

И поэтому фигуры Николая II Мученика и всей Царской Семьи важны для нас. Их прославил Господь, а не, так сказать, какие-то элементы Церкви, и поэтому, я думаю, о моральном и нравственном облике говорить здесь не приходится, потому что все ясно. Но остаются люди вне Церкви, остаются люди, которые не понимают всю эту духовную благодать, разлитую в мире, поэтому им надо попытаться дать простые ответы на очень непростые вопросы.

         

И поэтому тема о государе Николае II возникает снова и снова и, я думаю, будет возникать всегда. В особенности – на переломных этапах. И еще могу сказать. Я выступал в разных аудиториях, и я говорю: никого не читайте, смотрите на их портреты, смотрите на их лица, смотрите на их живые глаза – и вы все поймете, и правда сердца победит.

 

Александр Николаевич БОХАНОВ,
доктор исторических наук

 

 


 

Елеонские подвижники

 


Вознесенская обитель отца Иоакима на Елеоне

 

Окончание. Начало см. на стр. 12

 

По древней византийской традиции отец Иоаким сразу стал почитать свою мать Анастасию как мученицу за Христа. На месте ее убиения он поставил престол, задумав впоследствии воздвигнуть здесь часовню. Около храма он построил усыпальницу, где в стеклянном саркофаге положил ее честные останки. Мощи были густого медового цвета и временами обильно источали миро, так что батюшка пропитывал этим миром ватки и раздавал желающим. Вскоре он стал получать письма со свидетельствами о явлениях мученицы Анастасии и ее благодатной помощи людям. Известен случай, когда она явилась некоему боголюбцу со следами ран на лице и сообщила, что ее кровь была пролита за храм. Иконописцы написали иконы мученицы Анастасии. Отец Иоаким был очень этому рад и выставил образа для поклонения.

А 28 мая 2009 года, в день праздника Вознесения Господня, также внезапно оборвалась его собственная жизнь. Ему было всего 58 лет. Отслужив в своей Вознесенской обители Всенощное бдение, отец Иоаким молниеносно переселился в Небесные обители. Батюшку погребли в одной гробнице с его любимой матерью-мученицей. Как в земной жизни мать с сыном были вместе, так и в Вечной Жизни они остались неразлучны.

Верующий народ чувствует святость елеонских подвижников благочестия архимандрита Иоакима и его матери Анастасии. И наш долг – рассказывать об их подвигах, чтобы как можно больше людей узнали о них, потому что это – достояние Православия нашего времени.

Продолжается ли дело отца Иоакима в наши дни? Сейчас в монастыре образовано небольшое сестричество из представительниц разных православных стран. Настоятель – монах Ахиллий по благословению Патриарха Феофила III. Нижний храм, возведенный отцом Иоакимом, действует – там каждый день читается утреннее и вечернее монашеское правило, а по четвергам совершается Божественная Литургия. На месте разрушенного храма возводится открытая часовня. На месте мученической кончины Анастасии стоит престол, установленный самим отцом Иоакимом. К сожалению, не сохранился прекрасный сад, возделанный батюшкой, и некоторые его постройки – например, разрушена купель, в которой он крестил людей… Есть свидетельства, что у подвижника принимали Крещение и мусульмане, и иудеи! Сейчас монастырь посещают паломники из разных стран мира.

Образ отца Иоакима глубоко запечатлелся в душах людей, которые имели счастье с ним встретиться. Этой радостью мы попытались поделиться и с вами, опубликовав воспоминания о таком необыкновенном батюшке – избраннике Божием. У него было любвеобильное чистое сердце, и он встречал гостей своим ликующим приветствием.

И мы желаем, чтобы ваш путь ко Христу освящало любимое восклицание отца Иоакима:

Кали Анастаси! Кали Аналипси!

Доброго Воскресения! Доброго Вознесения!

Отче Иоакиме и мученице Анастасие Елеонские, молите Бога о нас!

 

Монахиня Иоанна (РОДНИНА)

Москва, май 2019 года

 

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник