ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
ИСПОВЕДНИКИ ПОДВИЖНИКИ БЛАГОЧЕСТИЯ СТРАНИЦА 12
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

 

 

Против обновленческого раскола

 

 

Владыка Мануил (Лемешевский) (1884–1968), митрополит Куйбышевский и Сызранский, был духовным отцом митрополита Иоанна (Снычева), выдающимся церковным историком, оставившим много трудов, в том числе «Каталог Русских архиереев». В историю нашей Православной Церкви он внес свою яркую страницу, встав в суровые 20-е годы во главе борьбы с обновленчеством и расколом.

 

Родился будущий митрополит Мануил (в миру Виктор Викторович Лемешевский) 18 апреля / 1 мая 1884 года в городе Луге Санкт-Петербургской губернии. Его предки принадлежали к потомственному дворянскому роду и отличались религиозностью. Уже с юных лет Виктор любил читать и тянулся к знаниям. Известно, что он очень почитал Русского пастыря старца Иоанна Кронштадтского и Императора Александра III.

По окончании Николаевской классической гимназии в 1903 году Виктор был зачислен на юридический факультет Императорского Санкт-Петербургского университета, который окончил в 1910 году. В 1906 году В. Лемешевский был избран членом Русского Библиографического общества и состоял его членом до 1917 года.

Но худые сообщества развращают добрые нравы (1 Кор. 15, 33). В период своей молодости Виктор попал под влияние революционеров, сочувствовал их идеям (хотя мало кто из гимназистов и студентов начала XX столетия сумел избежать этого обольщения). А так как интеллигенция предреволюционного времени была увлечена еще и оккультизмом, то туда же потянулась и молодежь. Виктор Лемешевский тоже вращался в кругах оккультистов и спиритуалистов. И только по непостижимому Промыслу Божию ему удалось миновать этой беды.

В 1911 году он был пострижен в монашество, в 1912-м – рукоположен во иеромонаха. В 1916 году будущий митрополит поступил в Петроградскую духовную академию. С апреля 1919 года – он настоятель Никольской (домовой) церкви на Спасской улице, близ Литейного проспекта. В 1920-м основал при ней Спасское братство.

…Осенью 1923 года, после гибели митрополита Вениамина, в Петроградской епархии почти полностью доминировали обновленцы. Там не осталось ни одного епископа, находившегося в ведении Патриарха Тихона. И тогда Патриарх призвал малоизвестного иеромонаха Мануила, чтобы начать борьбу с обновленцами. 10 сентября 1923 года он был хиротонисан Патриархом Тихоном в Донском монастыре во епископа Лужского, викария Петроградской епархии. В хиротонии принимал участие священномученик Иларион, епископ Верейский.

Вручая владыке Мануилу архипастырский жезл и направляя его в Петроград, Патриарх напутствовал: «Посылаю тебя на страдания, ибо кресты и скорби ждут тебя на новом поприще твоего служения, но мужайся и верни мне епархию».

29 сентября молодой епископ Мануил прибыл в Петроград и сразу развернул активную противообновленческую деятельность. Он возглавил народное движение верующих и почти каждый день в течение четырех месяцев совершал Литургию в разных храмах, выступал с проповедями в защиту Русской Православной Церкви, привлекая на свою сторону многих.

Четверых священнослужителей из числа убежденных сторонников Патриарха он назначил духовниками округов, на которые был разделен город, и они принимали покаяние у обновленческого духовенства. Покаяние тогда проводилось публично в храмах, перед всем народом.

В результате активной деятельности епископа Мануила за несколько недель из 115 обновленческих храмов Петрограда 83 перешли в ведение Патриарха. Вернулись также монашествующие Александро-Невской лавры и Новодевичьего монастыря.

В целом по епархии ситуация была еще лучше – там почти все приходы уклонились от обновленчества. В Церковь, под омофор Патриарха, вернулся даже глава обновленческой Петроградской епархии митрополит Артемий (Ильинский), который принес покаяние в нескольких храмах и был принят в сане епископа, который имел прежде.

Стоит отметить, что в 1928 году владыка Мануил несколько недель находился в Ленинграде, чтобы засвидетельствовать поддержку митрополиту Сергию (Страгородскому) и неприятие иосифлянского раскола.

Всю жизнь владыка Мануил неустанно служил Богу, назидал паству, не щадя своих сил. Годы, прожитые на свободе, были наполнены трудами, проповедью, утешением скорбящих. Живой пример его молитвенного духа научал паству любить богослужение, прививал усердие к посещению храма, внушительнее слов увлекал на добрый спасительный путь.

Он был строгим и ревностным исполнителем Устава Церкви и призывал к тому всех священнослужителей.

В «Очерках по истории Русской церковной смуты» содержится такое описание событий осени 1923 года в Петроградской епархии.

Самым замечательным во всей этой «мануиловской эпопее» было то, что ни у самого Владыки, ни у его друзей, ни у его врагов не было ни малейшего сомнения в том, что за два-три месяца епископ со своими помощниками лишатся свободы. Это и создавало среди его ближайшего окружения то особое настроение героического подъема, которое как бы возвышает людей над бытом, смывает все мелкое, пошлое, что есть в каждом человеке. Такие минуты не могут длиться очень долго, но тот, кто пережил их, всегда будет вспоминать о них, как о лучших мгновениях своей жизни.

Конечно, обновленцы неустанно требовали расправы над владыкой Мануилом, и 2 февраля 1924 года он был арестован. Его приговорили к трем годам лишения свободы и отправили на Соловки. Поручение Патриарха он выполнил. И с этого дня началась череда его арестов, ссылок и тюрем…

После освобождения, с ноября 1944 до 1945 года, епископ Мануил пребывал в Тамбове у святителя Луки (Войно-Ясенецкого), который его радушно принял и дозволил совершать ему, архиерею без кафедры, службы в кафедральном соборе.

С 1946 года владыка Мануил был назначен на Чкаловскую (Оренбургскую) кафедру. Однако 4 сентября 1948 года снова последовал внезапный арест святителя и семилетнее заключение в Потемских лагерях.

После освобождения 7 декабря 1955 года и назначения архиепископом Чебоксарским святитель продолжил свои архипастырские и исследовательские труды.

«Все переживания, удары судьбы, многолетние разлуки с ближними, ссылки, заключения в лагерях, потеря драгоценных книг, рукописей и имущества, – все это закалило дух мой, и я сейчас ко всему стараюсь относиться спокойно», – писал он в ноябре 1956 года.

В 1962 году владыка Мануил был возведен в сан митрополита. С 1965 года пребывал на покое в Куйбышеве (Самаре), где и преставился ко Господу 12 августа 1968 года и был погребен в притворе Покровского кафедрального собора.

Ближайший духовный сын владыки Мануила, будущий митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн (Снычев), провожал в последний путь своего наставника следующими словами: «Гряди, святителю, к вечному покою! В земном пути ты шел тернистою дорогою, пройди же хоть теперь по цветам. Их уготовала тебе народная любовь, которую ты заслужил своим неусыпным и твердым стоянием за Истину Христову, своим благочестием и своим трудолюбием. Иди, и не забудь молиться о чадах твоих пред престолом вечной правды».

 

Митр. Иоанн (Снычев).
Жизнь и служение митрополита Мануила.
Самара, 1997.

 

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник