ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
НАМ ПИШУТ ВОПРОСЫ СПАСЕНИЯ СТРАНИЦА 8
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

Зачем нужно монашество?

 

 

 

     Уважаемая редакция! Недавно была я в храме и молилась о даровании ребенка. Стояла возле иконы Божией Матери, часто кланялась и вдруг услышала рядом раздраженный мужской голос: «Хватит лоб разбивать! Своих детей нет, так возьми в детдоме и воспитай. Вот будет польза – человека вырастить. А то вон в монастырях сколько молодых закрылось, тоже лбы бьют, а толку что? Лучше б детей нарожали, в стране убыль населения идет!» От такой злости я опешила и даже не нашла, что сказать. Посоветуйте, как надо было ответить? Я ведь уже не раз слышала такие грубые нападки на монашество. Заранее благодарю вас. Людмила.

 

Подробный ответ на этот вопрос дает протоиерей Алексий Белоцветов в «Кругу поучений», изд. 5, 1895 г.):

«Русь наша очень многим обязана православному монашеству. Кто разносит по тундрам понятия об истинном назначении человека? Кто вместе с верой учит тамошних жителей строить жилища, заводить хлебопашество? Это делает главным образом монашествующая братия. А если так, то не слушайте тех, кто проповедует, что монашество есть извращение человеческой природы, что оно безполезно в общем строе народной жизни. Нет, други мои, иночество, правильно поставленное, это – душа народной жизни. В нем мы имеем то свято семя, которым стоят и держатся царства и народы. Как сказано в Священном Писании, во благих праведных исправится град, и во благословении правых возвысится град (Притч. 11, 10-11).

Нам скажут: много ли у нас таких праведников? Где ныне преподобные? Этого мы не знаем, только один Господь знает сущия Своя, но они есть, и в наших монастырях поныне действен дух истинного подвижничества. Иначе разве стал бы народ тысячами стекаться в наши обители? Нет, братия, чутья народного не обмануть. И то надо сказать, что и в старые годы не сотнями же считали строгих подвижников.

Но положим и так: нет ныне таких подвижников, как встарь. Что ж из того? Ужели монастыри в том виноваты? Не наоборот ли? Мы с вами, в миру живущие, стали нравственно до того никуда негодными, что не в состоянии выделить из своей среды для монастырей и самой малой доли людей порядочных. Мы воспитываем своих детей до того не по-христиански, что монашеская жизнь им и на ум нейдет. А встарь, братия, не редкостью были в числе иноков и князья, и бояре.

Еще скажите мне: может ли успешно идти вперед наука, если мы оставим ее без университетов и академий с одними лишь первоначальными школами? И всякое ремесло и художество может ли процветать без передовых двигателей? Нет! Как же вы хотите, чтобы христианская жизнь, эта наука из наук, восходила от силы в силу без особых, так сказать, специалистов – иноков? Если справедливо, что Церковь есть духовная школа, то монастыри тем более могут быть названы нашими академиями христианской жизни.

Господи, молитвами преподобных и богоносных отец наших, не дай, чтобы оскудел преподобный в родном Отечестве нашем! Не дай ложному просвещению и влиянию чувственного мира обездушить нас и лишить великой народной силы.

 

Подготовила Нина Боголюбова

 


 

Почему «благими намерениями»
портятся отношения?

 

     Здравствуйте! Меня зовут Наталия, мне 36 лет, стала воцерковляться в 24 года. Буду благодарна, если поможете разобраться, как правильно вести себя с близкими, не очень воцерковленными людьми. Постоянно замечаю за собой, что, делая им правильные с виду замечания, теряю внутренний мир, совесть становится неспокойной. От этого мне и им со мной тяжело общаться. Как быть?»

 

Отвечает о. Сергий Захаров:

– Это очень распространенное явление, когда самыми благими намерениями – предостеречь, вразумить, оградить – воцерковленный человек портит отношения со своими маловерующими близкими. В данном случае Наталия правильно делает, что прислушивается к своей совести и ищет, как вынуть бревно из своего глаза. Раз совесть немирна, значит, в ее словах или тоне голоса присутствует несмирение. Если нас не просят помочь, разобраться, а мы это делаем, значит, мы вмешиваемся в личную жизнь человека. Ну, а если попросили помочь, то «полноправно» берем ситуацию под свой контроль и возмущаемся, если нас не понимают и противятся.

Мой духовный отец говорил, что всегда корнем раздражения является превозношение над ближним. Можно сколько угодно думать, что ты спокойный и ровный ко всем человек, но если в своей душе чувствуешь раздражение, то это показатель превозношения, гордости. А «гордым Бог противится». И ближние противятся. Потому что воспринимается дух, с которым ты говоришь, а не правильные слова.

Часто мы, отталкиваемые кем-то, усугубляем свою немирность, рассказывая об этих конфликтах третьим лицам: «почему он так делает, ведь я ему говорю…», «надо же, не хочет таких элементарных вещей понять…». Тем самым мы убеждаем себя и своих слушателей (вводим в заблуждение) в своей мнимой правоте. А потом, если не разорвем это греховное состояние своим покаянием и искренней молитвой за ближних,.. сами оказываемся в подобных искушениях!

«Не многие делайтесь учителями», – наставляет нас апостол Павел. Духовный отец мне так говорил, когда я по послушанию отвечал на письма: «Написал что-то – перечитай, нет ли в твоих словах учительства. Бегай его». Желание помочь исправиться ближнему – часто от нашего любоначалия, маловерия, гордыньки. Враг так нас ловит, чтоб потом привести к осуждению друг друга, отдалению. А какие плоды будут от гордыни?! Все делать надо с кротостью, как написано. А если ее пока нет, то с себя требуй – «дай кровь, прими дух» кроток и смирен, – а не с близких.

Да помогут Наталии и всем нам наставления преподобного Иосифа Оптинского в отношении наших близких:

«Если возмущают тебя поступки и грехи ближнего и похищают твое душевное спокойствие, то вспомни о сем:

а) Погрешность ближнего, которую ты хотел бы исправить, если она нарушает твой душевный покой и раздражает тебя, то и ты погрешаешь и, следовательно, не исправишь погрешности погрешностью, – она исправляется кротостью.

б) Ревность, хотящая истребить всякое зло, сама есть великое зло.

в) Помни, что в твоем глазе бревно, а ты указываешь на сучок брата.

г) Есть несовершенства неизбежные, есть и полезные. Бывает, что злом искушается добро.

д) Пример долготерпения Божья должен обуздывать нашу нетерпеливость, лишающую нас покоя.

е) Пример Господа Иисуса Христа показывает нам, с какой кротостью и терпением должны мы переносить погрешности человеческие, и если мы не начальствуем над людьми, то должны равнодушно взирать на зло.

ж) Каждому тот поступок ближнего кажется великим, который обличает его самого в чем-нибудь.

з) Ничто так не успокаивает и не примиряет нас с поступками ближних, как молчание, молитва и любовь».

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник