ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
ДУХОВНЫЙ ВЗГЛЯД УРОКИ ИСТОРИИ СТРАНИЦА 15
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

«Куликово поле впереди у нас»

 

 

Так поется в одной известной патриотической песне. Блаженной памяти митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн пишет:

«Да – к великому сожалению, у нас есть враги. Да – сегодня лишь слепец или провокатор может утверждать, что все ужасы и беды, терзающие нашу Родину много лет подряд, есть результат «естественного течения событий» или плод «ущербного русского менталитета». Да – противостоящие России силы обладают огромной экономической, финансовой, военной и политической мощью» (Митр. Иоанн (Снычев). Одоление смуты. Слово к Русскому народу. СПб., 1996. С. 92). Таким образом, впереди у нас новая глобальная битва за Россию.

А коль впереди у нас новое Куликово поле, то самое время обратиться с молитвой к нашему победоносному вождю – святому Князю Димитрию Донскому, и поучиться у него, как себя вести в подобных условиях. Напомним, 1 июня с. г. исполнилось 630 лет со дня его кончины, а 12 октября – 669 лет со дня его рождения. 2 ноября мы будем совершать поминовение вождей и воинов, на поле Куликовом живот свой положивших. Эта родительская суббота была учреждена князем Димитрием.

Каким же образом он и его сподвижники готовились к Донскому побоищу? Получив известие о выступлении в поход орды Мамая, князь сразу обратился с коленопреклоненной молитвой ко Господу, исповедуя Ему свои грехи и прося не предать Русь врагу, как ранее Батыю. Таким образом, Куликовская битва для него началась не 21 сентября, а в тот момент, когда он призвал Бога на помощь. Лишь после этого он послал гонцов по князьям и воеводам, приглашая их в Москву. Он хорошо усвоил себе слова Господа: без Меня не можете делать ничего (Ин. 15, 5); просите, и дано будет вам (Мф. 7, 7).

По прибытии князей Димитрий Иоаннович с двоюродным братом Владимиром Андреевичем пошел за советом к Московскому митрополиту Киприану. Тот посоветовал умилостивить Мамая дарами, после чего в орду был направлен посол Захарий Тютчев. От него стало известно, что с Мамаем идут на Русь князья Литовский и Рязанский.

Опечаленный Князь снова обращается с молитвой ко Господу, прося Его по правде рассудить недругов, исповедуя, что ничем пред ними не провинился. После этого они с братом снова навестили святителя Киприана, он ободрил их упованием на помощь Божию. Тогда только Димитрий Иоаннович приступил к военным приготовлениям, выслав разведку навстречу Мамаю.

Каков был духовный настрой Русского вождя? Он был готов умереть за веру! «Братья, князья Русские, – обратился он к сородичам, собравшимся в Москве, – из рода мы все князя Владимира Киевского, которому открыл Господь познать Православную веру; просветил он всю землю Русскую Святым Крещением и заповедал нам ту же веру твердо держать и биться за нее. Я же, братья, за веру Христову хочу пострадать даже до смерти» («Сказание о Мамаевом побоище»).

Другие князья также высказали желание умереть за Христа. Тогда он пригласил все Русские войска собраться в Коломне на праздник Успения Пресвятой Богородицы. И там все вместе они снова обратились с молитвой ко Господу: «Дай нам, Господи, решение это исполнить имени Твоего ради святого!»

Затем Князь Димитрий со свитой выехал в Троицкий монастырь к преподобному Сергию. Прибыли они в воскресенье 18 августа, на праздник святых Флора и Лавра. Была дорога каждая минута: войска уже собрались в Коломне, и летели гонцы, предупреждая о приближении Мамая. Однако святой Сергий не поддался диавольскому поспешению и не допустил до него своего духовного сына. Он пригласил князей на воскресную обедню и после нее – на трапезу. Только после этого стал вести с ними беседу.

Князь Димитрий просил его отпустить их скорее, ссылаясь на тревожные вести, но святой старец успокоил его, обещав сугубую помощь Божию за сугубое послушание. Он предсказал Князю победу и сохранение жизни в бою, а затем велел своим чернецам освятить воду на частицах мощей святых Флора и Лавра и сам окропил водой Великого князя и его спутников. Осенил его крестом и благословил на брань, дав ему двоих схимников, которые ранее были известны своей ратной удалью.

По возвращении Князь с братом снова навестил митрополита, сообщив ему о предсказании игумена Сергия. Тот посоветовал до времени держать это в тайне. Казалось бы, довольно молитв, пора браться за дело. Однако 9 сентября (по н. ст.), в день памяти преподобного Пимена Великого, перед тем как выступить в поход, Князь зашел в Успенский собор и снова со слезами молил о помощи Господа, Божию Матерь и святителя Петра у его мощей. После сего принял благословение от митрополита, который повелел духовенству благословить и окропить святой водой каждого воина.

Перед дальней дорогой князь с братом идет в Архангельский собор и просит о помощи воеводу Небесных сил. Жены князей со слезами молят Господа, чтобы вернул мужей живыми. Вот какой глубокой была церковно-молитвенная подготовка к битве!

Увенчанная благодатью Божией, она вскоре начала претворяться в благоприятные обстоятельства. Рязанский князь, узнав о благословении преподобного Сергия, понял, что дела Мамая плохи, и решил уклониться от участия в битве. Католик Ольгерд Литовский соединиться с ордой не смог, т.к. путь ему перекрыли Русские дружины. Два сына Ольгерда, Андрей Полоцкий и Димитрий Брянский, ранее принявшие Православие, привели свои отряды к Князю Димитрию. С ними прибыл и легендарный воевода Боборок, руководивший засадным полком, удар которого решил исход боя. Именно они подали совет Князю переправиться на другой берег Дона, чтобы победить или умереть, что придало войскам решимости.

Встретив в Коломне братьев Ольгердовичей, Князь Димитрий прославил Бога и передал добрую весть святителю Киприану. Тот, воздав хвалу Господу, приказал всему духовенству круглосуточно молиться о победе нашего войска. Князь известил также преподобного Сергия и Великую княгиню. Та начала раздавать милостыню и почти безысходно пребывала в храме в молитвах ко Господу.

Построенное с 6/19 сентября войско единогласно говорило: «Боже, с высот взгляни на нас и даруй православному Князю нашему, как Константину, победу, брось под ноги ему врагов-амаликитян, как некогда кроткому Давиду». И сам Князь склонился на колени пред образом Спаса Нерукотворного на великокняжеском стяге и снова призвал Бога на помощь.

Искусный в бранях воевода Боборок подал Князю совет приказать всем воинам перед битвой осенить себя крестным знамением. «Это ведь и есть оружие на противников, которые утром свидятся с нами», – добавил он. Вот какое крепкое есть оружие, о котором знают немногие из современных воинов!

В ночь накануне битвы Фоме Коцубею было видение святых Бориса и Глеба, которые порубили надвигавшихся на Русь врагов. Узнав об этом, Великий князь прослезился и снова молил Бога помочь ему, как ранее помог Александру Невскому. Перед самым же боем снял с себя крест с частицей Креста Господня и с горячими слезами исповедал свою надежду на победу силою его. Когда настало время атаки на врага, все закричали не «ура», а «С нами Бог!»
Наблюдая из засады за гибелью наших полков, князь Владимир горячо молился: «Боже, Отец наш, сотворивший небо и землю, помоги народу христианскому! Не допусти радоваться врагам нашим над нами, мало накажи и много помилуй, ибо милосердие Твое безконечно».

…Весь день 21 сентября преподобный Сергий пребывал в молитве, поминая павших воинов и воевод. После боя настало время панихид и благодарственных молебнов. Вот каким молитвенным напряжением далась победа на поле Куликовом.

 

Подготовила Ирина Тихомирова

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник