ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
В ЭТОТ ДЕНЬ... БОЖИЙ ВЕРТОГРАД СТРАНИЦА 10
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

 

Дева-инокиня княжеского рода

 

Ряд святых жен Русской Церкви начинается с равноапостольной княгини Ольги. Княгини прежде князей принимают на себя иго иночества. Первой постриглась в иночество супруга великого князя Ярослава Ирина, в иночестве святая Анна.

Второю инокинею, но первою девственницею из княжеского рода была блаженная Анна, дочь великого князя Всеволода. Она постриглась в 1086 году, тогда как первым добровольным иноком из князей был Николай Святоша, поступивший в иноческую обитель в 1106 году. Мария Магдалина прежде всех апостолов посетила гроб Спасителя и увидела Его воскресшим. Таковы жены!

Отец благоверной Анны, великий князь Всеволод Ярославич, по словам летописи, «с детства любил Бога и правду, оделял бедных, чтил епископов и священников, особенно черноризцев, воздерживался от пьянства и похоти; потому и был нежно любим отцем своим». Он любил образованность, говорил на пяти иностранных языках.

Мать Анны была греческая царевна, дочь императора Константина Мономаха; ее благочестие доставило России неоцененное сокровище – святые мощи великомученицы Варвары.

Брат Анны, князь Владимир Мономахсвоими добродетелями приобрел такую любовь народа, что и поздние потомки пользовались ее теплотою. Он любил монашество и ясно понимал значение его. Он завещал детям: «Принимайте епископов и игуменов с любовью – наделяйте их, чтобы они молились за вас Богу». А летопись говорит: «Он любил иноческий чин, поил и питал приходящих к нему иноков и инокинь, как мать своих детей».

В такой-то семье родилась и воспиталась благоверная Анна. Под влиянием ума и благочестия она образовала из себя образец девственной красоты – честь и славу княжеского дома. Предмет нежнейшей любви родителей, она называлась уменьшительным именем – Янкою, по-нынешнему – Аннушкой.

С юных лет она возлюбила Господа. Родители, как ни нежно любили ее, не полагали препятствия любви ее к Богу. Они благоговели к словам апостола: незамужняя заботится о Господнем, как угодить Господу, чтобы быть святою и телом, и духом; а замужняя заботится о мирском, как угодить мужу (1 Кор. 7, 34). Посему выдающий замуж свою девицу поступает хорошо, а не выдающий поступает лучше (Там же,  38).

Юная княжна предпочла девство всем наслаждениям светской молодой жизни, и не напрасно. «Девство, – говорит Антоний Великий, – подобие Ангелам, духовная и святая жертва, благоухающая роза, оживляющая и близких к ней, приятнейшее благовоние для Господа Иисуса Христа, великий дар Божий, залог будущего наследия в Небесном Царстве».

В 1087 году князь Всеволод построил каменный храм в честь апостола Андрея и при нем монастырь; там и обрела пристанище княжна Анна и посвятила девство свое Господу. Вслед за тем приняла она обитель в свое ведение и употребила меры к ее внешнему и внутреннему благоустройству.

Три года спустя предприняла она благочестивое путешествие в Константинополь – тогдашнюю столицу Православия. Княжна-инокиня желала видеть лучшее иноческое благочиние, чтобы научиться для себя и других. Она привезла с собою много полезных наблюдений.

«Анна ходила туда не напрасно, а с тем, чтобы вдвойне быть полезною, себе и другим инокиням Русской земли, – говорит древний повествователь». В Киев возвратилась она в 1090 году с новым митрополитом Иоанном скопцом.

Своим примером она возбуждала в сердцах современниц сильное движение к лучшему счастью. Так по ее примеру сестра ее, княжна Евпраксия, в 1106 году тоже приняла иночество. Блаженная Анна собрала в свой монастырь множество черноризиц. Это тем более составляло великий и добродетельный подвиг со ее стороны, поскольку женское общество в то время еще не забывало прежних обычаев разгульного язычества и предавалось порой самым нечистым веселостям. Не по душе ему было строгое девство.

Высокое самоотречение и строгая жизнь княжны воодушевляли живших с нею ревностию к духовным подвигам. Княжна жила наравне со всеми по иноческим правилам: в посте, молитвах и глубоком смирении. Юных девиц обучала чтению, пению, письму и полезным рукоделиям. 26 лет провела она в иноческих подвигах.

Согласно летописям, она почила от трудов 3-го ноября 1112 года. Монастырь, где она подвизалась, долго назывался Янчиным, сохраняя благоговейную память о своей основательнице. Он стоял вблизи Михайловского монастыря, но позднее разрушен был ордой Батыя.

 

Избранные жития святых,
изложенные по руководству
Четьих-Миней архиепископа
Филарета Черниговского

 


 

 

Чудеса Царя Мученика Николая II

 

     Мы начинаем публикацию чудес по молитвам святых Царственных Мучеников. Редко какому святому сопутствует еще до официальной канонизации столь широкое народное почитание и такое множество чудес. Не даром говорят, что теперь у Русского православного человека есть два Николая Чудотворца. Подвиг Царя и его Семьи стоит в центре нашей истории XX столетия, и не только нашей. Эти свидетельства являются и своего рода энциклопедией современной Русской жизни со всеми ее скорбями и неиссякаемой надеждой на Бога и Его святых...

 

 

В 1997 году Людмиле Кудрявиной, заместителю главного редактора журнала «Держава», было дано на работе задание решить некоторые вопросы с Патриархом Алексием. Исполнить это представлялось невозможным, и она стала молиться об успехе Царю Николаю.

Неожиданно ей позвонили и сказали, что сегодня Патриарх будет на ЗИЛе, где состоится отливка самого большого, 27-тонного колокола для храма Христа Спасителя. И спросили: «Не хотите ли вы туда пойти?» Поблагодарив Господа и Царя Николая, она отправилась на завод. Снова помолилась, чтобы оказаться близ Патриарха и выяснить все свои вопросы. Его очень плотно обступали десятки людей, и вдруг она услышала как бы голос Царя Николая: «Вот сейчас окажешься рядом и не мешкай». Она не поверила: ведь столько народа окружает Патриарха. И вдруг все куда-то отвернулись, Патриарх повернулся к ней, они остались наедине. Получив от него благословение, она разрешила с ним все вопросы. А через миг все вдруг повернулись и обступили Патриарха. Чудо завершилось…

 

Полезное примечание: колокол для храма Христа Спасителя является точным подобием колокола, отлитого «в память избавления России от галлов» (французов) в 1812 году. И эти самые галлы тоже хотели попасть на отливку колокола. Телевизионщики из Франции предлагали 200 тысяч долларов за съемку события, но им было отказано, равно как и шведам, и многим другим. Об этом сообщила газета правительства Москвы «Тверская, 13» в №23 за 1997 г. Так Господь по молитве Царя Николая сотворил чудо, что невозможно человеку.

По книге
«Царь Николай II и новые мученики»

 

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник