ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
В ЭТОТ ДЕНЬ... БОЖИЙ ВЕРТОГРАД СТРАНИЦА 10
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

 

Сокровенный раб Божий

 

Преподобный Ферапонт почти во всю жизнь свою старался скрывать свои подвиги от глаз людских. По некоторым случаям и словам его видно, что он жил в Москве и проводил жизнь по примеру блаженного Василия. Поселясь в Монзенской обители, на вопросы любопытных отвечал, что он «постриженник Воздвиженского монастыря, что жил в Костроме, но бывал и в царствующем граде, где жил близ дома блаженного Василия, отделенный от него одним лишь тыном».

Жители Костромы, начиная с воеводы, относились к нему с почтением, приходили слушать наставления его и принимать благословение; он принимал посещавших с любовью, но иных строго обличал за слабовольную жизнь и пристрастие к мирской суете.

Но, тяготясь известностью, вскоре он удалился из Костромы и поселился на реке Монзе. Место это было лесное и окружено болотами, и попасть сюда можно только рекою Костромою. Незримый никем, подвизался он там в молитве и посте. Однажды лишь след незнаемого человека видели здесь на траве, но пустынник не показывался никому.

Инок Адриан, поселившийся с несколькими подвижниками в запустевшем Благовещенском монастыре и терпевший здесь беды от полой воды, хотел перенести монастырь на другое понравившееся ему место. Но неведомый отшельник пришел к нему и сказал: «Не трудись, старец! Другое тебе назначено место – на берегу реки Монзы».

Адриан осматрел место на реке Монзе и, наконец, решился перевозить туда монастырь. Когда обитель уже устраивалась на новом месте, преподобный Ферапонт сам пришел туда и стал жить. Он взял слово с Адриана, что тот не будет говорить о нем ничего, что известно ему, и просил быть его духовным отцом. «Скоро, – прибавил преподобный, – спустя два года с половиною, исполнится надо мною воля Божия; до смерти же моей не разглашай о мне».

С того времени Ферапонт каждый день выходил из обители и, перейдя реку Монзу, скрывался в чаще леса; там молился он наедине, ночь же проводил в келье без сна и переписывал книги. Инок Кирилл возроптал на святого старца, что тот не участвует в строении обители, и увидел эфиопов, внушавших ему негодование на святого; тяжело ему было от этих посетителей, пока не пришел к нему Ферапонт, разогнавший духов, но запретивший говорить о том.

Раз вышел преподобный в лес на обычное место для уединенной молитвы. Женщина Пелагия, собиравшая ягоды, увидев его издали, перешла овраг, чтобы посмотреть на него вблизи. Старец сидел на колоде, обнаженный до пояса; по телу его, искусанному комарами, лилась кровь, и над ним роились оводы. По пытливости женской, она подошла еще ближе и ослепла. В страхе закричала она: «Угодник Божий! Прости меня, грешную», – и с этими словами невидимая сила отбросила ее за овраг, и она стала видеть; но она боялась сказать о случившемся с нею кому-либо другому, кроме старца Адриана.

Служивший в обители Петр, видя однажды преподобного, идущего за реку Монзу, сказал ему с насмешкою: «Древен ты годами, а ступаешь искусно, как бы плывешь ногами, и мантия на тебе не движется». Старец ничего не отвечал ему и прошел мимо. Петр, возвратясь в монастырь, почувствовал страшную боль в голове, и лицо его искривилось. Адриан, узнав о его болезни нечаянной, спросил: «Не говорил ли ты при встрече чего-нибудь оскорбительного святому старцу?» Петр исповедал грех свой. Адриан советовал ему молиться и просить прощения у блаженного Ферапонта. Когда святой старец выходил от вечерни, больной попросил у него помилования. Ферапонт возложил на него руки и сказал: «Не надобно осуждать никого», и болезнь оставила страждущего.

За день до кончины блаженный Ферапонт сказал братии: «Близок конец мой», – и просил причастить его Святых Таин во время Литургии. Братья, видя его на ногах, не хотели верить, что скоро умрет он. В самый день кончины его все собрались к утрене; это был воскресный день, неделя святых праотец; пришел к утрене и блаженный Ферапонт: по окончании службы простился он со всею братиею и пошел в келью. Игумен Адриан пригласил братию идти за ним, чтобы видеть кончину праведника. Братья и теперь повторяли, что еще крепок он; но, когда пришли в келью, – преподобный лежал на одре в мантии и куколе, и свечи горели пред иконами; он уже отошел ко Господу. Это было декабря 12-ого 1591 года.

По кончине своей преподобный творил много чудес. Раз после Литургии игумен Адриан лег отдохнуть на рогожке. Является Ферапонт и говорит: «Спустя десять лет будет великий голод на Руси; береги рожь; многие будут тогда питаться из твоих житниц, и они не оскудеют: тогда заселятся и пустые земли твои». В Успенский пост 1601 года мороз уничтожил хлеб по всей Русской земле: настал страшный голод и продолжался три года. В Москве похоронено в скудельницах до 127 тыс. человек, умерших от голода. Обитель преподобного Ферапонта была питательницею для всей окрестности, люди селились на пустошах монастырских, не находя на прежних местах пропитания. Игумен Адриан отпускал хлеб всем нуждающимся, в уповании на Господа, и, как предсказывал преподобный Ферапонт, житницы обители не оскудели.

 

По книге:
Избранные жития святых,
изложенные по руководству
Четьих-Миней архиепископа
Филарета Черниговского

 

 


 

 

Размышления во дни поста

 

Идет 40-дневный Рождественский пост. Когда тело ограничено в пище, самое время дать простор духовному началу – чаще ходить в храм, больше читать Священное Писание, укреплять себя в вере. Предлагаем читателям на раздумье пример из ветхозаветной истории.

За два века до Рождества Христова евреи подпали владычеству сирийского Царя Антиоха. Взяв Иерусалим и избив многие тысячи иудеев, он воздвиг злое гонение на их веру, намереваясь искоренить ее до конца. Один из первенствующих книжников именем Елеазар, уже состарившийся летами, принуждаем был открыто есть свиное мясо, запрещенное иудейским законом. Из любви к закону отцов он плюнул на предлагаемое яство. Те, кто приставлен был к этому жертвоприношению, ради стародавнего знакомства с Елеазаром, стали упрашивать его наедине, чтобы он вкусил мяса, которое нарочно для него было бы приготовлено и только бы вид показал, будто он по повелению Царя вкушает жертвенное мясо. Такой ценой он избавился бы от смерти.

Он же ответил им рассудительно: «Возрасту нашему недостойно лицемерить, чтобы многие из юных подумали, что 90-летний Елеазар перешел в веру иноплеменников. Если и они соблазнятся по моему примеру, я навлеку ненависть и позор на мою старость. Хоть бы я даже избавился от нынешней муки человеческой, но руки Всемогущего не избегну, ни живой, ни умерший. Поэтому лучше ныне, мужественно расставшись с жизнью, явлюсь достойным своей старости, а юным оставлю доблестный пример».

Тогда ведущие его переменили прежнее благорасположение на свирепость и посчитали его безумцем. Старец Елеазар был подвергнут жестокому бичеванию, и под ударами окончил свою жизнь. Но многим из народа его смерть осталась в память о добродетели.

За что же он был замучен? Будто бы за незначительность – за отказ есть свиное мясо. Но посмотрите, что стояло за этой кажущейся незначительностью. Есть свинину значило нарушить святой закон Моисея. Значило есть пищу, посвященную идолам. Значило отказаться от священнослужения Богу истинному и поклониться богам чужим. Значило отречься не только от своей веры, но и от своей народной самобытности. В конце концов, эта незначительность означала всенародную духовную и государственную смерть богоизбранного народа.

Подумайте, нет ли чего похожего и в нашей жизни? Задайте себе вопрос: кто из нас соблюдает посты, установленные Церковью? Не соблюдают очень многие. Некоторые даже за стыд почитают их соблюдать. Не отрекаются ли они таким образом от всех церковных уставов? И не вводится ли у них поклонение чреву и всякому чувственному наслаждению? Не сочиняются ли новоизмышленные веры, которые в конце концов ведут к гибели веры в истинного Бога?

И все это произросло из кажущихся незначительностей, из мелких семян. И выросло на наших глазах большое дерево с обильными плодами, горечь которых почувствовалась уже очень резко. Мало-помалу и мы отстаем от святоотеческой веры, поблажая своим чувствам безразличия, холодности, лени. Подумайте, куда мы идем? Как остановиться? Как удержать себя и других от бездны, в которую готовы упасть?

Все происходит на наших глазах. Деды были горячо преданы вере Христовой. Отцы многих относились к ней уже холодно, а дети и внуки уже совсем ничего не чувствуют, только ненависть и пренебрежение к благочестивой старине. Причем пренебрежение не терпеливо-сострадательное, а ядовито-злобное, готовое разрушать все, что, по их мнению, уже отжило свой век.

О святые мученики и постники, когда предстоите Христу, прилежно сотворите молитву о падшем человечестве!

 

Поучения, беседы, речи Никанора,
архиепископа Херсонского и
Одесского, 1890 г.

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник