ПРАВОСЛАВИЕ | СРАВНИТЕЛЬНОЕ БОГОСЛОВИЕ | СТРАНИЦА 9 |
Экуменизм – это ересь ересей, всеересь (преп. Иустин Челийский)
Этот Катехизис составлен оптинским игуменом Симеоном (Лариным) (1918–2016). Однако сам старец считал труд соборным, потому что при его написании много советовался с оптинскими и афонскими отцами. Вероятно, по этой причине на обложке издания указаны в качестве составителей монахи и Оптиной пустыни, и Святой Горы Афон. Работать непосредственно над Катехизисом отец Симеон начал в 1995 году. Примерное окончание работы датировано 2000-м годом. Мы продолжаем публикацию этого актуального и необходимого труда. «О любви. Глава пятнадцатая. О мнимой любви». Начало см. в № 12 (228).
Вопрос: В чем заключается мнимая любовь экуменистов?
Ответ: Это прелестное состояние уверенности в том, что они стяжали любовь и познали божественную суть любви.
Вопрос: В чем конкретно выражается прелестное состояние еретиков-экуменистов?
Ответ: Прелесть – это горделивое состояние, которое порождает несогласие еретиков с Учением Церкви.
Апостол любви Иоанн Богослов так повелевает поступать с иноверцами: Кто приходит к вам и не приносит сего учения, того не принимайте в дом и не приветствуйте его. Ибо приветствующий его участвует в злых делах его (2 Ин. 1, 9–10).
Неужели Христов Апостол Любви имеет меньше любви, чем новоявленные экуменисты, поступающие вопреки апостольской заповеди?
Их мнимая любовь в экуменических диалогах и встречах с иноверцами есть ничто иное как грех человекоугодия и отречения от Христа Истины.
Они – сами себе закон. Им нет дела до того, что апостол Павел повелевает еретика, после первого и второго вразумления, отвращаться (см.: 2 Тим. 3,10).
Свои поступки они оправдывают превосходством «любви» над законом. Потому что считают, что они уже стяжали безграничную любовь.
Вопрос: Почему экуменисты отвергают Православное учение и нарушают церковные каноны именно под предлогом любви?
Ответ: Любовь – это высшая христианская добродетель. В стяжании любви к Богу и ближним состоит исполнение всего Закона Христова. Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки (Мф. 22, 37–40), – сказал Сам Господь. А апостол Павел писал: Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я – медь звенящая или кимвал звучащий (1 Кор. 13, 1).
Зная это, экуменисты поступают по примеру «отца лжи» (см.: Ин. 8, 44), который преобразуется во Ангела светла (2 Кор. 11, 14). Всякий, понимающий, что экуменизм направлен на разрушение Церкви Христовой, создание единой мировой религии антихриста и погубление человеческих душ, отвергает эту ересь. Поэтому экуменисты и преподносят ее как евангельское учение любви, а себя – как самых любвеобильных христиан.
Вопрос: Нет ли у экуменической проповеди лжелюбви другой цели, кроме обольщения неведущих?
Ответ: Представляясь «ревнителями» любви, экуменисты пытаются опорочить ревнителей Православной истины, которые знают о пагубе их ереси и борются с ней. Таких людей они обвиняют в гордости и жестокости по отношению к иноверцам и инославным.
Но гордостью одержимы именно сторонники экуменизма, отвергающие учение Священного Писания, Священного Предания и Отцов Церкви об отношении к еретикам: «Если же ты рассуждаешь иначе, и находишь повеление Церкви менее основательным, нежели рассуждение твое и других, согласных с тобою: то ты уже не сын Церкви, а судия ее» (О чтении Святых Отцов // Сочинения епископа Игнатия (Брянчанинова). Т. 1. СПб., 1905).
На самом деле жестокость проявляют не православные, верные апостольским заветам, а сами экуменисты, нарушением правил утверждающие еретиков в лжеучениях: «Человеконенавистничеством и удалением от Божественной любви считаю я попытки придать силу заблуждению к вящей погибели подпавших ему» (Преп. Максим Исповедник. Письма. СПб., 2007).
Вопрос: Как относиться к тому, что в наши дни некоторые все же признают экуменическое человекоудие истинной любовью?
Ответ: Следует помнить предупреждение Господне: Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного (Мф. 7, 21), и не смущаться, видя исполнение апостольских слов: Были и лжепророки в народе, как и у вас будут лжеучители, которые введут пагубные ереси и, отвергаясь искупившего их Господа, навлекут сами на себя скорую погибель. И многие последуют их разврату, и через них путь истины будет в поношении (2 Петр. 2, 1–2).
Продолжение следует
Сегодня многие православные христиане больны слабостью веры. Такое состояние происходит от вражиих наветов и собственного нерадения. Чуть услышали что-то ложное, неочищенное сердце отозвалось на это – и вот уже готовы отказаться от своих твердых многолетних убеждений.
В письмах митрополита Иоанна (Снычева) к духовным чадам описан такой случай. Его духовная дочь, которую он вел по жизни уже 30 лет, вдруг стала писать ему о своих новых убеждениях – о том, какая правильная и хорошая католическая вера! Владыка Иоанн, как опытный духовник, немедленно принял меры: одно за другим посылал ей письма, вразумлял историческими примерами, строго запрещал восхваление католичества, направлял ее чтение в нужное русло. И ничего не действовало! Она продолжала стоять на своем, будто впала в какое-то умопомрачение. И только когда он пригрозил, что вынужден будет оставить духовное руководство таким непослушным чадом, она пришла в чувство и постепенно начала выходить из искушения.
Враги спасения отовсюду преследуют нас, а добрые верные наставники, такие как владыка Иоанн, к сожалению, есть далеко не у всех. Первое средство, которое употребил богомудрый архипастырь, было прекращение чтения и общения с теми людьми, авторами, которые противоречат духу Православия, и замена этого на чтение святоотеческих наставлений, пророчеств, близких к нашему времени. Далее – знакомство и приведение на память исторических примеров. Сюда же можно отнести чтение житий святых и подвижников благочестия, которыми изобилует многострадальная Русская Церковь в XX веке и которые через внешние и внутренние искушения пронесли до нас огонь чистой веры.
Священное Писание уподобляет сомневающихся морской волне, ветром поднимаемой и развеваемой (Иак. 1, 6), это устроение неугодно Господу, ибо никтоже возложь руку свою на рало и зря вспять, управлен есть в Царствии Божии (Лк. 9, 62). Убоимся этого состояния, корнем которого, как пишут Святые Отцы, может быть и личный нравственный упадок, и будем возделывать свою духовную ниву на твердом камени веры.