ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
В РОССИИ СОБЫТИЯ И КОММЕНТАРИИ СТРАНИЦА 2
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

Москва под цифровым колпаком

 

 

В 2018 году Российская столица заняла первое место в рейтинге ООН по развитию электронного правительства. Мэрия во главе с Сергеем Собяниным шла к этому «престижному» результату несколько лет, последовательно наращивая инвестиции в цифровизацию. В 2019–2021 годах в эту область планируется потратить 240 млрд рублей. В планах у департамента информационных технологий Москвы – реализация разработанной в прошлом году программы «Умный город – 2030».

В частности, московские власти очень много внимания уделяют городской безопасности, в том числе введению «передовой инфраструктуры видеонаблюдения, видеоаналитики и системы распознавания лиц». Еще в 2016 году правительство столицы стало сотрудничать по этой линии с компанией NtechLab, разработавшей технологию FindFace – поиск человека в соцсетях по фотографии. 

В сентябре 2017 года к системе распознавания было подключено более 3 тысяч столичных «умных» камер (CCTV), осуществляющих видеонаблюдение на разных объектах. Обкатали и разрекламировали систему во время чемпионата мира по футболу-2018, на котором, согласно сводкам, в нескольких городах проведения матчей полиция смогла задержать более 180 человек, включенных в базы правонарушителей и находящихся в федеральном розыске.

В 2019 году власти столицы взялись за внедрение «умных» камер основательно. В мае мэр анонсировал конкурс на создание масштабной системы распознавания лиц, которая должна охватить более 200 тысяч камер на улицах города. Уже к осени для запуска системы было обновлено 40% из установленных на тот момент 162 тысяч камер. Над проектом теперь работает компания «Ситроникс». 

Разработчики заявили, что при надлежащей настройке алгоритма системы ни угол обзора, ни освещенность, ни всевозможные прикрытия в виде очков или бороды не помешают распознаванию лиц. Камеры в автоматическом режиме проверяют проходящих мимо людей и сравнивают их с имеющимся списком (например, розыска). Причем нейросети программируют так, чтобы идентифицировать человека не только по лицу, но и по силуэту.

О рисках внедрения новой системы даже не говорится. Ведь на данный момент в России совершенно отсутствует законодательство, которое регулировало бы распознавание лиц. По закону «О персональных данных» биометрию разрешено использовать только с согласия человека, и это ограничение может быть снято в исключительных случаях – для противодействия терроризму, защиты общественного порядка и обороны. Формулировки данного ФЗ-152 очень размытые, они оставляют огромный шлюз для злоупотребления системой и неограниченной слежки.

К тому же, технологии «умного города» фактически лишают людей приватности, личного пространства, не говоря уже о попранной презумпции невиновности и рисках масштабных утечек данных. Наибольшая же из проблем в том, что среди самих граждан нет достаточного понимания и соответствующего общественного движения за сохранение конфиденциальности своих данных.

 

Виталий Семенов

 


 

Храм – не место торговли снедями

 

 

 

«Нам не свойственны торги, бывающие в местах, где чествуются мученики. Ибо не для иного чего обязаны христиане приходить в мученические храмы, или на места близ оных лежащие, как для молитвы, и для того, чтобы, воспоминая твердость святых, подвизавшихся за благочестие до смерти, сами возбуждались к подобной ревности».

Свт. Василий Великий

 

Среди множества проблем нашей церковной жизни есть одна, на которую обращается совсем мало внимания. Между тем, проблема эта ясно свидетельствует об обмирщении Церкви и требует решения. Речь идет о продаже продуктов питания внутри храмов и на прихрамовой территории.

Согласно 76-му правилу Шестого Вселенского Собора (VII в.), «никто не должен внутри священных оград корчемницу, или различныя снеди поставляти, или иныя купли производити, сохраняя благоговение к церквам. Ибо Спаситель наш и Бог житием Своим во плоти поучая нас, повелел не творити дому Отца Своего домом купли. Он и пеняжникам рассыпал пенязи, и изгнал творящих святый храм мирским местом (см.: Ин. 2, 15-16). Посему аще кто будет обличен в реченном преступлении: да будет отлучен».

Святые Отцы (под угрозой отлучения от Церкви!) запретили торговлю в храмах и возле них, особо оговорив это для «снедей», то есть продуктов питания. Священноисповедник Никодим (Милаш) в толковании на это правило указывает, что цель его – «сохранить святой храм и все вокруг храма от профанации, в частности же, от корчемничества и торговли».

Обратим внимание, что правило распространяется не только на сам храм, но на пространство «внутри священных оград», то есть на прихрамовую территорию, как это указывается и в толкованиях авторитетных канонистов – Вальсамона и Зонары. Священноисповедник Никодим пишет: «Священные ограды составляет, по словам Зонары, в толковании этого правила, все, что окружает святые храмы, и на первом месте пространство перед храмом с западной стороны, называемое паперть, где, главным образом, эти корчемные и торговые дела и велись».

Воистину, нет ничего нового под солнцем! Сегодня у нас объекты торговли располагаются как раз на прихрамовой территории и в основном именно со стороны паперти. Нередко бывает так, что при входе в церковный двор первыми встречают человека торговые лавки, в том числе продуктовые. Здесь, выражаясь современным языком, наибольшая «проходимость» для торговой точки.

Относительно «снедей» самое вопиющее нарушение – это продажа продуктов непосредственно в стенах храма. Если в отношении товаров, имеющих значение для церковной жизни (свечи, православная литература), еще допустимо снисхождение, то чем извинить продажу прямо в храмах разнообразных шоколадочек, мороженного и конфеток?

Не менее постыдна торговля непостными продуктами (в том числе в монастырях, в том числе кошерными (!)) во время постов. Кураж доходит до того, что пока в храме совершается Божественная литургии, около его дверей не останавливается торговля, в том числе съестным. Продавцы церковных лавок не идут на службу, а «захожане» четко видят приоритеты: богослужение богослужением, а торговля важнее.

Еще одна проблема, связанная с реализацией продуктов при храмах, – использование на упаковке изображений сакральной реальности. Это не только мультяшные «ангелочки», но и, например, образа святых на подарочных наборах сладостей, чая…

 

«Никто не должен внутри священных оград корчемницу, или различныя снеди поставляти, или иныя купли производити, сохраняя благоговение к церквам. Ибо Спаситель наш и Бог, житием Своим во плоти поучая нас, повелел не творить дому Отца Своего домом купли. Он и пеняжникам рассыпал пенязи, и изгнал творящих святый храм мирским местом. Посему аще кто обличен в реченном преступлении: да будет отлучен».

76-е правило Шестого Вселенского Собора

 

На изложенные доводы приводится то возражение, что, дескать, трудно будет или вовсе невозможно содержать храмы, если отказаться от торговли. Но, братия и сестры, если мы согласимся с таким аргументом, то разве это не будет нашим церковным банкротством, притом гораздо более страшным, чем невозможность уплатить епархиальный налог? Разве мы не выкажем презрение и непослушание Самому Господу нашему Иисусу Христу, изгнавшему торговцев из храма?..

И еще: если у нас приходская община и приходское собрание станут действительностью (включая братские трапезы настоятеля с прихожанами), а не безжизненным словосочетанием из главы XVII Устава РПЦ, то вопрос содержания храмов в целом будет решен. Но это отдельная большая тема…

 

Подготовил Владимир Серов
По материалам сайта
Аналитического центра
свт. Василия Великого

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник