ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
В ЭТОТ ДЕНЬ... БОЖИЙ ВЕРТОГРАД СТРАНИЦА 10
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

 

 

Поступающим в воинскую службу

 


Когда, братие, у нас наступает время набора в воинскую службу, то обыкновенно большая часть тех, которые готовятся поступить в оную, проводят предшествующее время крайне неблагопристойно. Пьянство, песни, драки, всевозможные безчинства видны и слышны повсюду. Разгул этот настолько доселе всегда был широким, что даже вошел в пословицу. «Гуляет, как рекрут», – обыкновенно говорят про человека, который падает в глубину зол.

Братие, идущие на службу Царю и Отечеству! Так ли вам поступать должно? Не есть ли она дело святое и Божие? Поистине так. А где дело Божие, там разве место разгулу, скверне, бесовскому служению? Нет, братие, там должно вести себя со всяким благоговением и страхом Божиим; ибо сказано: проклят всяк, творяй дело Божие с небрежением (Иер. 48, 10).

Помните притом и то, что, поступая в воинскую службу, вы вместе с тем ставите на ставку самую жизнь вашу; не сегодня, так завтра вас могут послать против врагов, и жизнь ваша будет висеть на волоске. А если так, то ужели вы думаете, что Бог станет вашим защитником, когда вы, как теперь, непомерно будете нехристианским поведением оскорблять Его Величество? Нет, братие, если хотите сохранить себя на войне и возвратиться здоровыми и невредимыми, то ведите себя целомудренно, поборайте в себе нечистые страсти, имейте в сердце страх Божий. В противном случае милости Божией не ждите.

Преподобный Николай, память которого Святая Церковь совершает в 24-й день декабря (по ст. ст.), до поступления своего в монашество служил в греческом войске. Человек он был богобоязненный, благочестивый, целомудренный, что раз и доказал самым делом. Находясь некогда в походе против болгар, он остановился однажды на ночлег в гостинице и тут был склоняем на грех дочерью гостинника. Поборов в себе нечистую страсть, он представил смущавшей его всю мерзость ее поступка и отклонил ее от греха, и в заключение сказал ей: «Не видишь ли, что я иду на кровопролитную брань; подумай же: могу ли я теперь осквернять себя и прогневлять Бога? Оставь». И затем, вставши с постели и помолившись Богу, отправился в путь.

В следующую ночь во сне ему представилось, как будто он находится в некотором прекрасном месте и рядом с ним сильный и величественный муж, который говорит ему:

– Посмотри вокруг меня и скажи, что увидишь?

– Ей, Господи, – отвечал Николай, – вижу с одной стороны, что греки болгар рубят.

– Посмотри, – сказал затем явившийся, – с другой стороны: там что?

– Там, – сказал Николай, – секут греков болгары.

Битва после сего казалась как бы оконченною, и светлый муж продолжал:

– Посмотри внимательнее на поле битвы: не найдешь ли на нем особенное что?

Николай стал вглядываться и увидел, что вся земля сплошь покрыта мертвыми телами и только одно место среди них оставалось пустым, и то столь малое, что, казалось, оставлено было для одного только человека. И услышал он вопрос, обращенный к нему:

– Что ты думаешь об этом?

– Невежда и препрост я, Господи, не понимаю, – отвечал Николай.

Тогда явившийся сказал:

– Свободное место между мертвыми – твое место; на нем, если бы тебя убили, и ты бы должен лечь с другими. Но поелику в прошедшую ночь ты сохранил свое целомудрие и победил блудного змия, то тем сам себя избавил от смерти и с телом вместе душу спас.

Видение кончилось. Вскоре после сего начались битвы у греков с болгарами, и сначала победа была на стороне первых; затем болгары начали бить греков и побили их великое множество; осталась самая ничтожная часть. Между спасшимися был Николай. Возблагодарив Бога за свое спасение и оплакав падших товарищей, он водворился в монастыре и всю остальную жизнь провел единственно в служении Господу.

Вот вам, братие, пример того, как должен поступать истинный христолюбивый воин! Поэтому, подобно упомянутому праведнику, чтобы при вступлении в службу и на самой службе не осквернять себя мерзкими делами и вы чаще спрашивайте себя: к чему я готовлюсь? На какое дело иду? Что ждет меня? Могу ли осквернять себя, когда не нынче, так завтра могу встретиться со смертью? Избавит ли от нее меня Господь, если я моею жизнью буду прогневлять Его? И с каким лицом, в случае смерти, явлюсь пред Ним?

Такими и подобными вопросами остерегайте себя теперь от грехов и в благочестии пребывайте. Тогда, несомненно, и милость Божия будет с вами. Аминь.

 

Протоиерей Виктор ГУРЬЕВ

 

Пролог в поучениях. М., 1912.

 

 

 

 

 

19 декабря / 1 января. Среда.

Мч. Вонифатия (290). Мчч. Илии, Прова и Ариса, египтян (308). Мчч. Полиевкта и Тимофея диакона (IV). Свт. Григория, еп. Омиритского (ок. 552). Свт. Вонифатия Милостивого, еп. Ферентийского (VI). Преп. Илии Муромца, Печерского, в Ближних пещерах (1188).

 

20 декабря / 2 января. Четверг.

Предпразднство Рождества Христова. Сщмч. Игнатия Богоносца (107). Свт. Антония, архиеп. Воронежского (1846). Св. прав. Иоанна Кронштадтского (1908). Свт. Филогония, еп. Антиохийского (323). Свт. Даниила, архиеп. Сербского (1338). Преп. Игнатия, архим. Печерского, в Дальних пещерах (1435). Новодворской и Леньковской (Новгород-Северской), именуемой «Спасительница утопающих», икон Божией Матери.

 

21 декабря / 3 января. Пятница.

Мц. Иулиании и с нею 500 мужей и 130-ти жен, в Никомидии пострадавших (304). Преставление свт. Петра, митр. Московского и всея Руси чудотворца (1326). Сщмч. Михаила пресвитера (1918); сщмч. Сергия диакона (1937). Сщмч. Никиты, еп. Белевского (1938). Сщмч. Леонтия диакона (1940). Мч. Фемистоклия (251). Блгв. кн. Иулиании Вяземской (1406). Преставление блж. Прокопия, Христа ради юродивого, Вятского (1627). Свт. Филарета, митр. Киевского (1857).

 

22 декабря / 4 января. Суббота.

Суббота перед Рождеством Христовым. Вмц. Анастасии Узорешительницы (ок. 304). Сщмчч. Димитрия и Феодора пресвитеров (1938). Мчч. Хрисогона, Феодотии, Евода, Евтихиана и иных (ок. 304).

 

23 декабря / 5 января. Неделя 28-я по Пятидесятнице, пред Рождеством Христовым, Святых Отец.

Мучеников, иже в Крите: Феодула, Саторнина, Евпора, Геласия, Евникиана, Зотика, Помпия, Агафопуса, Василида и Евареста (III). Сщмч. Василия пресвитера и прмчч. Макария и Иоанна (1938). Преп. Нифонта, еп. Кипрского (IV). Преп. Павла, еп. Неокесарийского (IV). Преставление свт. Феоктиста, архиеп. Новгородского (1310).

 

24 декабря / 6 января. Понедельник. Седмица 29-я по Пятидесятнице.

Навечерие Рождества Христова (Рождественский сочельник). Прмц. Евгении и с нею мчч. Прота, Иакинфа и Клавдии (ок. 262). Прмч. Иннокентия (1928). Сщмч. Сергия пресвитера (1942). Преп. Николая монаха (IX).

 

25 декабря / 7 января. Вторник.

РОЖДЕСТВО ГОСПОДА И СПАСА НАШЕГО ИИСУСА ХРИСТА.

 

26 декабря / 8 января. Среда.

Попразднство Рождества Христова. Собор Пресвятой Богородицы. Сщмч. Евфимия, еп. Сардийского (ок. 840). Прмч. Исаакия II, Оптинского (1938). Сщмчч. Александра и Димитрия пресвитеров (1918); сщмчч. Николая, Николая, Михаила пресвитеров и Михаила диакона (1930). Сщмч. Леонида, еп. Марийского, Александра пресвитера, прмч. Василия и прмцц. Анфисы и Макарии (1937). Сщмч. Григория пресвитера, прмцц. Августы и Марии, мц. Агриппины (1938). Преп. Константина Синадского (VIII). Преп. Евареста (825). Преп. Никодима Тисманского (1406) (Румын.). Виленской-Остробрамской, именуемых «Трех радостей», «Милостивая» и Барловской «Блаженное Чрево» (1392) икон Божией Матери.

 

27 декабря / 9 января. Четверг.

Ап. первомч. и архидиак. Стефана (ок. 34). Преп. Феодора Начертанного, исп. (ок. 840). Сщмч. Тихона, архиеп. Воронежского (1919). Свт. Феодора, архиеп. Константинопольского (ок. 686).

 

28 декабря / 10 января. Пятница.

Мучеников 20000, в Никомидии в церкви сожженных, и прочих, тамо же вне церкви пострадавших: Гликерия пресвитера, Зинона, Феофила диакона, Дорофея, Мардония, Мигдония диакона, Индиса, Горгония, Петра, Евфимия, мцц. Агафии, Домны, Феофилы и иных (302). Сщмчч. Никодима, еп. Белгородского и Аркадия диакона (1918). Сщмч. Александра пресвитера (1920); сщмчч. Феоктиста, Леонида, Николая пресвитеров (1937). Сщмчч. Арефы и Александра пресвитеров (1938). Ап. от 70-ти Никанора (ок. 34). Преп. Игнатия Ломского, Ярославского (1591). Преп. Корнилия Крыпецкого (1903).

 

29 декабря / 11 января. Суббота.

Суббота по Рождестве Христовом. Мучеников 14000 младенцев, от Ирода в Вифлееме избиенных (I). Преп. Маркелла, игумена обители «Неусыпающих» (485). Преп. Василиска Сибирского (1824). Сщмч. Феодосия пресвитера (1938). Мцц. Наталии, Наталии, Евдокии, Анны, Матроны, Варвары, Анны, Евдокии, Евфросинии, Агриппины и Наталии (1942). Преп. Фаддея исп. (818). Препп. Марка гробокопателя, Феофила и Иоанна Печерских, в Ближних пещерах (XI–XII). Преп. Феофила Омучского (XV). Преп. Лаврентия Черниговского (1950).

 

30 декабря / 12 января. Неделя 29-я по Пятидесятнице, по Рождестве Христовом.

Правв. Иосифа Обручника, Давида Царя и Иакова, брата Господня. Свт. Макария, митр. Московского (1563). Мц. Анисии (285–305). Сщмч. Зотика пресвитера, сиропитателя (IV). Мц. Марии (1946). Ап. от 70-ти Тимона (I). Мч. Филетера Никомидийского (311). Преп. Феодоры Кесарийской (VIII). Преп. Феодоры Константинопольской (940).

 

31 декабря / 13 января. Понедельник. Седмица 30-я по Пятидесятнице.

Отдание праздника Рождества Христова. Преп. Мелании Римляныни (439). Сщмч. Михаила пресвитера (1937); мч. Петра (1938). Свт. Петра Могилы, митр. Киевского (1646). Св. Досифея исп., митр. Загребского (1945) (Серб.).

 

1 / 14 января. Вторник.

Обрезание Господне. Свт. Василия Великого, архиеп. Кесарии Каппадокийской (379). Прмч. Иеремии Леонова (1918). Сщмчч. Платона, еп. Ревельского, и с ним Михаила и Николая пресвитеров (1919); сщмчч. Александра, архиеп. Самарского, и с ним Иоанна, Александра, Иоанна, Александра, Трофима, Вячеслава, Василия и Иакова пресвитеров (1938). Мч. Василия Анкирского (ок. 362). Св. Емилии, матери свт. Василия Великого (IV).

 

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник