ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
АЗЫ ПРАВОСЛАВИЯ НУЖНО ЗНАТЬ ХРИСТИАНИНУ СТРАНИЦА 8
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

Новая Скрижаль,

или Объяснение о Церкви, о Литургии
и о всех службах и утварях церковных

 

 

Продолжение. Начало см. в № 10 (82)

 

 

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ: О ЦЕРКВИ ВООБЩЕ,
О ВСЕХ ЧАСТЯХ ЕЕ И О ВСЕХ ВЕЩАХ И УТВАРЯХ,
К НЕЙ ПРИНАДЛЕЖАЩИХ

 

ГЛАВА XI:
O СВЯТОМ КРЕСТЕ

 

 

§ 15

ЗНАМЕНИЕМ КРЕСТА
ОГРАЖДАЮТСЯ ЧЛЕНЫ ТЕЛА

 

В заключение всего этого должно сказать и то, что все древние христиане оказывали Святому Кресту великое уважение и поклонение. Исповедующие имя Распятого всегда имели обычай при начале всякого дела ограждать чело свое Крестом, сложивши первые персты руки, о чем ясно говорит в одном месте Тертуллиан, один из древнейших писателей. В книге «О венце воина» (в гл. 3) он пишет: «При всяком шествии и движении, при всяком входе и выходе, при одеянии, обувании, умывании, при приближении к столу, при возжжении свечи, отходя ко сну, садясь на лавку, и при всяком нашем занятии ограждаем чело свое знамением Креста».

Лактанций (в кн. 4, гл. 26) говорит следующее о Христе: «Овча совершенно, непорочно, упоминаемое в книге Исход, в главе XII, был Христос, т. е. незлобивый, праведный и святой, Который, будучи принесен в жертву иудеями, соделался спасением для всех тех, кои ограждают чело свое знамением крови, т. е. Креста, на котором Он пролил кровь Свою».

А святитель Иоанн Златоуст (в 34 беседе на Евангелие от Матфея) по случаю этого обыкновения присовокупляет и нравоучение: «Когда знаменуешься Крестом, подумай о великой силе Креста и угаси ярость и все прочие страсти. Когда знаменуешься Крестом, пусть чело твое будет исполнено дерзновения и душа свободна. Крест должно изображать не просто перстом, но прежде этого произволением, соединенным с сильною верою. И если ты так изобразишь Крест на лице твоем, ни один из нечистых духов не может близ тебя стать, потому что он увидит меч, который причинил ему смертную рану. Ибо если мы, видя места, где казнят осужденных, приходим в ужас, то подумай, как будут страдать диаволы и бесы, видя оружие, которым Христос разрушил всю их силу, отсек и главу змиеву. Не стыдись столь сильного Креста, чтобы тебя не постыдился Христос, когда придет со славою Своею и когда пред Ним явится знамение, светлее лучей солнечных. Это знамение и при прародителях наших, и теперь отверзло заключенные двери; оно уничтожило ядовитые влияния, отняло губительную силу у растений, исцелило укушение ядовитых зверей; ибо этот Крест спас и обратил вселенную, изгнал заблуждение, возвратил истину, сделал из земли небо, из людей – ангелов. По причине Креста бесы уже не страшны, но достойны презрения; смерть – уже не смерть, а сон. Крестом все повержено долу, и все на нас восстающее попрано».

Обыкновение ограждать себя или осенять других крестным знамением есть самое древнее и произошло от Апостольского Предания. Святитель Василий Великий в книге «О Святом Духе» к Амфилохию (в гл. 27) пишет: «Чтобы уповающие на имя Господа нашего Иисуса Христа знаменались образом Креста – кто учил этому Писанием? <…> Не по Преданию ли, умалчиваемому и тайному?»

 

 

§ 16

ЗНАМЕНИЕМ КРЕСТА
ОСВЯЩАЮТСЯ ВСЕ ТАИНСТВА

 

В особенности же крестному знамению приписывается та сила, что чрез него совершаются Таинства и все священные действия. В вышеуказанной беседе святой Златоуст говорит: «Никто не должен стыдиться честного знамения и источника благ, посредством которого мы живем и существуем; но как венец да обносим Крест Христов. Ибо все наши [Таинства] совершаются им. Если нужно возродиться, является Крест; если нужно напитаться таинственною Трапезою, или рукоположиться, или сделать что-нибудь другое, везде является это знамение нашей победы».

Августин в 1-й беседе на праздник святой Пятидесятницы, изъясняя символ, пишет: «Крестным знамением освящается Тело Господне, освящается источник Крещения, поставляются как пресвитеры, так и другие церковные степени, и знамением Креста Господня, с призыванием имени Христова, все очищается и освящается».

 

 

§ 17

КРЕСТОМ ОГРАЖДАЮТСЯ ДОМА,
СТЕНЫ, ВРАТА И ПИСЬМЕННЫЕ АКТЫ

 

Во времена Златоуста не только чело и другие части человеческого тела, не только храмы, но самые дома, стены и двери ограждались крестным знамением. Об этом свидетельствует сам же Златоуст в вышеуказанной беседе. «А потом, – пишет он, – изображаем знамение Креста и на храмах, и на стенах, и на дверях, и на челе и представляем его с особенным вниманием в мысли; потому что это есть знамение нашего спасения, общего освобождения и знамение смирения Господа нашего».

Подобно сему пишет и Созомен в «Церковной истории» о Константине Великом (в кн. 1, гл. 8): «Константин Великий, чтобы приучить воинов почитать Бога, как он сам почитал Его, начертал на всех оружиях знамение Креста». Об этом смотри Четьи-Минеи за 14 сентября. Благочестивый Царь Константин отменил и самую крестную казнь, чтобы уже ни один злодей не подвергался ей. Притом он приказал и себя изображать всегда со крестом (см. Барония под 325 г.).

Почитание Креста доказывается и тем, что знак оного, будучи изображен на завещаниях или на других каких-нибудь договорах и расписках, имел значение рукоприкладства и служил ручательством за истину всего написанного. Это доказывается Уложением Юстиниана или собранием его новелл (т. е. приложений к Уложению, кн. 73, гл. 8), где повелевается: «Неграмотные на своих договорах, совершаемых при чиновниках, нотариусах или посторонних свидетелях, должны начертать знамение Креста; и это знамение считать как твердую и достойную всякого вероятия собственноручную подпись». В предисловии к 99-й новелле Юстиниана говорится, что «в Вифинии на одной скрепленной духовной, или завещании, открыли такой обман, что сами свидетели написали знамение Креста вместо руки одной женщины, которая умерла, и которая будто бы сама оставила эту духовную».

У Властаря (под буквою «Е», гл. 32) приводится 72-я новелла Льва Премудрого следующего содержания: «Всякий документ, под которым образ Честного и Животворящего Креста изображен рукою составившего его, должен быть ненарушим и непреложен; хотя за нарушение этого и не полагается определенного наказания».

Изображением крестного знамения скреплялись также и деяния Соборов. Об окончании одного из Соборов пишется: «Император и все вельможи каждый написали по одному Кресту. Духовный чин, воздав Богу и Государю благодарение, воспели песнь: „Тебе Бога хвалим…“, и тем окончили Собор». Касательно таких Соборов один из Государей дал такое предписание: «Узакониваем, да не отменяются постановления епископов, которые приняты с общего согласия нами и нашими предками, но да пребывают тверды и нерушимы; и повелеваем всякое соборное деяние, которое утверждено знамением Святого Креста Христова, так хранить и так ему быть, как оно есть». Говорится также, что Цари Василий, Константин и Лев изобразили знамение Креста, а потом подписали свои имена на пяти списках Собора, на котором присутствовали.

 

 

ЗАПРЕЩАЕТСЯ НАЧЕРТЫВАТЬ
КРЕСТ НА ЗЕМЛЕ И НА ПОЛУ

 

Наконец, должно помнить, что какой бы то ни был образ Креста, чтобы не безчестить его, издревле запрещено было начертывать или вырезывать его на полу и на земле. Святые Отцы Шестого Вселенского Собора в 73-м правиле положили: «Поелику Животворящий Крест явил нам спасение: то подобает нам всякое тщание употребляти, да будет воздаваема подобающая честь тому, чрез что мы спасены от древнего грехопадения. Посему повелеваем: изображения Креста, начертываемые некоторыми на земле, совсем изглаждать, дабы знамение победы нашей не было оскорбляемо попиранием ходящих».

Еще прежде этого правила Тиверий Кесарь, который, по словам Барония, был истинный христианин (лет. 582 г., § 3), «однажды, ходя по своим палатам и увидя на земле мраморную доску, на которой был изваян Крест Господень, сказал: „Господи! Твоим Крестом мы ограждаем чело и перси: станем ли же по нему ходить?“, и тотчас приказал взять эту доску». Некто из древних писателей сказал: «Почитай священными гробы и памятники, воздвигнутые над могилами; украшай их образом Креста и никогда не дерзай попирать ногою».

 

 

Архиепископ
Нижегородский и Арзамасский
Вениамин (КРАСНОПЕВКОВ)


Новая Скрижаль, или Объяснение о Церкви,
о Литургии и о всех службах и утварях церковных.


Изд.17-е. СПб., 1908.

 

Продолжение следует

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник