ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
 
Рейтинг@Mail.ru

 
ЖИЗНЬ ВЕЧНАЯ
ГЛАС ПОДВИЖНИКОВ XX ВЕКА
СТРАНИЦА 10
   
 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

     

 

 

 

 

 

 

 

«Тот, кто не следует
путем стяжания
благодати Святаго Духа
становится повинным
против Крови Христовой
»

Архиепископ Серафим (СОБОЛЕВ)

   Цель всех по Богу живущих состоит в том, чтобы благоугодить Христу Богу нашему <...> чрез приятие Святаго Духа и таким образом устроить свое спасение, ибо в этом состоит спасение всякой души. Если этого нет у нас в цели и действии, то тщетен всякий другой труд и суетно всякое другое делание наше», – говорит <Симеон Новый Богослов>.

   Эти слова великого Отца Церкви побуждают нас <...> стремиться к благодати Святаго Духа как к самому драгоценному для нас сокровищу, как к цели всей нашей жизни. Если этой цели у нас нет, то какие бы добрые дела мы ни совершали, мы не спасемся. И как может быть иначе? Ведь ради дарования благодати Святаго Духа Господь пострадал и умер на Кресте: уне есть вам, – говорит Он, – да Аз иду. Аще бо не иду Аз, Утешитель не приидет к вам; аще ли же иду, послю Его к вам (Ин. 16, 7). <…> Эта благодать Святаго Духа, по учению св. Макария Великого, и есть Царство Божие, которое обнаруживается в душе христианина своими дивными проявлениями правды, мира и радости (Рим. 14, 17) К сей благодати, как к Царству Божиему, Господь и велит нам прежде всего стремиться, когда говорит: ищите же прежде Царствия Божия и правды Его, и сия вся приложатся вам (Мф. 6, 33; Лк. 12, 31).
   Итак, памятуя все великое значение для нас благодати Святаго Духа, сошедшей некогда на Апостолов, а затем даруемой каждому из нас в Таинствах Крещения и Миропомазания, поставим для себя целью всей нашей жизни приятие Святаго Духа, как об этом учит св. Симеон Новый Богослов.
   Но не будем забывать, что здесь св. Симеон говорит о приятии Святаго Духа не в смысле лютеранского учения, по которому для спасения достаточно только приять благодать в Крещении. Нет, в словах сего великого Отца Церкви приятие Святаго Духа означает возгревание, или раскрытие в нас, посредством исполнения заповедей, благодати, которую мы получаем в Таинствах. Так учит и св. Иоанн Златоуст в своем слове на день св. Пятидесятницы. Так и преп. Серафим Саровский учит, что цель нашей жизни заключается в стяжании благодати Святаго Духа.
   Здесь преп. Серафим под стяжанием разумеет раскрытие в нас крещенской благодати.
   <…> <Но> нелегко стяжать благодать Святаго Духа. Для этого требуется от нас великий подвиг стяжания непрестанной молитвы и смирения. Все мы знаем по своему собственному опыту, как трудно достигнуть нерассеянной и непрестанной молитвы. А также знаем мы, как трудно смиряться и не тщеславиться, когда нас хвалят, как трудно не огорчаться и молчать, когда нас оскорбляют, как трудно любить тех, которые нас ненавидят, как трудно благословлять тех, кто нас проклинает. Поистине, здесь требуется умереть для всех страстей, для всего мира, лежащего во зле. Вот почему блаженный Диадох говорит: «Если кто возможет еще в сей жизни посредством подвижнических трудов умереть, тогда он весь, наконец, делается домом Святаго Духа, ибо таковый прежде смерти уже воскрес».
   Таков путь, который ведет нас к благодати Святаго Духа. Указывая на сей путь, святые Отцы не хотят нас смутить его тяжестью и от него оттолкнуть. Напротив, они нас к нему призывают, ибо нет иного пути к стяжанию благодати, или к достижению Царства Божиего. Недаром Господь сказал: узкая врата и тесный путь вводяй в живот, а мало их есть, иже обретают его (Мф. 7, 14).
   Святые Отцы зовут нас следовать сим путем для стяжания благодати и потому, что если мы сами добровольно не обречем себя на страдания за святую жизнь, то Господь будет тяжко наказывать нас несчастиями, чтобы вразумить нас и поставить на путь спасительной жизни. Если же мы не вразумимся этими наказаниями и отвергнем сей путь для стяжания благодати, то окажемся повинными против Крови Христовой, которая была пролита на Кресте только для того, чтобы даровать нам сию благодать (см.: Ин. 16, 7). За этот великий грех Господь отвергнет нас на Страшном Суде Своем, и мы не войдем для вечного блаженства в брачный чертог Христов. И как сможем мы войти в него, когда окажемся без брачной одежды, которая, по учению того же св. Симеона Нового Богослова, есть ничто иное, как благодать Святаго Духа?
Да не будет сего с нами! Будем стремиться к стяжанию благодати Святаго Духа как цели всей нашей жизни, чрез крестный путь умерщвления в себе страстей и исполнения заповедей Божиих. Тогда нашим уделом будут не только скорби, но и великие радости, подобные тем, которые переживали св. Апостолы и все угодники Божии. <…> Тогда Господь не оставит нас и земным благополучием, и земным счастьем. Он исполнит тогда на нас Свои божественные слова: ищите же прежде Царствия Божия и правды его, и сия вся приложатся вам (Мф. 6, 33).

Из Слова на праздник св. Пятидесятницы «О благодати Святаго Духа как цели нашей христианской жизни».

 

 
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
   
   

     
     
  © ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник