ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
 
Рейтинг@Mail.ru

 
АКТУАЛЬНО
ФАКТЫ И РАЗМЫШЛЕНИЯ
СТРАНИЦА 2
   
 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

     

 

«В лукавую душу не внидет премудрость»

   Богословие – дар Небесный, который Господь подает праведнику, человеку святой жизни, но не грешнику, пораженному страстями, а тем паче – тому, чье мудрование осквернено ересью. «Говорить о Боге, – пишет свт. Григорий Богослов, – великое дело, но гораздо большее – очищать себя для Бога, потому что в лукавую душу не войдет премудрость (Прем. 1, 4)».
Ошибки при богословствовании настолько опасны, что если человек примет и усвоит себе ложное мнение хоть по одному догмату, то становится хулителем Истины – еретиком. Тогда все его подвиги, посты, бдения, молитвы, девство и прочие добродетели, как говорят святые Отцы Православной Церкви, не принесут душе никакой пользы, но послужат во осуждение, а не во спасение.

    «Великое бедствие уклониться от догматического и нравственного учения Церкви, от учения Святаго Духа каким-либо умствованием. Это возношение, поднимающееся на разум Божий, должно низлагать и пленять такой разум в послушание Христово», – наставляет свт. Игнатий (Брянчанинов). Именно поэтому святые Отцы запрещали своим ученикам «догматствовать», т.е. пускаться в пространные исследования богословских вопросов, но завещали им смиренно, со страхом Божиим, ничтоже сумняшеся, веровать так, как учит Православная Церковь.
   По этой же причине в дореволюционных Духовных семинариях и академиях студентам подробно разъясняли, что от них требуется не догматическое «творчество», которое всегда граничит с ересью, а подробное изучение и твердое знание Православной догматики, как ее изложили святые богословы, Отцы Церкви. На тех же позициях в основном базировалось духовное образование в России и в советское время: студенты четко усваивали, что богословие – это не развлечение и не работа, в процессе которых человек изучает много книг богословского содержания и после этого высказывает свои мудрования по тем или иным вопросам, но удел избранных угодников Божиих.
   И только такой взгляд на богословие непогрешителен, поскольку он опирается на святоотеческие писания: «Удивляюсь я тем многочисленным людям, которые прежде рождения от Бога и прежде усыновления Им не боятся богословствовать и беседовать о Боге. Удивляюсь я, когда слышу, как многие, не понимая Божественных истин, философствуют о них и, будучи исполнены грехами, богословствуют о Боге и обо всем, касающемся Его, без благодати Святаго Духа, открывающего смысл и дающего разум. Трепещет, ужасается и некоторым образом выходит из себя мой дух, помышляя, что мы, не знающие ни самих себя, ни того, что перед нашими глазами, с дерзостью и безстрашием решаемся мудрствовать о Боге, непостижимом для нас, особенно если мы пусты от благодати Святаго Духа, просвещающего и научающего всему», – пишет преп. Симеон Новый Богослов.
   Но сегодня положение в духовных школах и в среде части священнослужителей изрядно изменилось: многие переняли западное латинское и протестантское мышление, согласно которому, богослов – это любой человек, мало-мальски начитанный по богословским темам и усвоивший сложную, незнакомую простому христианину терминологию. Такое понимание богословия, конечно же, льстит самолюбию, а потому не удивительно, что оно обрело многочисленных последователей в наш гордый и надменный век.
   Яркий представитель сего новомодного псевдобогословства – руководитель Службы коммуникации Отдела внешних церковных связей свящ. Георгий Завершинский. Не так давно он дал интервью порталу «Православная книга России», в котором, отвечая на вопрос корреспондента о целях проводимых им так называемых богословских встреч, сказал: «Идея этих встреч заключается в том, что богословие и богословское общение должно стать интересным. <…> На наши встречи, понятное дело, собираются верующие люди, которых не надо убеждать верить в Троицу и догматы Церкви. Речь о том, что наша вера – живая, а не мертвая. В нас Духом Святым, как говорит о. Софроний (Сахаров), пробуждается догматическое сознание. Оно в нас живет и побуждает нас к творчеству. Для того, кто чувствует это призвание, богословие становится творчеством».
   Но как может Дух Святый действовать в людях с сомнительными догматическими воззрениями? Например, в тех, кто сегодня усиленно проповедует экуменизм (богохульное учение о якобы бывшем «разделении Церкви» и необходимости соединения православных с иноверными людьми и еретиками), и грехолюбцах, сознательно нарушающих канонические законы Церкви? Ведь сам отец Георгий Завершинский не так давно посещал католическую мессу в московском костеле, после которой, в частности, призывал православных верующих сближаться с католиками – во имя некоей «древней неразделенной Церкви».
   Что из того, что отец Георгий Завершинский является доктором технических наук, доктором философии и что он много лет прослужил в Ирландии? Это свидетельствует лишь о том, что он специалист в области техники, философии и экуменических контактов. Пускай он автор многих книг по богословской тематике, но это вовсе не значит, что он богослов. Нет, это просто клирик с искаженными догматическими воззрениями опрометчиво пустился в море суесловия, которое, если он не сделает правильных выводов, может его потопить, как некогда потопило начитанного и образованного, но гордого проповедника ереси – осужденного святыми Отцами Оригена.

Андрей ПИСАРЕНКО


Еп. Афанасий – друг католиков и шиптаров

Вести с Косова

 
   Решением Архиерейского собора Сербской Православной Церкви 4 мая епархиальный Рашско-Призренский архиерей владыка Артемий был отстранен от должности и отправлен на покой. «За» проголосовал 21 епископ, против – 9, 6 воздержались. Управление епархией по-прежнему осталось возложенным на епископа Афанасия (Евтича).

    Оба иерарха, как известно, являются духовными чадами преп. Иустина (Поповича), который, называя экуменизм все-ересью, писал, что «позиция Православной Церкви в отношении еретиков – т.е. всех, кто не является православным, была установлена раз и навсегда святыми Апостолами и святыми Отцами. <…> Согласно этому положению, православным запрещается участвовать в какой-либо общей молитве или богослужебном общении с еретиками».
   Однако епископ Афанасий еще до официальной отставки владыки Артемия начал лобызаться с албанцами-католиками: 4 апреля он совместно с епископом Феодосием (Шибаличем) пригласил на Пасхальную вечерню латинского кардинала «Призренского и Косовского» Доде Гьерджи. Албанец по происхождению, Доде является сторонником оккупации Косова антисербским преступным режимом Хашима Тачи.
   При таком ревностном пастыре, как епископ Артемий, о подобных контактах с представителями католической ереси не могло быть и речи.
   Святая Косовская земля испытала много скорбей, но ее народ, несмотря ни на что, следовал святосаввскому завету и не отступал от Бога, предпочитая предательству смерть... Но сегодня Господь попустил встать во главе словесного стада волку в овечьей шкуре.

Галина ДОРОХИНА

 

Кульминация отступления

   Недавно в Риме состоялась конференция на тему «Бедные – драгоценное сокровище Церкви. Православные и католики вместе на пути служения милосердия», организованная католическим «Обществом св. Эгидия», – сообщает «Сибирская католическая газета».
   В мероприятии приняли участие еретики-латиняне – Марко Импальяццо, президент «Общины св. Эгидия; Винченцо Палья, «епископ» Терни-Нарни-Амелии; кардинал Роже Эчегарай, вице-декан Коллегии кардиналов; Амброджо Спреафико, «епископ» Фрозиноне-Вероли-Ферентино. Были и представители от Православной Церкви – митр. Минский и Слуцкий Филарет, возглавлявший делегацию; архиеп. Бориспольский Антоний, ректор Киевских Духовных академии и семинарии; митр. Западной и Южной Европы Иосиф (Румынский Патриархат); архиеп. Сибиу и митр. Ардеальский Лаврентий (Румынский Патриархат); Зоран Неделькович, директор библиотеки Сербского Патриархата; председатель Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению прот. Аркадий Шатов.
   Общаясь со СМИ, митр. Филарет подчеркнул, что для католиков и православных наступило время сделать решительные шаги по направлению к полному единству. «Обе церкви хотят этого единства», – к такому выводу митр. Филарет пришел, по его собственным словам, участвуя в экуменическом диалоге и встречах с еретиками, в ходе которых было отмечено совпадение взглядов по многим вопросам.
   Кроме того, митр. Филарет сказал, что все они, т.е. экуменисты, надеются, что личная встреча папы римского Бенедикта XVI и Патриарха Московского и всея Руси Кирилла не за горами. «Если бы такая встреча имела место, она стала бы безпрецедентным событием для обеих церквей», – заявил архиерей. Встречи пока не было, но подготовка к ней ведется активная. На 19–20 мая в Ватикане намечены так называемые Дни русской культуры и духовности, кульминацией которых станет концерт, посвященный папе Бенедикту XVI – как подарок от Патриарха Кирилла. В числе прочего будут исполнены и музыкальные сочинения композитора Илариона (Алфеева), председателя Отдела внешних церковных связей Московской Патриархии.
   Много уже было сказано о полной несостоятельности аргументов экзарха Белоруссии и экуменистов из России в пользу соединения с католиками, одним из которых является, например, социальное служение. По этому поводу достаточно привести только лишь название письма преп. Амвросия Оптинского: «Ответ благосклонным к латинской церкви о несправедливом величании папистов мнимым достоинством их церкви», которое само по себе предельно красноречиво свидетельствует против этих еретиков. Преподобный Оптинский Старец, по-евангельски понимая всю пагубность даже простого общения с хулителями Святаго Духа, даже католиками их не называл, но только латинянами и папистами. Именовал также церковью лукавнующих, которую, по словам Псалмопевца, следует со всей ревностию возненавидеть.
   А уж подарок Патриарха РПЦ папе римскому – концерт? Это событие можно назвать кульминацией, но только в вышеописанном контексте – кульминацией отступления в угоду врагам Церкви.

Александр ИССОПОВ

 

 
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
   
   

     
     
  © ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник