ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
 
Рейтинг@Mail.ru

 
ВЕРНОСТЬ ХРИСТУ
СЛАВЯНСКОЕ БРАТСТВО
СТРАНИЦА 6
   
 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

     

 

«Дай Боже, чтобы они все покаялись!»

Беседа с отцом Симеоном, игуменом сербского монастыря Рукумия, об обновленчестве

Игумен Симеон (СТАНЧЕТИЧ)

 

   Отец Симеон, некоторые епископы вводят новые порядки в Литургию и говорят, что это является возвращением к первохристианской литургической практике. Что можно об этом скзать?
   – Святые Апостолы, наши святые Отцы, наши святые Соборы всегда все решали в согласии с нашей святой Православной верой и с ее порядком, с Духом Святым. Так, например, какой порядок Богослужений принял святой Савва от святых Отцов и святых Апостолов, такой он и принес сербам.
   Истина просто передается, и ничего к ней не прибавляется и не отнимается от нее. Если кто-то хочет добронамеренно вернуть нас во время до X века, он должен спросить об этом Собор. Но я сомневаюсь в добром намерении подобного новаторского предложения. Очень важно не делать ничего самочинно, следует выносить все вопросы относительно любого изменения в Богослужении на церковный Собор, а вопрос об изменении Литургии может быть рассмотрен только на Вселенском Соборе. Если кто-то что-то предпринимает самочинно, он противится Духу Святому. Святые Отцы советуют нам просто держаться Православной веры и Святого Предания.

   У многих священников возникает сильное смущение по поводу нововведений. Часто надлежащий епископ вводит обновленческие элементы, противоречащие решениям церковных Соборов, а неподчинение епископу грозит наказанием. Как тут быть?
   – Да, тяжело очень священникам. Один протоиерей как-то сказал мне: «Вот, я сорок лет учил народ соблюдать посты, каяться в грехах, Богу молиться, всех прощать, а потом только приступать ко святому Причащению. Если сейчас приму нововведения, то получится, что я 40 лет обманывал народ, и тогда люди плюнут на меня». Другой батюшка 20 лет служил и то же самое мне говорит.
   Например, было два епископа, которые придерживались строгого православного порядка, пришел третий, который не признает ничего, высмеивает святого Николая Сербского и других святых, как мы его можем слушать? Слушаться надо того епископа, который послушен своему Собору. Каждый рассудительный человек сразу это понимает. Терпеть надо, но слушаться надо послушливого! Как можно слушать непослушного?! Кому же тогда непослушный послушен? Если он Собор не слушает, то какой другой слушает собор? Любовь к Богу, о которой нынче много говорится и которой так хвалятся, обновленцы используют, чтобы отменить все правила. Но любовь к Богу подтверждается послушанием. Ведь кто слушает Церковь, тот слушает ее Главу. Глава – Господь Христос, и в Церкви Дух Святый. Вот что важно.

   Я спросил одного священника-обновленца, зачем он служит самочинно. Он мне ответил: «Кто не хочет присутствовать на этой новой Литургии, сорок поколений его будут прокляты!»
   – Это он сам себя проклинает. Зачем придавать значение проклятию непослушливого? Ведь он, по сути, сам проклят. Следует уяснить одно: если он не слушает Собор своей Церкви, и к тому же упорствует в этом, да еще и вас проклинает, очевидно, что он сам проклят. Не обращайте внимания на его клевету. Он, должно быть, в прелести бесовской. Почему? Потому что больше не имеет Святаго Духа в себе, а Его место заняло озлобление. Там, где Бог, – нет злобы! Там, где благодать Святаго Духа, – там благие речи, почтение ко всякому человеку, ведь каждый человек сотворен по образу Божиему. Очень важно не придавать значения таким глупостям, ведь это великая глупость, если кто-то проклинает до сорокового колена. Да и кто же? Тот, который не слушает свой Собор! Если Собор не слушает, не слушает Церковь, если Церковь не слушает, то не слушает ее Главу Господа Христа. Он сам проклят, не иначе!
   Хуже ситуация с теми, которые не имеют твердых убеждений и твердой веры и из страха принимают решения таких епископов. Есть трусы, которые не способны говорить: «Нет!» У них нет мужества. Там, где Бог, там – мужество, и эта сила возвращает на истинный путь всех тех, которые с него свернули. Скажу одно только: «Дай Боже, чтобы они все покаялись!»

«О соборе в Смеперове», монастырь Рукумия, 2008
Перевод Екатерины АНТОНОВОЙ


Непогрешительное осуждение

Разница между нравственными немощами и прегрешениями против веры

   В древних повествованиях читаем: один отшельник увидел некоего брата согрешающего и заплакал: «Горе мне! – сказал он. – Как брат мой согрешил сегодня, может быть, я согрешу завтра!» После этого, повернувшись к своему ученику, добавил: «В какой бы тяжкий грех не впал в твоем присутствии брат, не осуждай его! Но нужно быть уверенным, что ты грешишь больше него, хотя бы тот был и мирской человек. Исключением из этого правила может быть случай, когда услышишь, что кто-то богохульствует или говорит что-то еретическое».
   Этот святоотеческий рассказ прекрасно отражает православный ответ на вопрос, каким должно быть наше отношение к двум возможным видам согрешающих людей:
   1) согрешающим в нравственном отношении и
   2) согрешающим против веры.
   К первым мы должны быть снисходительны и не осуждать их, потому что и наши души грешны, а через осуждение станут еще грешнее. Сама Церковь великодушно терпит и врачует таких грешников, ожидая их раскаяния и исправления. К такому виду грешников относятся слова Господни, что необходимо всегда им прощать, как только покаются, и не только до семи раз на день, но до седмижды семидесяти раз (см.: Мф. 18, 21–22; ср.: Лк. 17, 4).
   Но по отношению ко вторым нам заповедано оставить снисходительность и быть крайне бдительными, критичными и непримиримыми. Св. апостол Павел, учащий нас ни в коем случае не судить своих ближних за их нравственные слабости, не презирать их, но с любовью их покрывать (ср.: 1 Кор. 13, 3–7), сразу становится очень строгим, как только встает вопрос о согрешающих против чистоты веры. Отечески заботливый к немощным (ср.: 1 Сол. 2, 7–8) и проповедующий теплые отношения к братии (ср.: Рим. 12, 10), он непримирим к еретикам: берегитесь псов, берегитесь злых делателей! (Флп. 3, 2). Смотрите, братия, чтобы кто не увлек вас философиею и пустым обольщением, по преданию человеческому, <…> а не по Христу (Кол. 2, 8).

   Почему он настолько резок к лжеучителям? Потому что, безспорно, лжеучения – это отрава для душ, и принятие их и снисходительное к ним отношение ведет к вечной погибели. Нравственные немощи могут послужить для смирения человека и для привлечения его ко спасению в Господе через надлежащее покаяние. А ересь однозначно погубит.
   Нигде в Священном Писании не встречаем указания, что мы можем прощать грехи против Богом заповеданной веры, но безчисленное количество раз – как мы должны прощать должникам нашим по человеческой немощи. Прегрешающие против Православной веры повинны непосредственно против Бога, а не против человеков. Они хулят богооткровенную Истину, а не обыкновенные человеческие мнения. Поэтому и сказано: еретика, после первого и второго вразумления, отвращайся (Тит. 3, 10). Сама Святая Церковь, эта заботливейшая Мать о своих грешных чадах, крайне строга к еретикам.

<…> Когда еретики, держащиеся каких-либо ересей, не приносят православным вреда, тогда не судят их святые и преподобные отцы наши. Когда же видят они, что неверные и еретики намерены обольщать православных, то осуждают их. Так же должны и мы поступать.

Преп. Иосиф Волоцкий. Об осуждении еретиков

   После неоднократных призывов к вразумлению и покаянию, при отказе покаяться с их стороны, она отлучает их от общения с собой как невменяемых и упрямых развратителей Божественных истин. Нравственно согрешающие продолжают оставаться в ее лоне – хотя и будучи тяжко болящими, но еретики не могут оставаться ее членами, даже если и были таковыми (ср.: 1 Ин. 2, 19). Они не принадлежат уже к ее благодатному телу, поскольку отделились от Истины, т.е. от Бога, Который есть Сама Истина (ср.: Иер. 10, 10; Ин. 8, 44), и прилепились ко лжи, т.е. к диаволу, названному лжецом и отцом лжи (см.: Ин. 8, 44).
   Как не может быть ничего общего между светом и тьмой, так не может быть и никакого церковного, молитвенного и сакрального общения (общения в Таинствах веры. – Архим. Серафим) между православным христианином и еретиком. Потому что первый, хотя и грешен, от всего сердца обнял богооткровенные догматы, смирился перед ними, живет и спасается с ними, тогда как второй – гордый поклонник своих заблуждений, но только через них он погибнет.

Архимандрит
Серафим (АЛЕКСИЕВ)

Перевод с болгарского
Анны САМСОНОВОЙ

Продолжение следует

 

 
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
   
   

     
     
  © ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник