Что объединяет нас с католиками?
Обращение архимандрита Симеона (Виловского) к Патриарху Сербскому Иринею
Патриарх Сербский Ириней
Недавно в средствах массовой информации было опубликовано заявление Патриарха Сербского Иринея о том, что римо-католическая* и Православная Церкви «ближе всех друг другу».
Это заявление вызывает много недоумений, сомнений, удивлений, протестов и несогласий… Почему римо-католическая и Православная Церкви друг другу самые близкие? На чем основано это утверждение, это «учение»? На каком Предании? На каком Евангелии? На решениях каких Соборов? На учении каких Отцов? Может быть, на учении святого Григория Паламы? Или святого Марка Ефесского? Или Геннадия Схолария? Фотия, Великого Патриарха Цареградского? Досифея, Патриарха Иерусалимского? Филофея Кокиноса, Патриарха Константинопольского? Николая Кавасилы, Иосифа Калофета, Симеона Солунского, Никодима Святогорца, Иоанна Кронштадтского, Нектария Пентапольского, Иустина Челийского?..
Не хватит места здесь, чтобы перечислить имена всех обличителей латинской ереси. Труды этих святых Отцов в основном написаны в средние века и носят общее название «Против латинян».
Могу привести и примеры нескольких Константинопольских Соборов, на которых папизм был осужден как ересь: Собор 879 года (многие его рассматривают как Восьмой Вселенский Собор), Собор 1170 года, Собор 1450 года (последний Собор в храме святой Софии), Собор 1722 года, Собор 1838 года; в 1848 году Патриархи Константинопольский, Александрийский, Антиохийский и Иерусалимский также заявили, что «единая Святая Соборная и Апостольская Церковь, следуя святым Отцам <…> вновь возвещает соборне, что это ересь (папизм) и последователи его – еретики, составляющиеся из них общества – суть общества еретические, и всякое духовное богослужебное общение с ними православных <…> – беззаконно».
Что же тогда так нас сближает с папистами? Что нас с ними связывает? Какие у нас с ними совместные Предания?
Не учение ли об удовлетворении божественной правды, изложенное Ансельмом Кантеберрийским и принятое папистами как официальная догма?
Не учение ли о папском примате? Или догма о папской непогрешимости? Каковы папистские догматы или исторические фальсификации, на которых может быть основана связь с Православным сознанием и самосознанием Церкви? Уж не современное ли папистское учение Мариолатрия, учение о безгрешном зачатии Богородицы Девы и другие догматы, которые сегодня паписты «открывают»?
Разве не анафематствовано Филиокве – дополнение к Символу Веры? Достаточно посмотреть только на решение Третьего Вселенского Собора (7 канон) о недопустимости менять Символ Веры под угрозой извержения и отлучения, что подтверждено на остальных Вселенских Соборах!
А не учение ли о тварности благодати и божественных энергий? Многие свидетели скандалов, вызванных аморальным поведением папских клириков, растлевающих детей, могут подтвердить непричастность к «благодати» этих преступников Закона Божиего во главе с папой Бенедиктом XVI, покрывающим эти скандалы с тем, чтобы обличенные клирики продолжили свое дело.
Перечислить все злодеяния Ватикана и папистов невозможно. У нас свежи воспоминания страшных зверств папского клира над православными сербами во время Второй мировой войны; а о потоках невинно пролитой крови по вине Ватикана за прошедшие века не стоит и говорить.
Ватикан является государством, во главе которого стоит папа, а многочисленные папские прелаты занимают высокие государственные посты, что противоречит каноническому Преданию Церкви.
Кроме всего, Ватикан через свою дипломатию способствовал приходу Гитлера к власти в 1933 году и расширению нацистской идеологии в Германии, а нацистская верхушка состояла из римо-католиков.
Средневековая карикатура
на папу Александра VI
Также свежи у всех в памяти призывы предыдущего папы в 1990-х годах к бомбардировке Сербии. А как же поспешность Ватикана в признании новоявленного государства Хорватия?
Надо понимать и нынешние игры Ватикана с признанием / непризнанием Косова и Метохии как благосклонность к Сербии?
Самой болезненной раной, наносимой Церкви, является деятельность унии, этого троянского коня, которым Ватикан совершает грубый прозелитизм в ущерб Православию. В остальном уж сербы-то имеют трагичный опыт с насильственным окатоличиванием как во время Второй мировой войны, так и при коммунистическом режиме, и особенно в период создания государства Хорватия в 1991 году! Разве это Евангельский способ распространения веры? И разве Православная Соборная Церковь, как «самая близкая» папистам, должна так же действовать при распространении Истины Христовой?
В конце концов, папа не упускает возможности провозгласить римо-католическую «церковь» единственной, будто бы только она обладает полнотой Истины и благодати, в то время как остальные Церкви имеют якобы только частичную Истину. В согласии с этим утверждением звучит призыв ко всем, в том числе и к православным, вернуться в римо-католичество.
Напоминание об остальных различиях римо-католиков и православных выходят за рамки этого текста, об этом уже написаны многотомные труды.
И вот снова мы возвращаемся к выше поставленному вопросу: что же нас так «сближает»?
Ваша Святейшество, господин Ириней, Вы должны дать ответ Церкви! Церковь ждет Вашего слова во избежание великой смуты.
Архимандрит
Симеон (ВИЛОВСКИЙ)
*Следует отметить, что термин «римо-католическая церковь» использован в довольно условном смысле. Надо учитывать, что в данном случае речь идет не о Церкви в истинном смысле этого слова, а о некоей религиозной общине. Вместо термина «римо-католическая» более уместно говорить «папская», учитывая ту роль и значение, которые папа имеет для католиков.
Перевод с сербского
Екатерины АНТОНОВОЙ
Источник: «Черноречское братство
в изгнании»
(http://mancr.org)