11 / 24 января – убиение в Петропавловской крепости Мучеников Петроградских |
С молитвой на устах
В конце марта 1918 года из Петрограда в Вологду были высланы Великие Князья Димитрий Константинович и Николай Михайлович. В апреле в Вологду же был выслан Великий Князь Георгий Михайлович, арестованный патрулем краснофлотцев в Гельсингфорсе. 1 июля Великие Князья были арестованы и помещены в Вологодскую губернскую тюрьму, а через три недели перевезены чекистами в Петроград, в Дом предварительного заключения на Шпалерной. Туда же поместили и Великого Князя Павла Александровича, жившего до того в Царском Селе со своей семьей. Затем Великих Князей перевели в Петропавловскую крепость, где глубокой ночью во дворе их и расстреляли. По свидетельству тюремных сторожей, Великий Князь Павел Александрович шел на расстрел, повторяя слова Христа: «Прости им, Господи, не ведают бо, что творят». Умер он с молитвой на устах.
Царский сборник
16 / 29 января 1547 года состоялся чин венчания на Царство Иоанна Грозного |
Первый Помазанник Божий на русском престоле
Будучи неполных семнадцати лет от роду, Великий Князь Иоанн IV Васильевич решил по примеру наших прародителей и сродника нашего князя Владимира Всеволодовича Мономаха венчаться на царство и испросил на это благословение митрополита Макария. Венчание произошло утром 16 января 1547 года. С тех пор Великий Князь Московский во всех сношениях своих стал именоваться Царем.
В этом звании утвердил его и Константинопольский Патриарх Иоасаф соборной грамотой 1561 года, подписанной 36 греческими митрополитами и епископами, в которой говорилось: «Не только предания людей достоверных, но самые летописи свидетельствуют, что нынешний властитель московский происходит от незабвенной Царицы Анны, сестры Императора Багрянородного, и что митрополит Ефесский, уполномоченный для того Собором Духовенства Византийского, венчал российского Великого Князя Владимира на Царство».
Церковное Таинство Миропомазания открыло юному Монарху глубину мистической связи Царя с народом и неразрывную с этим величину его религиозной ответственности. Иоанн осознал себя «игуменом всея Руси». И это сознание руководило с того момента и до самой кончины всеми его личными поступками и государственными начинаниями.
Чтобы понять впечатление, произведенное на Царя помазанием его на Царство, надо несколько слов сказать о происхождении и смысле чина коронации.
Чин коронации православных монархов известен с древнейших времен. Первое литературное упоминание о нем дошло до нас из IV века, со времени Императора Феодосия Великого. Божественное происхождение царской власти не вызывало тогда сомнений. Это воззрение на власть подкреплялось у византийских Императоров и мнением о Божественном происхождении самих знаков царственного достоинства. Константин VII Порфи-рогенит (913–959) пишет в наставлениях своему сыну: «Если когда-нибудь хазары или турки, или россы, или какой-нибудь другой из северных и скифских народов потребует в знак рабства и подчиненности присылки ему царских инсигний: венцов или одежд, то должно знать, что эти одежды и венцы не людьми изготовлены и не человеческим искусством измышлены и сделаны, но в тайных книгах древней истории писано, что Бог, поставив Константина Великого первым христианским Царем, через ангела Своего послал ему эти одежды и венцы».
Исповедание веры составляло непременное требование чина коронации. Император сначала торжественно возглашал его в церкви и затем, написанное, за собственноручной подписью, передавал Патриарху. Оно содержало Православный Никео-Царьградский Символ Веры и обещание хранить апостольское предание и установления церковных соборов.
Богу было угодно устроить так, что преемниками византийских Императоров стали русские великие Князья, а затем Цари. Первые царские инсигнии получил Владимир Святой «мужества ради своего и благочестия», по словам святого митрополита Макария. Произошло это не просто так – «таковым дарованием не от человек, но по Божиим судьбам неизреченным претворяюще и преводяще славу греческого Царства на российского Царя».
Сам Иоанн Грозный полностью разделял этот взгляд на преемственность Русского Царства. Он писал о себе: «Государь наш зовется Царем потому: прародитель его великий князь Владимир Святославович, как крестился сам и землю Русскую крестил и Царь греческий и Патриарх венчали его на Царство, и он писался Царем».
Чин венчания Иоанна IV на Царство не сильно отличался от того, как венчались его предшественники. И все же воцарение Грозного стало переломным моментом в становлении русского народа как народа-богоносца, русской государственности как религиозно осмысленной верозащитной структуры, русского самосознания как осознания богослужебного долга, русского «воцерковленного» мироощущения как молитвенного чувства промыслительности всего происходящего. Соборность народа и его державность слились воедино, воплотившись в личности Русского Православного Царя.
Несколько редакций дошедшего до нас подробного описания чина венчания Иоанна IV не оставляют сомнений: он стал первым русским Государем, при венчании которого на Царство над ним было совершено церковное Таинство Миропомазания.
Помазание Царей святым миром (благовонным маслом особого состава) имеет свое основание в прямом повелении Божием. Об этом часто говорит Священное Писание, сообщая о помазании пророками и первосвященниками ветхозаветных Царей в знак дарования им особой благодати Божией для богоугодного управления народом и Царством. Православный катехизис свидетельствует, что «миропомазание есть Таинство, в котором верующему при помазании священным миром частей тела во имя Святаго Духа, подаются дары Святаго Духа, возращающие и укрепляющие в жизни духовной».
Над каждым верующим это Таинство совершается лишь единожды – сразу после Крещения. Начиная с Грозного, русский Царь был единственным человеком на земле, над кем Святая Церковь совершала это Таинство дважды, свидетельствуя о благодатном даровании ему способностей, необходимых для нелегкого царского служения.
Православный альманах
Царский календарь
с 2 / 15 по 18 / 31 января
7 / 20 января – в 1598 году скончался Царь Феодор Иоаннович. Пресеклась династия Рюриковичей, царствовавшая на Руси с 862 года;
– в 1795 году – рождение Ее Императорского Высочества Благоверной Государыни Великой Княжны Анны Павловны (дочери Императора Павла I).
8 / 21 января – в 1654 году произошло воссоединение Малороссии с Россией на раде в Переяславле. Малороссийские казаки присягнули на верность Царю Алексею Михайловичу.
9 / 22 января – в 1873 году – кончина Великой Княгини Елены Павловны, супруги Великого Князя Михаила Павловича, четвертого сына Императора Павла I и Императрицы Марии Феодоровны в Петербурге.
10 / 23 января – в 1775 году в Москве казнен самозванец Емельян Пугачев, выдававший себя за Императора Петра III.
11 / 24 января – в 1919 году – убиение в Петропавловской крепости Мучеников Петроградских: Великих Князей Павла Александровича, Димитрия Константиновича и Георгия Михайловича, а также Великого Князя Николая Михайловича;
– день тезоименитства боярина Михаила Никитича, дяди первого Царя из Дома Романовых, Михаила Феодоровича.
12 / 25 января – с Троице-Сергиевой лавры была снята осада польскими отрядами и войсками «тушинского вора» – Лжедмитрия II. Окончание «Троицкого сидения» 1608–1610 годов;
– день тезоименитства Великой Княжны-мученицы Татианы Николаевны Романовой, второй дочери Императора Николая II.
13 / 26 января – в 1510 году Псков был присоединен к Московскому государству. По требованию Великого Князя Московского Василия III Иоанновича (род. в 1479 г., правил в 1505–1533 гг.) было отменено вече, снят вечевой колокол и во всех городах были приняты наместники от Московского Великого Князя;
– в 1779 году в Карлсруэ (Германия) родилась Государыня Императрица Елизавета Алексеевна, супруга Государя Императора Александра I Благословенного (до перехода в Православие – Луиза-Мария-Августа, принцесса Баденская).
14 / 27 января – в 1918 году – убиение Великого Князя Николая Константиновича в Ташкенте.
16 / 29 января – в 1547 году венчался на Царство Иоанн IV Васильевич Грозный;
– в 1542 году мятежники по заговору Иоанна Шуйского совершили переворот, отстранив от малолетнего отрока Великого Князя Иоанна IV Васильевича князя Иоанна Бельского, свергнув митрополита Иосафа, послав обоих в заточение на Белоозеро. Князя Иоанна Бельского вскоре убили без ведома малолетнего Государя;
– в 1565 году Царь и Великий Князь Иоанн IV Васильевич (род. в 1530 г., правил 1533–1584 гг.) официально отрекся от престола. В грамоте, присланной в Москву, Царь объяснял, что не может править в сложившейся обстановке из-за постоянных измен бояр и воевод, радеющих лишь о собственном благополучии. Народ тогда не принял его отречения и упросил Царя вернуться на трон и править Царством как ему, Государю, угодно.
17 / 30 января – в 1472 году Великий Князь Московский Иоанн III Васильевич (род. в 1440 г., правил в 1462–1505 гг.) отправил второе посольство в Рим, чтобы привести оттуда Царевну Софию Палеолог, свою будущую супругу.
18 / 31 января – 1478 году «вольный» Новгород согласился на полное подчинение Великому Князю Московскому, отказ от вечевого колокола и посадников. Великий Князь Московский Иоанн III Васильевич приказал снять осаду с города, условившись о размере дани и потребовав принятия присяги от всех горожан. До этого более шести веков Новгород был «державою народною» или республикой;
– в 1366 году по благословению святителя Алексия, митрополита Московского, совершилось бракосочетание Великого Князя Димитрия Московского (Донского) и Евдокии (Ефросиньи, княгини Московской), дочери Суздальского князя Димитрия Константиновича и его супруги Анны. Брак очень укрепил союз Московского и Суздальского княжеств;
– в 1730 году – кончина Императора Петра II от оспы.
|