ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
В ЭТОТ ДЕНЬ... БОЖИЙ ВЕРТОГРАД СТРАНИЦА 12
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

Рейтинг@Mail.ru

 

«Златые уста»

 

Cын благочестивых родителей, мудрый философ и красноречивый оратор, свт. Иоанн всю жизнь отдал спасению душ человеческих, имея особое попечение о немощных и убогих. Много трудов положил он на устроение благолепного Богослужения: составил чин Литургии, ввел антифонное пение за всенощным бдением, написал несколько молитв чина елеосвящения.
Распущенность столичных нравов, особенно императорского двора, нашла в лице Святителя нелицеприятного обличителя. Стараниями неблагочестивой Императрицы Евдоксии, св. Иоанн был сослан сначала в Армению, а после неожиданной смерти Евдоксии, по проискам его врагов, – еще дальше, в глухой Питиус (Абхазия). Ослабленный изнурительной дорогой и издевательствами конвоиров, свт. Иоанн навеки смежил свои «златые уста» в Команах 14-го сентября 407 года.

Свт. Иоанн Златоуст совершает Литургию.
Роспись в Троицкой церкви

Киево-Печерской лавры, XVIII век

Он оставил Церкви многоценное сокровище – церковные беседы, за которые еще при жизни был назван «Златоустым». И ныне, как в прежние времена на Руси, чтение проповедей свт. Иоанна является излюбленным и многополезным занятием православных людей.

Вот небольшой отрывок одного из Слов Иоанна Златоуста – о должном отношении к иудейским праздникам:

«У жалких и несчастных иудеев наступает непрерывный ряд праздников; трубы, кущи, посты; а многие из тех, которые считаются нашими, <...> одни ходят смотреть на эти праздники, а другие даже участвуют в праздниках и постах <иудейских>. Этот-то злой обычай я и хочу теперь изгнать из Церкви. <...>

Не удивляйтесь, что иудеев я назвал жалкими. Истинно жалки и несчастны они, намеренно отринувшие и бросившие столько благ, с неба пришедших в их руки. Воссияло им Солнце правды: они отвергли свет Его, и сидят во тьме, а мы, жившие во тьме, привлекли к себе свет и избавились от мрака заблуждения. <...> Они с малолетства читали пророков, и распяли Того, о Ком возвещали пророки: мы не слышали божественных глаголов, и Тому, о Ком предсказано в них, воздали поклонение. Вот почему жалки они; ибо тогда как другие восхищали и усвояли себе блага, им ниспосланные, сами они отвергли их. <...>

Нет ничего жальче иудеев: они всегда идут против собственного спасения. Когда надлежало соблюдать закон, они попрали его; а теперь закон перестал действовать, они упорствуют в том, чтобы соблюдать его. Что может быть жальче тех людей, которые раздражают Бога не только преступлением закона, но и соблюдением его? <...>

Итак, если они не знают Отца, распяли Сына, отвергли помощь Духа; то кто не может смело сказать, что место то (синагога) есть жилище демонов? Там не поклоняются Богу, нет; там место идолослужения. <...> А вернее сказать, не синагоги только (служат таким убежищем), но и самые души иудеев...».

Исторический
календарь-альманах

 

 

17 / 30 ноября – память мч. Михаила Кахетинского

 

«Христа я приобрел и приобщился ему»

 

 

В конце IX века мусульмане-арабы под водительством Абдул-Касима захватили Армению, уничтожили многих христиан, разрушили храмы и начали завоевывать Грузию. Они все предавали огню и мечу, а крепости грузинских князей осаждали и, захватив, разрушали.

Одну из таких крепостей защищали 200 православных воинов, возглавляемые юным князем Гоброном (во святом Крещении Михаилом). Целый месяц они мужественно сражались против арабского войска, но враги обманом пленили их.

Мусульмане потребовали от воинов-христиан, чтобы те отверглись Христа и приняли мусульманское лжеучение, состоящее в том, чтобы Магомета почитать за пророка. Но воины мужественно исповедали Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, отвергнув магометанское нечестие. 130 из них были немедленно преданы мучительной казни: некоторым усекли головы, иных закололи, а иных засекли до смерти. Оставшихся 70 человек и князя Михаила арабы заключили в темницу, надеясь, что они поколеблются в вере.

Через несколько дней Михаила вывели на судилище и начали предлагать ему оружие, деньги и лошадей, чтобы только он исповедал Магомета, а не Христа. На это святой Михаил ответил: «Христа я приобрел и приобщился Ему Единому. И что мне ваши тленные блага, ради которых нужно жертвовать вечными!»

Тогда на глазах Михаила и прямо у его ног неверные умертвили оставшихся воинов-христиан, а самому князю-мученику Михаилу усекли голову. Так святая душа его отошла ко Господу Иисусу Христу. Аминь.

 

Православный календарь

 

 

 

2 / 15 ноября. Понедельник.
Мчч. Акиндина, Пигасия, Аффония, Елпидифора, Анемподиста и иже с ними (ок. 341–345). Сщмчч. Константина и Анании пресвитеров (1918). Преп. Маркиана Киринейского (388). Шуйской-Смоленской иконы Божией Матери (1654–1655).

 

3 / 16 ноября. Вторник.
Мчч. Акепсима еп., Иосифа пресвитера и Аифала диакона (IV). Обновление (освящение) храма вмч. Георгия в Лидде (IV). Сщмчч. Василия, Петра, Василия, Александра, Владимира, Сергия, Николая, Викентия, Иоанна, Петра, Александра, Павла, Космы пресвитеров и Симеона диакона (1937). Мц. Евдокии (1938); сщмч. Сергия диакона (1942). Мчч. Аттика, Агапия, Евдоксия, Катерия, Истукария, Пактовия, Никтополиона и дружины их (ок. 320). Преп. Акепсима (IV). Прав. Снандулии (IV).

 

4 / 17 ноября. Среда.
Преп. Иоанникия Великого (846). Сщмчч. Никандра, еп. Мирского, и Ермея пресвитера (I). Св. Николая исп., пресвитера (1931). Сщмч. Александра пресвитера (1937). Сщмч. Исмаила пресвитера (1941). Преп. Меркурия Печерского (XIV). Преп. Никандра Городноезерского (XVI). Блж. Симона, Христа ради юродивого, Юрьевского (1584).


5 / 18 ноября. Четверг.
Мчч. Галактиона и Епистимии (III). Свт. Ионы, архиеп. Новгородского (1470). Свт. Тихона, Патриарха Московского и всея Руси (избрание на Патриарший престол в 1917 г.). Сщмч. Гавриила пресвитера (1937). Апп. от 70-ти Патрова, Ерма, Лина, Гаия, Филолога (I). Свт. Григория, архиеп. Александрийского (IX).


6 / 19 ноября. Пятница.
Свт. Павла, Патриарха Константинопольского, исп. (350). Преп. Варлаама Хутынского (1192). Свт. Германа, архиеп. Казанского. Сщмч. Никиты, еп. Орехово-Зуевского, Анатолия, Арсения, Николая, Николая, Константина пресвитеров, прмчч. Варлаама и Гавриила, Гавриила, прмцц. Нины и Серафимы (1937). Сщмч. Василия пресвитера (1938). Мцц. Текусы, Александры, Полактии, Клавдии, Евфросинии, Афанасии и Матроны (III). Преп. Луки Тавроменийского (800–820). Преп. Луки, эконома Печерского (XIII). Свт. Германа, архиеп. Казанского (1567). Преп. Варлаама Керетского (XVI).


7 / 20 ноября. Суббота.
Мучеников в Мелитине: Иерона, Исихия, Никандра, Афанасия, Маманта, Варахия, Каллиника, Феагена, Никона, Лонгина, Феодора, Валерия, Ксанфа, Феодула, Каллимаха, Евгения, Феодоха, Острихия, Епифания, Максимиана, Дукития, Клавдиана, Феофила, Гигантия, Дорофея, Феодота, Кастрикия, Аникиты, Фемелия, Евтихия, Илариона, Диодота и Амонита (III). Преп. Лазаря Галисийского (1053). Сщмч. Кирилла, митр. Казанского, Михаила, Александра, Александра, Михаила, Александра, Николая, Алексия, Павла, Павлина пресвитеров, Иоанна и Вениамина диаконов, мч. Николая, мц. Елисаветы (1937); сщмчч. Сергия, архиеп. Елецкого, Николая пресвитера и мч. Георгия (1937). Мч. Феодота корчемника (303). Мчч. Меласиппа и Касинии и сына их Антонина (363). Преп. Зосимы Ворбозомского (1550). Обретение мощей преп. Кирилла Новоезерского (Новгородского) (1649). Мчч. Авкта, Тавриона и Фессалоникии. Иконы Божией Матери «Взыграние», Угрешской (1795).


8 / 21 ноября. Неделя 26-я по Пятидесятнице.
Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил безплотных. Архангелов Гавриила, Рафаила, Уриила, Селафиила, Иегудиила, Варахиила и Иеремиила. Сщмч. Павла пресвитера (1937).


9 / 22 ноября. Понедельник.
Мчч. Онисифора и Порфирия (ок. 284–305). Преп. Матроны (ок. 492). Преп. Феоктисты (881). Сщмчч. Парфения, еп. Ананьевского, Константина, Димитрия, Нестора, Феодора, Константина, Виктора, Илии пресвитеров, Иосифа диакона и прмч. Алексия (1937). Преп. Онисифора Печерского (1148). Мч. Александра Солунского (305–311). Мч. Антония (V). Преп. Иоанна Колова (V). Препп. Евстолии (610) и Сосипатры (ок. 625). Свт. Нектария, митр. Пентапольского, Эгинского чудотворца (1920). Иконы Божией Матери, именуемой «Скоропослушница» (X).


10 / 23 ноября. Вторник.
Апп. от 70-ти Ераста, Олимпа, Родиона, Сосипатра, Куарта (Кварта) и Тертия (I). Прмч. Нифонта и мч. Александра (1931). Сщмчч. Прокопия, архиеп. Одесского, Дионисия, Иоанна и Петра пресвитеров (1937). Сщмчч. Августина, архиеп. Калужского, и с ним Иоанна пресвитера, прмчч. Иоанникия и Серафима, мчч. Алексия, Аполлона, Михаила (1937). Мч. Николая и мц. Анны и св. Бориса диакона, исп. (1930-е). Мцц. Ольги (1941) и Феоктисты (1942). Колесование вмч. Георгия (303). Мч. Ореста врача (304). Сщмч. Милия, еп. Персидского, и двух учеников его (341). Мч. Константина, кн. Грузинского (842). Преп. Феостирикта, иже в Символех.


11 / 24 ноября. Среда.
Вмч. Мины (304). Мч. Виктора и мц. Стефаниды (II). Мч. Викентия (304). Преп. Феодора Студита, исп. (826). Блж. Максима, Христа ради юродивого, Московского чудотворца (1434). Сщмч. Евгения пресвитера (1937). Вмч. Стефана Дечанского (ок. 1336) (Серб.). Преп. Мартирия Зеленецкого (1603).


12 / 25 ноября. Четверг.
Свт. Иоанна Милостивого, Патриарха Александрийского (620). Преп. Нила постника (V). Сщмчч. Константина, Владимира, Александра, Матфея, Димитрия пресвитеров (1937). Мч. Бориса (1942). Прор. Ахии (960 до Р.Х.). Блж. Иоанна Власатого, Ростовского (1580). Преп. Нила Мироточивого, Афонского (1651). Иконы Божией Матери «Милостивая».


13 / 26 ноября. Пятница.
Свт. Иоанна Златоустого, архиеп. Константинопольского (407). Мц. Манефы (308). Мчч. Антонина, Никифора и Германа (ок. 308).


14 / 27 ноября. Суббота.
Апостола Филиппа (I). Сщмчч. Димитрия, Александра, Виктора, Алексия, Михаила, Михаила, Феодора, Петра, Алексия, Сергия, Николая, Василия, Александра, Николая, Димитрия, Димитрия, Порфирия, Василия, Георгия, Василия, Сергия, Александра пресвитеров, Николая диакона, прмч. Аристарха, мч. Гавриила и мц. Анны (1937). Сщмч. Феодора пресвитера (1940). Сщмч. Сергия пресвитера (1941). Правоверного Царя Иустиниана (565) и Царицы Феодоры (548). Свт. Григория Паламы, архиеп. Фессалонитского (1357). Преп. Филиппа Ирапского (1527). Заговенье на Рождественский (Филиппов) пост.


15 / 28 ноября. Неделя 27-я по Пятидесятнице.
Мчч. и испп. Гурия, Самона (299–306) и Авива (322). Преп. Паисия (Величковского) (1794). Сщмчч. Николая и Петра пресвитеров, Григория и Никиты диаконов (1937). Мч. Димитрия (ок. 307). Мчч. Елпидия, Маркелла и Евстохия (361–363). Купятицкой иконы Божией Матери (1182). Начало Рождественского поста.


16 / 29 ноября. Понедельник.
Ап. и евангелиста Матфея (60). Сщмч. Феодора пресвитера и с ним мчч. Анании и Михаила (1929). Сщмчч. Иоанна, Николая, Виктора, Василия, Макария и Михаила пресвитеров (1937); прмч. Пантелеимона (1937); мч. Димитрия (1938). Прав. Фулвиана, кн. Ефиопского, во св. Крещении Матфея (I).


17 / 30 ноября. Вторник.
Свт. Григория чудотворца, еп. Неокесарийского (ок. 266–270). Преп. Никона, игумена Радонежского, ученика преп. Сергия (1426). Преп. Лазаря иконописца (ок. 857). Мч. Гоброна, во св. Крещении Михаила, и с ним 133-х воинов (914) (Груз.).

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник