ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
Рейтинг@Mail.ru
КАЛЕНДАРЬ МОНАРХИСТА ЦАРСКОЕ ВРЕМЯ СТРАНИЦА 11
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

Природа русского Самодержавия

 


 

Русское Самодержавие есть не политическая, а религиозная идея.

В то время как в Западной Европе восторжествовал принцип парламентаризма, и республиканская власть, как результат бездушного арифметического большинства, по природе своей не имеющая совести и потому не могущая подлежать воздействию Церкви, постепенно вытесняла христианские начала из государственной жизни, – только в одной России христианская государственность сохранялась свято и нерушимо.

Христианский Монарх – это не только самая совершенная, но и единственная форма Божеской власти на земле. Это – Боговластие, не имеющее никаких точек соприкосновения ни с народовластием, ни с иными формами и видами многоразличной земной власти, и существовавшее до революции только в России.

Вот что мы читаем в превосходной статье г. Н. Дивеева «Помазанник Божий», напечатанной в «Еженедельнике» от 13 / 26 августа 1923 года, № 102: «Только на Руси, как в древней Византии, Царское венчание сопровождается таинством Миропомазания; на западе лишь в Англии совершается миропомазание королей, но Английская Церковь ни признает за миропомазанием Таинства Богоустановленного – там это только обряд. Миропомазание наших Государей не есть восьмое или какое-либо новое Таинство, но высшая степень Миропомазания. Совершается Царское венчание и Миропомазание так.

При вступлении Их Величеств в Успенский собор певчие поют умилительный псалом: «Милость и суд воспою Тебе, Господи...». Государь и Государыня прикладываются к местным иконам, а потом, взойдя на трон, садятся. Тогда первоприсутствующий митрополит, по древнему обычаю, приглашает Его Величество вслух всех подданных исповедать православнокафолическую веру: «Како веруеши?» Государь встает и громко произносит Символ веры. «Благодать Пресвятаго Духа да будет с Тобой», – говорит ему митрополит.

Следует великая ектения, в которой св. Церковь от лица всех верноподданных испрашивает у Царя царствующих благословления небесного на главу Царя земного и всех даров Духа Божия, необходимых ему в предстоящем великом служении; св. Церковь просит Царю премудрости и силы, благопоспешения во всем и долгоденствия, чтобы услышал Его Господь в день печали и защитил Его, чтобы ниспослал Ему помощь Свою и заступил Его, чтобы неподкупны были суды Его, чтобы грозно было оружие Его врагам Отечества и пали под ноги Его все враги и супостаты... После ектении поется тропарь: «Спаси, Господи, люди Твоя...» и читается паремия из книги пророка Исаии. После паремии возглашается прокимен: «Господи, силою Твоею возвеселится Царь...» и читается Апостол, в котором св. Павел учит о повиновении властям предержащим, о том, что царская власть происходит от Бога и потому всякий противляющийся царской власти сопротивляется повелению Самого Бога.

За Апостолом следует чтение Евангелия, в котором из уст Самого Господа Иисуса слышится заповедь: «Воздадите кесарево Кесареви...».

После Евангелия митрополиты подносят Государю Императору царскую порфиру, и Государь возлагает ее на себя при их содействии, причем первенствующий митрополит произносит: «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа, аминь».

Его Величество преклоняет главу, а первенствующий митрополит, осенив ее крестным знамением, возлагает на нее крестообразно руки и читает молитву, в которой просит Господа, чтобы удостоил Своего верного раба, Государя, священного Миропомазания подобно Давиду, который принял помазание от Самуила пророка, чтобы облек Его Своею силою Божественною для великого подвига царствования, чтобы явился Он твердым хранителем догматов веры Православной и, совершив свое царское служение на земле, удостоился быть наследником Небесного Царства.

Потом первосвятитель говорит Его Величеству: «Благочестивейший, Самодержавнейший, Великий Государь Император Всероссийский, видимое сие и вещественное главы Твоея украшение явный образ есть, яко Тебе, Главу Всероссийскаго народа, венчает невидимо Царь славы Христос благословлением Своим благостным, утверждая Тебе владычественную и верховную власть над людьми Своими». Подобным же образом митрополит подает Его Величеству в десницу скипетр, а в шуйцу державу, говоря, что они служат видимым знаком данной Ему от Бога власти самодержавной. Облеченный во все знаки царского достоинства Государь садится на своем Царском престоле.

Следует провозглашение многолетия. Богом венчанный Государь отдает скипетр и державу ближайшим сановникам и один за всех преклоняет колена пред Господом и вслух всех читает молитву... Как трогательна эта молитва Царская, в которой Он смиренно благодарит Господа за Его неизреченные к Нему милости и подобно древнему Царю Соломону взывает: «Да будет со мною приседящая престолу Твоему премудрость. Посли ю с небес святых Твоих, да разумею, что есть угодно пред очима Твоима и что есть право в заповедях Твоих!.. Буди сердце мое в руку Твоею, еже вся устроити к пользе врученных мне людей и к славе Твоей, яко да и в день Суда Твоего непостыдно воздам Тебе слово...».

В этом таинственном обряде сказывалась вся особливость Православной Монархии. Восточные деспоты правили во имя собственного произвола; государи запада – во имя мнимой народной воли; наш Самодержец – во имя Христа как послушный раб Его и исполнитель Его Божественных велений, как руководимый Духом Божиим в силу благодатного Таинства Миропомазания при венчании на Царство.

Вот основа и опора нашего государственного бытия. Забыли мы о значении великою Таинства Помазания на Царство, стали увлекаться примерами впавшего в материализм запада, утратили отечественную самобытность и оказались в бездне...».

 

Из воспоминаний товарища
обер-прокурора Св. Синода
князя Н.Д. ЖЕВАХОВА.
М.: Родник, 1993.

 

 

 

«Не ведят бо что творят»

 


Крест на месте убиения
Великого Князя Сергия

 

В 1905 году небывалый размах в стране приобрели террористические акты, митинги, забастовки. Государственный и общественный порядок разрушался, надвигалась революция.

Великий Князь Сергий Александрович считал, что необходимо принять более жесткие меры по отношению к революционерам, и доложил об этом Императору. Тем временем боевая организация эсеров уже приговорила Великого Князя Сергия Александровича к смертной казни. Ее агенты следили за ним, выжидая удобного случая, чтобы совершить убийство.

Технология подготовки теракта подробно описана в воспоминаниях организатора акции эсеров Б. Савинкова. По его словам, боевая организация эсеров обладала в то время значительными денежными средствами, поступавшими от пожертвований. Капитал их возрос еще более после убийства Плеве, так что их наличные денежные суммы исчислись десятками тысяч рублей.

Для проведения терактов в России была заранее устроена динамитная мастерская в Париже. В ней изготовлялся динамит для будущих покушений, и была школа для занятий по химии взрывчатых веществ и по снаряжению бомб.

Во время подготовки покушения на Великого Князя было устанавлено наружное наблюдение за будущей жертвой. Террористы-наблюдатели конспирировались под извозчиков и уличных торговцев. Само покушение четко планировалось. И. Каляев, осматривая предполагаемое место теракта, заметил, что на перекрестке прибита в рамке из стекла лубочная картина. В стекле этой картины, как в зеркале, отражался путь от Никольских ворот Кремля. Таким образом, стоя спиной к Кремлю и рассматривая картину, можно было заметить выезд Великого Князя.

Уже давая показания во время следствия, Каляев так описывал свое преступление: «Я бросал на расстоянии четырех шагов, не более, с разбега, в упор. Я был захвачен вихрем взрыва, видел, как разрывалась карета. Помню, в меня пахнуло дымом и щепками прямо в лицо, сорвало шапку. ...Потом увидел шагах в пяти от себя, ближе к воротам, комья великокняжской одежды и обнаженное тело».

Погребли Сергия Александровича в маленькой церкви Чудова монастыря, где ежедневно в течение сорока дней совершались заупокойные панихиды; супруга Князя, Великая Княгиня Елизавета Феодоровна присутствовала на каждой службе и часто приходила сюда ночью, молясь о новопреставленном. На месте убийства мужа она воздвигла памятник – крест, сделанный по проекту художника Васнецова. На памятнике были начертаны слова Спасителя, сказанные Им с Креста: Отче, отпусти им, не ведят бо что творят (Лк. 23, 34).

 

Исторический календарь

 

 

 

2 / 15 февраля:
– в 1565 году Царь Иоанн IV Грозный, по настоянию всего русского народа, торжественно возвратился в Москву продолжать править Россией и искоренять измену. Сразу по возвращении Царь издал указ об опричнине.
4 / 17 февраля:
– в 1905 году террористом-эсером был убит Великий Князь Сергий Александрович, пятый сын Императора Александра II и Императрицы Марии Алексадровны, дядя святого Царя Николая II, супруг святой прмц. Великой Княгини Елисаветы Феодоровны.
5 / 18 февраля:
– в 1880 году в Зимнем дворце прогремел взрыв, устроенный С. Халтуриным с целью убийства Императора Александра II.
6 / 19 февраля:
– в 1238 году татарские орды Батыя приготовили для приступа городских стен Владимира лестницы и стенобитные орудия. Юрий Всеволодович, Великий Князь Владимирский, с супругой и подданными собрались в храме Успения Божией Матери и епископ Митрофан облек их в схиму.
7 / 20 февраля:
– в 1238 году войска хана Батыя захватили Владимир и сожгли закрывшихся в Успенском храме православных вместе с епископом Митрофаном.
8 / 21 февраля:
– в 1190 году родился Великий Князь Владимирский Ярослав II Всеволодович, во святом Крещении Феодор, восстановивший Русь после нашествия Батыя.
12 / 25 февраля:
– в 1446 году изменники и клятвопреступники под руководством князя Димитрия Шемяки ночью коварно овладели Москвой, воспользовавшись отъездом Великого Князя Московского Василия II Васильевича Темного в Троицкую Лавру.
13 / 26 февраля:
– в 1547 году Царь и Великий Князь Иоанн IV Васильевич венчался с Княжной Анастасией, которая является связующим звеном династий Рюриковичей и Романовых.

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник