ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
 
Рейтинг@Mail.ru

 
КАЛЕНДАРЬ
НАСУЩНАЯ ПРОБЛЕМА
СТРАНИЦА 5
   
 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

     

 

О целесообразности перехода России на старый календарный стиль

Окончание. Начало

2. Православный календарь – основа здорового духовного
режима жизни нации. Исторический и нравственный аспекты

   Исторически юлианский календарь утвердился в нашем Отечестве со времени Крещения Руси при равноапостольном великом князе Владимире. Таким образом, в России он существует вот уже более 1000 лет и стал национальным и традиционным. Григорианский же календарь был введен искусственно антинародной большевистской властью, и его затянувшееся существование измеряется десятками лет.
   Смена календаря в России 1918 года сопоставима с такими кощунственными революционными нововведениями как переименование названий городов и улиц, уничтожение древних памятников культуры, разорение святынь, истребление лучших российских людей старого режима. Слава Богу, людей сейчас начинают реабилитировать (и даже канонизировать), святыни оплакивать, памятники восстанавливать, старинные названия воскресают на почтовых путях. Но календарь все еще остается для русских людей чужим и противоестественным. А ведь счет и наименование дней касается всех нас едва ли не более существенно, чем все остальное в окружающем мире.
   Никакое благочестие не сможет привиться в народе, пока организация повседневной жизни так кричаще противоречит животворящей традиции Церкви. Вот Новый год вклинивается в Рождественский пост. Вот праздник Богоявления попадает на рабочий день, так что семья не успевает набрать в этом году святой крещенской воды. Вот студенты пишут зачетную контрольную работу в Великий Четверг. Вот на Великий Пяток назначен отчетный концерт участников самодеятельности. Вот опять школьные весенние каникулы не совпадают со Светлой пасхальной седмицей. Вот на Благовещение, когда «птица гнезда не вьет и девица косы не плетет», работники фирмы начинают ремонт нашей квартиры... Вся жизнь протекает уродливо, антидуховно. Церковь безсильна освятить человека, пока он обращен к ней спиной или боком. Как следствие этого, будет загублено духовное здоровье нации.
   Самый естественный и непринужденный способ развернуть человека к Церкви – предложить ему, как это было на Руси испокон веков, жить церковным временем. Тогда какие-то дела придется успевать «до Успенского поста», какие-то начинать «после Красной горки». Никто не забудет, что Вознесение Господне празднуется в четверг (день-то будет нерабочий!). И уж обязательно каждый освятит яблочки на Преображение.

   Никакое благочестие не сможет привиться в народе, пока организация повседневной жизни так кричаще противоречит животворящей традиции Церкви.

3. Старый стиль вовсе не является признаком отсталости.
Передовая наука – за старый стиль

   Стыдиться «отставания» от западного мира нам не пристало. Сегодня наше отставание по всем показателям уровня жизни отнюдь не двухнедельное.
   Бояться разрыва с «цивилизованным» миром тем более не следует. Он так агрессивно подавляет нас, что спасу нет. Скорее есть повод безпокоиться за опасность ассимиляции нашей традиционной культуры.
   Полезно учесть опыт тех стран, которые находят внутренние силы для сохранения своей самобытности, языка, культуры, веры. В пример можно привести не только страны третьего мира из числа арабских, считающих время от Хиджры, а также Эфиопии и стран Юго-Восточной Азии, верных своим древним календарям. Национальный календарь используется в таких передовых государствах, как Япония и Израиль. Для внешнего экономического и политического общения эти государства используют европейский счет времени, а для поддержания внутренней духовной культуры строго придерживаются традиционного религиозного календаря. И отказываться от последнего не желают.
   Из сказанного, между прочим, можно сделать вывод, что григорианский календарь ни в коем случае не следует считать «цивилизованным», общечеловеческим. Если Россия от него откажется, будет справедливо сказать, что европейский календарь не принят практически во всей Азии (и Северной Африке).
   Кое-кого может удивить, но переход от нового стиля к старому должен быть по справедливости расценен не как возвращение к глухому средневековью, но как вполне прогрессивный шаг.
   Дело в том, что точные науки, изучающие течение времени, – хронология, астрофизика, – пользуются только естественной временной шкалой, то есть юлианским равномерным календарем. Григорианский календарь оказался слишком искусственным, сложным и неудобным при научных расчетах из-за путаной системы високосных годов.
   Так что старый стиль выбирают не только захолустные пустыньки и монастыри, но и передовые международные обсерватории.

4. Для России старый стиль – естественен,
новый стиль – чужероден

   Что естественно для Европы и Америки, то странным и негодным видится нередко на русской почве. Это в полной мере относится и к григорианскому календарю. Между прочим, ошибаются те, кто полагает, будто европейский календарь – «светский», в отличие от русского, «церковного». Объективность требует признать, что он по происхождению своему такой же сакральный – но только не православный, а еретический, латинский. Зачем же заставлять жителей России мерить время по западному эталону, к тому же связанному с именем папы Григория XIII? <…>
   На Западе появление и принятие нового календаря в XVI веке объяснимо, понятно и даже как бы неизбежно. Но для России он как кафтан с чужого плеча. Отметим, что Царь Петр I, известный своими решительными реформами всей российской жизни на европейский лад, не забыл коснуться и календарной реформы. Именно ему мы обязаны обычаем считать началом года 1 января вместо 1 сентября. Однако даже сей дерзновенный Император не посмел посягать на то, на что посягнул папа Григорий XIII, – на идущую от сотворения мира чреду последовательно сменяющихся дней и месяцев. То, что не посмел сделать Российский Государь, через 217 лет осуществили большевики во главе с Троцким и Лениным.
   Этот волюнтаристский акт был совершен вопреки специально образованной 18 февраля 1899 года Русским астрономическим обществом особой ученой комиссии для выяснения возможности и целесообразности перехода на новый стиль, постановившей, что «нет основания к введению в России (а тем более в Церкви) заведомо неправильного григорианского календаря». <…>
   У французской нации однажды (в 1808 году) хватило благоразумия опомниться и отменить введенный было в 1793 году нелепый революционный календарь с «брюмерами». Пора и нам признать григорианский календарь неудачной и вредной затеей, мешающей нашему народу исповедовать свою традиционную Православную веру.
   Если кто-то считает, что возвращение к юлианскому летосчислению ущемит чьи-то интересы и права, то пусть зря не безпокоится. Атеистам это должно быть практически безразлично. Православным – весьма желательно. Магометанам и иудеям, как традиционному этническому меньшинству, можно предоставить исключительное право жить своим календарем (они и без того им пользуются). А других значительных национальных интересов в России пока нет. Так что в полном соответствии с недавно принятым законом о свободе вероисповедания государство, учитывая интересы подавляющего большинства населения, должно вернуться к традиционному русскому церковному календарю.

Протоиерей Константин БУФЕЕВ
Журнал «Благодатный огонь»

 

 
СТАТИСТИКА        || Духовная традиция
 
     

  

   «Свидетельствовать, что в нашей церковной и общественной среде юлианский календарь (старый стиль) отождествляется с частью национальной духовной традиции, приверженность которой стала нормой религиозной жизни миллионов людей. В связи с этим ясно заявить, что вопрос об изменении календаря в нашей Церкви не стоит» (Из Определения Священного Синода от 17 февраля 1997 года).

 

   
   Большинство жителей России не приветствуют новый масонский календарь, осознанно или безсознательно отдавая предпочтение старому – юлианскому. Об этом свидетельствует растущая популярность празднования «старого Нового года». Этот праздник – редкий исторический феномен, который получился как раз в результате замены юлианского календаря на григорианский. Так, согласно опросам ВЦИОМ, в 1998 году праздновать Новый год по церковному стилю намеревались 50% опрошенных, в 2002 – уже 57%, а в 2010 – уже две трети всего взрослого населения (67%).
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
   
   

     
     
  © ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник