ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
Рейтинг@Mail.ru
В ЭТОТ ДЕНЬ... БОЖИЙ ВЕРТОГРАД СТРАНИЦА 10
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

 

«С Богом все творящий»

 

Московский князь Димитрий родился в 1350 году. Детство его прошло под влиянием св. митрополита Алексия. Рано князь-отрок стал постигать науку московской политики, заключавшейся в сочетании силы и милосердия. Под руководством митрополита Димитрий постепенно приобретал мудрость государственного правителя, которая привела Русь к победе на Куликовом поле и возвышению Москвы.

Димитрий Донской.
Худ. В. МАТОРИН

В 70-е годы XIV века, вдохновляемый Русской Православной Церковью и поддерживаемый уставшим от порабощения народом, вступил Великий Князь Димитрий в борьбу с Золотой Ордой. В 1376 году состоялся поход на Волжскую Булгарию. Русские осадили столицу булгар и вынудили их к сдаче. Это была первая наступательная победа Москвы в борьбе с ордынцами.

В 1378 году Мамай послал на Русь большое войско; в июле татары вторглись в рязанские земли. Их поход имел целью разграбление Рязанского княжества, но не исключалась возможность дойти и до самой Москвы. Полки Московского Князя Димитрия выступили навстречу врагу и разбили его. Одержанная на реке Воже победа была генеральной репетицией сражения на Куликовом поле.

Узнав о новых приготовлениях Мамая в 1380 году, Великий Князь Димитрий понял, что Русской земле угрожает повторение страшных ударов. Наступил решающий момент его жизни – все предшествующее было лишь подготовкой к 9-му сентября 1380 года – и Князь, сознавая промыслительно возложенную на него задачу, начал собирать силы для отпора. Тридцать лет он пребывал под покровительством великих Святых; в этой благотворной атмосфере его дух приобрел крепость и свободу. Под влиянием Церкви в его душе сформировалась и укрепилась идея единой Руси. Противостояние татарам мыслилось ему не одинокой оппозицией Московского княжества, но отпором со стороны союза всех русских уделов, стремившихся не только освободить свою родную землю, но и защитить Православие, которое, согласно летописям, Мамай шел разорить, осквернив святые церкви. Как известно, вдохновителем этого похода был римский папа, не оставляющий попыток подчинить Русь, обратив ее в латинство. Именно за веру Православную русский народ, по благословению преп. Сергия Радонежского, сплотился и вышел на битву под знаменами св. Князя Димитрия. За победу на Куликовом поле Князь Димитрий стал именоваться в народе Донским.

Отличительной чертой Великого Князя являлась необыкновенная любовь к Богу. Летописец называет святого Димитрия «с Богом все творящим и за Него борющимся», «Царским саном облеченный, жил он по-ангельски, постился и снова вставал на молитву и в такой благости всегда пребывал. Тленное тело имея, жил он жизнью безплотных».

С именем Князя Димитрия Иоанновича связано строительство целого ряда монастырей и храмов. По благословению преп. Сергия он заложил в 1378 году Успенский Стромынский монастырь; в преддверии решающей битвы с Ордой предполагалось собрать в него молитвенников со всей Русской земли, чтобы духовно поддержать Русь. В 1379 году преп. Сергий благословил Князя Димитрия Иоанновича выстроить Голутвинский монастырь, а также каменный Успенский собор Симонова Московского монастыря. Другой Успенский монастырь на реке Дубенке Великий Князь построил в благодарность Господу за победу в Куликовской битве. На самом Куликовом поле был построен монастырь Рождества Богородицы, т.к. битва произошла именно в этот праздник. После победы Князь построил еще Николо-Угрешский монастырь под Москвой и церковь Всех святых на Кулишках в Москве.

Святые мощи блгв. великого князя почивают в Архангельском соборе Московского Кремля.

 


Исторический
календарь-альманах

 

 

Утверждено учение о Святой Троице


 

Второй Вселенский Собор созван был в Константинополе св. Царем Феодосием Великим (379–395) для обличения размножившихся ересиархов и окончательного утверждения исповедания веры. На нем присутствовало 150 епископов. Отвергая лжеучение Македония, они единодушно утвердили апостольское учение, что Дух Святый есть не служебное существо, но Господь Животворящий, от Отца исходящий, со Отцем и Сыном спокланяемый и сславимый. Для опровержения прочих ересей – евномиан, ариан и полуариан – святые Отцы подтвердили Никейский Символ Православной веры.

В Символе, принятом Первым Вселенским Собором, не говорилось о Божественном достоинстве Святаго Духа, ибо духоборческой ереси тогда не было. Поэтому святые Отцы Второго Вселенского Собора прибавили к Никейскому Символу 8, 9, 10, 11 и 12 члены, т.е. окончательно сформулировали и утвердили Никео-Цареградский Символ веры, исповедуемый и ныне всей Православной Церковью.

Второй Вселенский Собор, кроме того, установил формы церковного суда, определил принимать в общение через Таинство Миропомазания раскаявшихся еретиков, которые крестились во Имя Святой Троицы, а крестившихся единократным погружением принимать как язычников.

 

Исторический
календарь-альманах

 

 

19 мая / 1 июня. Среда.
Отдание праздника Пасхи. Сщмчч. Патрикия, еп. Прусского, и с ним трех пресвитеров: Акакия, Менандра и Полиена (ок. 100). Преп. Корнилия, чудотворца Комельского (1537). Блгв. вел. кн. Димитрия Донского (1389). Сщмч. Виктора (1937); сщмчч. Антония, еп. Белгородского, и с ним Митрофана, Александра, Михаила, Матфея, Ипполита, Николая, Василия, Николая, Максима, Александра, Павла, Павла пресвитеров и мчч. Михаила и Георгия (1938); сщмч. Онуфрия, архиеп. Курского (1938); прмч. Валентина (1940). Преп. Корнилия, иг. Палеостровского, Олонецкого (ок. 1420). Блгв. кн. Иоанна Угличского, в иночестве Игнатия, Вологодского (1523). Преп. Сергия Шухтомского (1609). Мч. Калуфа Египтянина (284–303). Преп. Иоанна, еп. Готфского (790).


20 мая / 2 июня. Четверг.
ВОЗНЕСЕНИЕ ГОСПОДНЕ.

Мчч. Фалалея, Александра и Астерия (ок. 284). Обретение мощей свт. Московского Алексия, всея Руси чудотворца (1431). Блгв. кн. Довмонта, во святом Крещении Тимофея, Псковского (1299). Мч. Аскалона (ок. 287). Препп. Завулона и Сосанны, родителей равноап. Нины. Мучеников в долине Ферейдан (Иран) от персов пострадавших (XVII) (Груз.) (переходящее празднование в день Вознесения Господня).


21 мая / 3 июня. Пятница.
Владимирской иконы Божией Матери (празднество установлено в память спасения Москвы от нашествия крымского хана Махмет-Гирея в 1521 г.). Равноапп. Царя Константина (337) и матери его Царицы Елены (327). Блгв. кн. Константина (Ярослава) (1129) и чад его Михаила и Феодора, Муромских чудотворцев. Обретение мощей блж. Андрея Симбирского (1998). Преп. Кассиана грека, Угличского чудотворца (1504). Собор Карельских святых. Собор Уфимских святых. Чтимые списки с Владимирской иконы Божией Матери: Псково-Печерская «Умиление» (1524), Заоникиевская (1588), Красногорская, или Черногорская (1603), Оранская (1634).


22 мая / 4 июня. Суббота.
Мч. Василиска (ок. 308). Мч. Иоанна-Владимира, кн. Сербского (1015). Прав. Иакова Боровичского, Новгородского чудотворца (ок. 1540). Сщмч. Михаила пресвитера (1942). Память Второго Вселенского Собора (381).


23 мая / 5 июня. Неделя 7-я по Пасхе,
святых Отцов
I Вселенского Собора (325).
Преп. Михаила исп., еп. Синадского (821). Обретение мощей свт. Леонтия, еп. Ростовского (1164). Собор Ростово-Ярославских святых. Преп. Евфросинии, игумении Полоцкой (1173). Преп. Паисия Галичского (1460). Прмч. Михаила черноризца (IX). Собор мучеников Холмских и Подляшских (переходящее празднование в 1-е воскресенье после 19 мая). Челнской и Псково-Печерской, имнуемой «Умиление», икон Божией Матери (переходящее празднование в Неделю 7-ю по Пасхе).


24 мая / 6 июня. Понедельник. Седмица 7-я по Пасхе.
Преп. Симеона, столпника на Дивной горе (596). Преп. Никиты, столпника Переславльского (1186). Мчч. Мелетия Стратилата, Стефана, Иоанна, Серапиона египтянина, Каллиника волхва, Феодора и Фавста и с ними 1218-ти воинов с женами и детьми (ок. 218).


25 мая / 7 июня. Вторник.
Третье обретение главы Предтечи и Крестителя Господня Иоанна (ок. 850). Прмч. Тавриона (1939). Свт. Иннокентия, архиеп. Херсонского (1857). Сщмч. Ферапонта, еп. Кипрского (IV).


26 мая / 8 июня. Среда.
Aпп. от 70-ти Карпа и Алфея (I). Мч. Георгия Нового (1515). Обретение мощей преп. Макария Калязинского (1521). Мчч. Аверкия и Елены (I). Преп. Иоанна Психаита, исп. (IX). Преп. Додо Давидо-Гареджийского (596) (Груз.) (переходящее празднование в среду по Вознесении).


27 мая / 9 июня. Четверг.
Сщмч. Ферапонта, еп. Сардийского (III). Обретение мощей преп. Нила Столобенского (1667). Преп. Ферапонта Белоезерского, Можайского (1426). Перенесение мощей свтт. Московских Киприана, Фотия и Ионы (1472). Преп. Ферапонта Монзенского. Прав. Иоанна Русского, исп. (1730). Мчч. Феодоры девы и Дидима воина (304). Преп. Давида Гареджийского (VI–VII) (Груз.) (переходящее празднование в четверг по Вознесении).


28 мая / 10 июня. Пятница.
Отдание праздника Вознесения Господня. Преп. Никиты исп., еп. Халкидонского (IX). Свт. Игнатия, еп. Ростовского (1288). Преп. Елены Дивеевской (1832). Прмчч. Макария, Дионисия, сщмч. Николая диакона, мчч. Игнатия и Петра (1931); преп. Ираклия исп. (1936); прмц. Гермогены (1942). Сщмч. Евтихия, еп. Мелитинского (I). Мц. Еликониды (244). Сщмч. Елладия еп. (VI–VII). Никейской (304) и Чухломской (Галичской) (1350) икон Божией Матери.


29 мая / 11 июня. Суббота.
Троицкая родительская суббота. Прмц. Феодосии девы (730). Блж. Иоанна, Христа ради юродивого, Устюжского (1494). Обретение мощей преп. Иова, в схиме Иисуса, Анзерского (2000). Сщмч. Иоанна диакона и мч. Андрея (1938); свт. Луки исп., архиеп. Симферопольского (1961). Мц. Феодосии, девы Тирской (307–308). Память Первого Вселенского Собора (325). Иконы Божией Матери, именуемой «Споручница грешных».


30 мая / 12 июня. Неделя 8-я по Пасхе.
ДЕНЬ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ. ПЯТИДЕСЯТНИЦА.

Преп. Исаакия исп., игумена обители Далматской (383). Сщмч. Василия пресвитера (1942).


31 мая / 13 июня. Понедельник. Седмица 1-я по Пятидесятнице.
ДЕНЬ СВЯТАГО ДУХА.

Ап. от 70-ти Ерма (I). Мч. Ермия (II). Сщмч. Философа пресвитера и сыновей его мчч. Бориса и Николая (1918). Мч. Философа (III). Празднество в Вологде всем преподобным отцам Вологодским. Собор Новгородских святых. Собор Белорусских святых. Собор Псковских святых. Собор Санкт-Петербургских святых (празднования в Неделю 3-ю по Пятидесятнице).


1 / 14 июня. Вторник.

Мчч. Иустина Философа и другого Иустина, и с ними Харитона, Хариты, Евелписта, Иеракса, Пеона и Валериана (166). Преп. Дионисия, игумена Глушицкого (1437). Сщмч. Василия пресвитера, мц. Веры (1940). Прав. Иоанна Кронштадтского (прославление 1990). Преп. Агапита Печерского, врача безмездного, в Ближних пещерах (XI).

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник