В ЭТОТ ДЕНЬ... | БОЖИЙ ВЕРТОГРАД | СТРАНИЦА 10 |
19 мая / 1 июня – память блгв. Великого Князя Димитрия Донского
Московский князь Димитрий родился в 1350 году. Детство его прошло под влиянием св. митрополита Алексия. Рано князь-отрок стал постигать науку московской политики, заключавшейся в сочетании силы и милосердия. Под руководством митрополита Димитрий постепенно приобретал мудрость государственного правителя, которая привела Русь к победе на Куликовом поле и возвышению Москвы.
Димитрий Донской.
Худ. В. МАТОРИН
В 70-е годы XIV века, вдохновляемый Русской Православной Церковью и поддерживаемый уставшим от порабощения народом, вступил Великий Князь Димитрий в борьбу с Золотой Ордой. В 1376 году состоялся поход на Волжскую Булгарию. Русские осадили столицу булгар и вынудили их к сдаче. Это была первая наступательная победа Москвы в борьбе с ордынцами.
В 1378 году Мамай послал на Русь большое войско; в июле татары вторглись в рязанские земли. Их поход имел целью разграбление Рязанского княжества, но не исключалась возможность дойти и до самой Москвы. Полки Московского Князя Димитрия выступили навстречу врагу и разбили его. Одержанная на реке Воже победа была генеральной репетицией сражения на Куликовом поле.
Узнав о новых приготовлениях Мамая в 1380 году, Великий Князь Димитрий понял, что Русской земле угрожает повторение страшных ударов. Наступил решающий момент его жизни – все предшествующее было лишь подготовкой к 9-му сентября 1380 года – и Князь, сознавая промыслительно возложенную на него задачу, начал собирать силы для отпора. Тридцать лет он пребывал под покровительством великих Святых; в этой благотворной атмосфере его дух приобрел крепость и свободу. Под влиянием Церкви в его душе сформировалась и укрепилась идея единой Руси. Противостояние татарам мыслилось ему не одинокой оппозицией Московского княжества, но отпором со стороны союза всех русских уделов, стремившихся не только освободить свою родную землю, но и защитить Православие, которое, согласно летописям, Мамай шел разорить, осквернив святые церкви. Как известно, вдохновителем этого похода был римский папа, не оставляющий попыток подчинить Русь, обратив ее в латинство. Именно за веру Православную русский народ, по благословению преп. Сергия Радонежского, сплотился и вышел на битву под знаменами св. Князя Димитрия. За победу на Куликовом поле Князь Димитрий стал именоваться в народе Донским.
Отличительной чертой Великого Князя являлась необыкновенная любовь к Богу. Летописец называет святого Димитрия «с Богом все творящим и за Него борющимся», «Царским саном облеченный, жил он по-ангельски, постился и снова вставал на молитву и в такой благости всегда пребывал. Тленное тело имея, жил он жизнью безплотных».
С именем Князя Димитрия Иоанновича связано строительство целого ряда монастырей и храмов. По благословению преп. Сергия он заложил в 1378 году Успенский Стромынский монастырь; в преддверии решающей битвы с Ордой предполагалось собрать в него молитвенников со всей Русской земли, чтобы духовно поддержать Русь. В 1379 году преп. Сергий благословил Князя Димитрия Иоанновича выстроить Голутвинский монастырь, а также каменный Успенский собор Симонова Московского монастыря. Другой Успенский монастырь на реке Дубенке Великий Князь построил в благодарность Господу за победу в Куликовской битве. На самом Куликовом поле был построен монастырь Рождества Богородицы, т.к. битва произошла именно в этот праздник. После победы Князь построил еще Николо-Угрешский монастырь под Москвой и церковь Всех святых на Кулишках в Москве.
Святые мощи блгв. великого князя почивают в Архангельском соборе Московского Кремля.
Исторический
календарь-альманах
22 мая / 4 июня – память Второго Вселенского Собора
Второй Вселенский Собор созван был в Константинополе св. Царем Феодосием Великим (379–395) для обличения размножившихся ересиархов и окончательного утверждения исповедания веры. На нем присутствовало 150 епископов. Отвергая лжеучение Македония, они единодушно утвердили апостольское учение, что Дух Святый есть не служебное существо, но Господь Животворящий, от Отца исходящий, со Отцем и Сыном спокланяемый и сславимый. Для опровержения прочих ересей – евномиан, ариан и полуариан – святые Отцы подтвердили Никейский Символ Православной веры.
В Символе, принятом Первым Вселенским Собором, не говорилось о Божественном достоинстве Святаго Духа, ибо духоборческой ереси тогда не было. Поэтому святые Отцы Второго Вселенского Собора прибавили к Никейскому Символу 8, 9, 10, 11 и 12 члены, т.е. окончательно сформулировали и утвердили Никео-Цареградский Символ веры, исповедуемый и ныне всей Православной Церковью.
Второй Вселенский Собор, кроме того, установил формы церковного суда, определил принимать в общение через Таинство Миропомазания раскаявшихся еретиков, которые крестились во Имя Святой Троицы, а крестившихся единократным погружением принимать как язычников.
Исторический
календарь-альманах
Православный календарь с 19 мая / 1 июня по 1 / 14 июня
19 мая / 1 июня. Среда.
|