ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
Рейтинг@Mail.ru
ЛЮДИ БОЖИИ ПО СВЯТЫМ МЕСТАМ СТРАНИЦА 14
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

 

 

Человек состоит из тела, души и духа. Что такое тело – понятно. А вот в чем разница между душой и духом? Для примера возьмем свечу. Она имеет тело – воск. Имеет ниточку – фитилек, это подобие души. А когда ее затепляют огнем, она как бы обретает дух, оживает. Если свеча не горит, она не приносит никакой пользы, но если ее затеплить, – она дает свет и тепло. Она сгорает перед Богом. В этом ее назначение.

То же самое с человеком. Он жив душой и духом, если в нем есть молитва, если он весь в трудах, служит Господу и все делает во славу Его, и, потрудившись, уходит в мир иной. В этом его назначение. Но если он не ходит в церковь и не молится Богу, то он подобен незажженной свече. Такой человек мертв душою.

 

ПО ДОРОГЕ В МОНАСТЫРЬ

 

Когда на душе лежит свинцовая тяжесть, и в дверь безпрестанно стучит отчаяние, когда боль переполняет все существо и обиды разрывают сердце, когда больше нет сил жить в этом суетном и несправедливом мире, – возникают мысли об уходе в монастырь. Так думают многие. Но действительно ли в монастырь – от отчаяния?

 

НЕМНОГО ИСТОРИИ

 

Николо-Одринский монастырь находится в десяти километрах от города Карачева. Обитель эта уникальна, ей более пяти веков. Первое упоминание монастыря в летописи относится к 1472 году. В 1924 году здесь насчитывалось более 90 различных построек: собор с пятью пределами, часовня, хлебопекарня, просфорня, меблированная гостиница для паломников на 40 мест, три бани, скотный и конный дворы, каменная ограда протяженностью 17 километров. По распоряжению Брянского губисполкома в том же году монастырь закрыли, а двумя годами раньше на его территории разместили военный полигон.

Вскоре разграбленную обитель (из 90 построек осталось 17) ГУБОНО решил превратить в детскую колонию. В 1930 году шесть монахов (тогда монастырь был мужским) были приговорены к десяти годам тюремного заключения. А местные очевидцы утверждают, что многих одринских богомольцев расстреляли. Во время Великой Отечественной войны от цветущего древнего Карачева остались одни руины. Уцелело всего-навсего три дома. На территории храма чудом остался невредимым игуменский дом с колоннами (строение относится к 1857 г.). С 1985 по 1995 годы на этом святом месте царило безмолвие. В 1995 году по благословению архиепископа Брянского и Севского Мелхиседека монастырь обрел второе дыхание, в настоятельницы была благословлена игумения Мариам. За 16 лет обитель преобразилась до неузнаваемости.

Николо-Одринский монастырь известен по всей России и за ее пределами находящимися в нем чудотворными иконами Божией Матери «Споручница грешных» и свт. Николая Чудотворца. История этих святынь уходит своими корнями в седую древность.

 

ПАРАЛЛЕЛЬНЫЕ МИРЫ

 

– Мать Гликерия, Вы несете послушание в трапезной: готовите пищу для нанятых и добровольных работников, для паломников. Вам, наверное, и помолиться некогда?

– Для молитвы всегда есть время, а вот в храме редко бываю, – так Бог распорядился...

 

– Как Вы стали монахиней?

– Долгие годы я несла поварское послушание в Тихвинском храме, что в Брянске. Как-то начала роптать: «На службе постоять некогда». За что и поплатилась. Пять месяцев я была прикована к постели, не было сил говорить. Мои родные и близкие стали готовиться к худшему. Я понимала, что это наказание, но за какой грех? Стала умолять Господа открыть его мне. Как-то на коленях держала книгу, и она раскрылась сама собой на той странице, где говорилось о неграмотном поваре Ефросине. Он смиренно нес свое послушание, молитв не знал и почитал себя за великого грешника. Я все поняла. Во что бы то ни стало решила добраться до Тихвинского храма. В церкви потеряла сознание: три часа не могла прийти в себя. Постепенно пришла в себя, но сдвинуться с места не могла.
В это время в храм вошла недавно благословенная в игуменьи матушка Мариам. Увидев меня, она сказала: «Завтра жду тебя в Одрино». Слабым чуть слышным голосом я стала просить отца Никиту (настоятеля Тихвинского храма) помолиться обо мне. Он спросил: «Людмила (это мое мирское имя), хочешь ли ты стать монахиней?» И я ответила: «Очень хочу, батюшка!» Мне было дано по моей вере. Я заговорила здоровым голосом, возвращалась домой на своих ногах, словно на крыльях. А на следующий день приехала в Одрино. Так я стала тут первой монахиней. Может быть, я тоже хотела бы стать учительницей, но мое место у монастырской плиты.

 

– Скажите, Вас не тянет в мир?

– Когда случается выезжать в мир, все представляется до боли карикатурным: люди, их одежда, прически, размалеванные лица, манера поведения. Всегда поскорее хочется вернуться в обитель из этого балагана. Монастырь и все, что за его оградой, – абсолютно параллельные миры.

 

– Скажите, любой человек может стать монахом?

– Монашество – это добровольное распятие со Христом. Принять монашество – значит умереть для мира. Не всякий призван к этому. Невольник – не богомольник.

 

– Вы чувствуете себя здесь внутренне свободной?

– Внутренняя свобода наступает тогда, когда душа очищается от страстей. (В этот самый момент мать Гликерия посмотрела на меня долгим проникновенным взглядом так, что я почувствовала себя суетной сорокой, залетевшей в мир молитвы, смирения и духовной тишины).

 

У КАЖДОГО СВОЕ МЕСТО НА ЗЕМЛЕ

 

В тот же день Господь сподобил меня побеседовать с другой насельницей монастыря – монахиней Варсонофией.

 

– Мать Варсонофия, как Вы пришли в монастырь?

– Вся моя прежняя жизнь – сплошные искания. Невозможно объяснить словами то, что я чувствовала, через какую «мясорубку» страстей пропустила свою душу. Я не находила смысла существования в своей на вид вполне удачливой жизни. У каждого свое место на земле, как у пчел в сотах. Моя душа металась: ощущала такую тяжесть внутри, что греховная грязь сгибала меня, будто припечатывала к земле. Временами хотелось свести счеты с жизнью. Сейчас мне даже страшно об этом подумать. Мои родители – атеисты. Им и в голову не приходило покрестить меня в детстве. По милосердию Своему, Господь просветил меня, я приняла Таинство Крещения. Потихоньку стала ходить в церковь. Сначала мне все казалось театральным: одежды церковнослужителей, сама Литургия... Потом я раскаялась в своих заблуждениях.

После поездки в Оптину Пустынь мне постепенно стала открываться истина: кто я? Зачем пришла в этот мир? Ощущение духовного прозрения передать невозможно. Все это не подвластно причинно-следственной связи и не вмещается в земной разум.

 

ВОЗВРАЩАЯСЬ В МИР

 

На восходе солнца по дороге в Николо-Одринский монастырь меня не покидала мысль: вот встречусь сейчас с несчастными, бедными монахинями... А на закате дня, возвращаясь в мир, я уже искренне жалела себя, осознавая свою ничтожность.

 

Татьяна НЕДОСТОЙНАЯ

 

Обиталища сии (монастыри) не суть изобретение человеческого ума, но Дух Святый, чрез богодухновенных Отцев, уставил жительство сие для тех, кои позваны будут от Бога, или из любви к Нему, или ради множества грехов своих.

Что же значит монашество? Совершение христианства, состоящее в исполнении заповедей Божиих, в них же и любовь к Богу заключается: аще кто любит Мя, слово Мое соблюдет (Ин. 14, 23), – сказал Господь, и деланием заповедей человек очищается от страстей, достигает безстрастия и восходит к духовному умозрению.

…Можно быть добрым человеком и в мире, и много есть таковых, и исполнить заповеди Божии, хотя и невозможно обойтись без крестов и скорбей, но тем, кои позваны от Бога, гораздо труднее быть в мире, нежели в обители.

Преподобный
Макарий Оптинский

 

Некоторые спасаются в монастырях, иногда их упрекают в эгоизме. «Подумайте, – говорят, – такой-то поступил в монастырь! Он делал в миру столько добра, то-то и то-то, так много приносил пользы и вдруг все бросил. Это просто грех!» Не слушайте подобных речей. Если Господь призывает человека на служение Себе в иноческом чине, то надо все бросить и последовать призыву Божию. Впрочем, и в миру спасаются, но с большим трудом. В житиях святых рассказывается про двух сестер, из которых одна пошла в монастырь, а другая вышла замуж, и обе они спаслись. Правда, та, которая пошла в монастырь, получила высшую награду от Господа, но спасение получили обе.

Монашество… есть блаженство, какое только возможно для человека на земле, выше этого блаженства нет ничего. И это потому, что монашество дает ключ ко внутренней жизни. Блаженство внутри нас, надо только открыть его.

 

Преподобный
Варсонофий Оптинский

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник