ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
Рейтинг@Mail.ru
ПРАЗДНИКИ СЛОВО ПАСТЫРЯ СТРАНИЦА 9
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

Непостижимые тайны веры Христианской

 

Празднуем, братие, сегодня великий день, день сошествия Святаго Духа на учеников и Апостолов Христовых, или, как еще говорят, день Святой Троицы. Днем Святой Троицы день этот называется потому, что в сошествии Святаго Духа принимали участие все лица Пресвятой Троицы – Отец, Сын и Святый Дух.

Дух Святый посылается Сыном от Отца, от Котораго Он предвечно исходит, – посылается в мир как Утешитель, как источник даров благодатных для освящения людей. Дух Святый сошел на Апостолов; но Он пребывает с тех пор и на всех верующих – в Церкви; сообщается всем чрез Таинства, – наипаче же чрез Таинство Миропомазания.

Учение о Боге как Троичном в лицах есть, по преимуществу, учение христианское, но единственно правильное учение об этом находится в Православной Церкви: другие христианские церкви и общины погрешают, уча, согласно с римскою церковью, что Дух Святый исходит и от Сына также, как и от Отца, т. е. из существа.

Остановимся, братие, несколько минут на учении нашей Церкви о Святой Троице и выведем для себя назидание из него.

Бог есть Дух: следовательно, Существо безтелесное, неограниченное ни пространством ни временем; Он есть Существо безначальное, т.е. Он не имеет ни начала, ни конца Своего бытия; но всегда был, есть и будет. Бог есть Дух, Премудрый, Всеблагий, Правосудный, Вездесущий, Всевидящий, Всеблаженный: Он все видит и знает прежде нашего бытия; от Него не могут быть сокрыты не только дела наши, но и помышления, и даже самые легкие движения нашего сердца. Он есть Творец всего мира – видимого и невидимого, земного и небесного; Он есть и Промыслитель всего мира, т. е. Он заботится о сохранении его в порядке, о поддержании его.

Бог есть Дух, единый по существу, но троичный в лицах – Отец, Сын и Святый Дух. Отец ни от Кого не рождается и не исходит; Сын предвечно рождается от Отца, а Дух предвечно исходит от Отца. Все же суть не три Бога, а един Бог, – нет между Ними ни большего, ни меньшего, а все равны, все единосущны, равночестны и совечны; все имеют одну волю, одно хотение; и все одинаково всегда и во всем действуют.

Сын Божий сходил на землю нашего ради спасения и, прияв плоть от пречистых кровей Пресвятой Девы Марии, страдал, умер, воскрес и вознесся на небеса с прославленною плотию Своею и сидит одесную Отца; а Дух Святый, согласно обетованию Сына, сошел в мир благодатию Своею в виде огненных языков на учеников и Апостолов Христовых и, не разлучаясь ипостасно с Божеством Отца и Сына, пребывает в св. Церкви благодатию Своею, наставляя ее на всякую истину и оживотворяя.

Постигнуть тайну отношений лиц Св. Троицы для нашего ограниченного ума в настоящее время невозможно; постигнем, быть может, в другой жизни, если сподобимся лицезреть (см.: 1 Ин. 3, 2) Триипостасное Божество; в настоящее же время должны довольствоваться только тем, что открыто нам для нашей веры в Слове Божием и в явлении Отца и Сына и Святаго Духа при крещении на Иордане, – на Фаворе, и при других событиях св. истории Нового Завета. Для нас теперь оно непостижимо; но мало ли непостижимых для нас есть тайн и в нашей собственной природе, и в природе всего мира?!

Вот я сейчас говорю с вами, т. е. шевелю губами и языком, от чего происходит движение воздуха, доходящее до вашего уха; из всего этого происходит то, что в вашей голове начинается какое-то еще особенное движение в мозгу и нервах и рождается мысль-слово. Но спросите любого мудреца, пусть расскажет вам, как совершается рождение мысли-слова в нашей голове: и едва ли кто ответит вам на это удовлетворительно, ибо и это есть тайна, еще не постигнутая никем. Но не постигая этой тайны, мы не отвергаем, однако же, ни возможности говорить, ни возможности мыслить; почему же будем отвергать учение св. Церкви о предвечном рождении Бога от Отца?! Зажигаешь ты одну свечку от другой, – третью, четвертую и т. д. без конца: посмотри, уменьшается ли от этого пламя у первой свечи? – наоборот, не остается ли объем его тем же, каким был, и таким же, как и у другой свечи?! Так рождается свет от света; почему же тебе не понять, что так, или подобно этому, рождается и Сын от Отца, т. е. рождается, не истощая недр Отчих; что подобно же исходит и Дух Святый, не уменьшаясь в Своей сущности и не уменьшая сущности Отчей!..

Есть много и других тайн, – например, ты сам в своей природе. Ты сознаешь, что ты имеешь душу и тело, но мыслишь себя не как двух, а как одного; ты не знаешь, как сочетаваются в тебе эти два начала: однако же ты не сомневаешься в их бытии! Не знаешь и того, как ты мог родиться из капли материи живым организмом – с душею разумною и свободною, с языком и пр. Но, не зная этого, ты, однако же, не сомневаешься в своем бытии; почему же тебе не перенести такого же взгляда и на лице Богочеловека, соединяющего в Своей Ипостаси два естества – Божеское и человеческое и рождающегося от Пресвятой Девы?!

Итак, от непостижимости тайн в учении Христианском никогда не следует заключать к отрицанию их возможности и действительности, ибо, в противном случае, тебе придется отвергнуть и твою собственную действительность.

 

Архиепископ Николай (ЗИОРОВ)

17 мая 1893 годаИсточник: «Проповеди
Преосвященного Николая, епископа
Алеутского и Аляскинского»

 

СТАТИСТИКА ||
«И бесы веруют и трепещут»


Дорога к храму

    Согласно опросу, недавно проведенному международной исследовательской компанией «Ipsos» среди более чем 18 тыс. жителей 23 стран, 51% людей верят в Бога. 18% от общего числа опрошенных в Бога не верят, а 17% еще не определились. В Индонезии в Бога или высший разум верят 93% жителей, в Турции – 91%, в Бразилии – 84%, в ЮАР – 83%, а в Мексике – 78%. Менее религиозными, по результатам опроса, оказались Франция (где 39% респондентов сказали, что не верят в Бога или высший разум), Швеция (где таковых оказалось 37%), Бельгия (36%), Великобритания (34%), Япония (33%) и Германия (31%).
   Но не всякая вера от Бога. Ты веруешь, что Бог един: хорошо делаешь; и бесы веруют, и трепещут (Иак. 2, 19), – говорит святой апостол Иаков. Чтобы наша вера не была бесовской, надо веровать истинно, т.е. так, как велит человеку Бог. А Господь через Сына Своего возвестил миру Православную веру. Эту веру Он прославляет через многочисленные чудеса, которые невозможны в других религиях.
   В одном только в ХХ веке за веру во Христа отдали жизнь миллионы православных людей. Новые мученики и исповедники Российские – свидетели истинности Православной веры. А с учетом мучеников, принявших страдания в минувшие века, свидетелей сотни миллионов. Это самое великое и главное чудо, доказывающее истинность Православия. Ежегодное чудо схождения Благодатного Огня в Великую Субботу – второе великое чудо, которым Бог прославляет Православную веру. Оно дается лишь православному Патриарху за день до православной Пасхи, которая определяется по святоотеческому юлианскому календарю. Изгнание нечистой силы – это третье чудо, которое невозможно в других религиях, кроме Православия. Признавая это, многие одержимые иноверцы, обойдя своих экзарцистов и не исцелившись от беснования, обращаются к православным священнослужителям, проводящим чин отчитки.
     А для православных христиан, чтобы вера их была полноценной, нужны еще и дела по вере. Хочешь ли знать, неосновательный человек, что вера без дел мертва? (Иак. 2, 20). Итак, для спасения души надо веровать правильно и жить в согласии со своей верой.


 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник