ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
Рейтинг@Mail.ru
АКТУАЛЬНО СОБЫТИЯ И КОММЕНТАРИИ СТРАНИЦА 2
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

 

 

«Из Писания и живой веры
изучите Христа и христианство»

 

В день памяти святителя Игнатия (Брянчанинова), 11 мая 2011 года, в Ставрополе состоялось открытие IV Свято-Игнатиевских чтений, посвященных этому выдающемуся духовному писателю и подвижнику Русской Православной Церкви, епископу Кавказскому и Черноморскому, где на пленарном заседании выступил с докладом профессор Московской Духовной академии Алексей Ильич Осипов. В тот же день в Ставропольском государственном аграрном университете в рамках чтений состоялась его публичная лекция.

«Студенческая аудитория тепло приняла выступление известного лектора и педагога», – говорится в информационном сообщении.

Между тем профессор МДА А.И. Осипов в некоторых вопросах мыслит несогласно с Православной верой. В частности, он отрицает сущностное изменение Святых Даров в Таинстве Евхаристии, а это – анафематствованная Константинопольским Собором 1691 года ересь.

Однако в своих книгах и лекциях Осипов часто цитирует святителя Игнатия, чем создает себе авторитет приверженца святоотеческого богословия, поэтому его как специалиста и знатока трудов Святителя и приглашают на конференции, посвященные памяти Святого.

Но святитель Игнатий (Брянчанинов) был совсем иного духа, чем наш современник проф. Осипов. Он не делал каких-то новых открытий в богословии, к чему стремятся католические, протестантские и экуменические лжебогословы. Он не имел ученых степеней, которые в наши дни вовсе не отражают подлинную степень богообщения. Но он, во-первых, всю жизнь посвятил изучению писаний святых Отцов; во-вторых, сделал все возможное, чтобы воплотить их учение в своей жизни, через что вступил в действительное, истинное богообщение и стал подлинным православным богословом. В-третьих, он суммировал святоотеческий опыт и изложил его в применении к условиям современной жизни.

Чему же учил Святитель? Он наставлял православное монашество и мирян твердо держаться Святой веры, без которой невозможно не только христианское духовное совершенство, чего достигают единицы, но даже и спасение. «Вселенская Церковь всегда признавала ересь смертным грехом, – пишет Святитель, – всегда признавала, что человек, зараженный страшным недугом ереси, мертв душею, чужд благодати и спасения, в общении с диаволом и его погибелью. Ересь – грех ума. Ересь – более грех диавольский, нежели человеческий; она – дщерь диавола, его изобретение, – нечестие, близкое к идолопоклонству».

Вторым важнейшим условием спасения, по учению Святого, является чтение писаний Отцов и посильное воплощение их в жизни: «Займитесь чтением Нового Завета и св. Отцов Православной Церкви <...>; изучите в святых Отцах Православной Церкви, как правильно понимать Писание, какое жительство, какие мысли и чувствования приличествуют христианину. Из Писания и живой веры изучите Христа и христианство».

А что же такое ересь по учению святых Отцов? Ересь – это искажение Православного вероучения. Святитель Василий Великий в 1-м правиле пишет: «Ибо древние <...> иное нарекли <…> ересию, иное расколом, а иное самочинным сборищем. Еретиками назвали они совершенно отторгшихся, и в самой вере отчуждившихся <…>. Ереси же суть, например: манихейская, валентинианская, маркионитская, и сих самых пепузиан. Ибо здесь есть явная разность в самой вере в Бога».

В толкованиях к этому правилу епископ Никодим (Милаш) поясняет: «Ереси составляют те, которые совершенно отделились от церкви и лишились самой веры. Ссылаясь на данное правило святого Василия, <канонист> Зонара более подробно выразил это, говоря: „Еретики суть все, мыслящие несогласно с Православною верою, хотя бы давно, хотя бы недавно они были отлучены от Церкви, хотя бы древних, хотя бы новых ересей они держались“».

Даже после столь краткого экскурса понятно, что между проф. Осиповым с его приверженностью к анафематствованному учению и свт. Игнатием, святым, прославленным Православной Церковью, мало общего. Поэтому хочется пожелать студентам Ставропольского аграрного университета и иным слушателям различных конференций и форумов читать не труды современных модернистов, а по совету свт. Игнатия стараться глубже изучить Православную Веру и критичнее относиться к выступлениям современных профессоров богословия.

 

Максим БОЙКО

 

 

 

В Киеве прошла конференция, посвященная наследию философа-модерниста

 

Двадцатое столетие по числу возникших за этот период ересей едва ли не опередило все предыдущие века. Одним из рассадников лжеучений и кузницей лжеучителей стал Свято-Сергиевский богословский институт в Париже. За более чем полувековую историю в этом учебном заведении преподавали десятки всемирно известных модернистов, которые взрастили и воспитали множество преемников и последователей. Один из самых знаменитых – основатель софианской ереси протоиерей Сергий Булгаков.

Отец Булгаков Сергий Николаевич (1871–1944) – протоиерей, русский религиозный философ и богослов-модернист. Профессор Московского университета. Член 2-й Государственной Думы. Кадет. Участник Санкт-Петербургских Религиозно-философских Собраний (1901– 1903 гг.). Рукоположен в 1918 году. В 1922 году выслан из России. Профессор церковного права на русском юридическом факультете в Праге (1923–1925). Профессор догматического богословия в богословском институте в Париже (1925–1944). Глава «Братства Св. Софии». Видный участник экуменического движения.

Относительно его богословских воззрений можно отметить следующее: прот. С. Булгаков явился основателем ереси софианства – учения о Софии как предвечной идее твари, связующей ее с Божеством. Это учение было официально осуждено Русской Православной Церковью. О. С. Булгаков высказывал убеждения, что сотворение мира и человека относится к высшему духовному плану бытия, к метаистории и поэтому не может противоречить эволюционной концепции о происхождении человека от обезьяны, что расходится с учением святых Отцов. Более того, Булгаков видел в Книге Откровения буквальный смысл, повторяя хилиазматическую ересь протестанта Алло о тысячелетнем царстве, которое якобы совершится на рубеже истории и «жизни будущего века».

 

Всероссийские и мировые бедствия не смирили гордых умов профессоров Парижского богословского института. Там даже свила себе гнездо ужасная по своей пагубности софианская ересь, которая быстро распространилась по всему миру посредством издания ее основателем, протоиереем о. Сергием Булгаковым, огромных печатных его софианских трудов. Мы считаем эту ересь самой ужасной ввиду ее безумного учения о Софии как о втором Боге, даже высшем, чем Сама Божественная Троица.

 

Архиеп. Серафим (СОБОЛЕВ),
из проповеди в праздник свт. Николая

 

Несмотря на то, что неправославное учение о Софии было осуждено как ересь, современные модернисты решили провести научную конференцию «Наследие о. Сергия Булгакова в современном социогуманитарном дискурсе». Ее открытие состоялось 12 мая 2011 года в Киевском университете им. Тараса Шевченко. Мероприятие было приурочено к 140-летию со дня рождения «выдающегося» философа и «богослова».

Организаторами мероприятия выступили экономический факультет Киевского национального университета им. Тараса Шевченко, Центр общественных наук при Московском государственном университете им. М.В. Ломоносова, Киевская духовная академия и семинария, Православный Свято-Сергиевский богословский институт (Париж), Киевское религиозно-философское общество. К сожалению, участие в конференции принял и Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Владимир, направив ее участникам приветствие, которое огласил ректор Киевских духовных школ архиепископ Бориспольский Антоний.

Работа форума прошла по двум секциям: «„Философия хозяйства“ С.Н. Булгакова и контуры новой парадигмы социально-экономического знания» и «Наследие о. Сергия Булгакова в контексте современной отечественной и европейской богословской и религиозно-философской мысли».

Чтобы пояснить неискушенному читателю абсурдность данного мероприятия, обратимся к историческим аналогиям. Всем известны еретики Арий и Несторий, осужденные на Вселенских Соборах. А теперь представим себе такую картину: где-нибудь в Константинополе или в Александрии православные христиане проводят вечера памяти или конференции, посвященные «богословскому наследию» этих хулителей веры. Такое просто немыслимо и не вписывается ни в какие рамки святоотеческого богословия.

 

Александр ИССОПОВ

 

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник