ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
Рейтинг@Mail.ru
ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ «БЛЮДИТЕ УБО...» СТРАНИЦА 13
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

 

Больная и здоровая мистика

 

Продолжение. Начало см. в № 3 (27)

 

 

ПРИЗНАКИ ВИДЕНИЙ ОТ ДЕМОНОВ

 

Демонским видениям непременно сопутствуют тонкое тщеславное услаждение, гордость. «Вот уже и с ангелами общаюсь», – говорит обманутый бесами. Он радуется своим достижениям, мнимому духовному росту и напрочь забывает о покаянии и смирении. Он жаждет видений, чтобы прославиться, и достигает своей цели. У такого человека появляется непреодолимое желание рассказать другим о своих чудесных мистических переживаниях. Он желает иметь почитателей, быть окруженным поклонниками, не может не хвалиться.

У святых Отцов все было в точности наоборот. Имея истинные видения, они скрывали их и умалчивали об этом. Одни из них молили Бога не прославлять их на земле (например, св. Памва). Другие просили Господа не удостаивать их сверхъестественных даров, отнять их. Св. Исаак Сирин свидетельствует: «Один из святых Отцов за чистоту свою, по благодати, получил дарование предузнавать идущих к нему и молил Бога – а с ним молились и другие святые, упрошенные на сие старцем, – чтобы взято было у него дарование».

А третьи, когда по стечению обстоятельств невольно прославлялись своими дарами, скорбели и заповедовали людям до их смерти не рассказывать никому о случившихся чудесах (например, св. Сысой Великий, который, сам не подозревая, воскресил умершего ребенка, и св. Серафим Саровский, пламенной молитвой исцеливший младенца).

Св. апостол Павел, этот дивный сосуд Божией благодати, будучи вынужденным раскрыть свой мистический опыт, из-за глубокого смирения рассказывал о нем, как о событии, произошедшим с неким третьим лицом: Знаю человека во Христе, который <…> восхищен был до третьего неба (2 Кор. 12, 2). Все святые Отцы, подобно мудрым садовникам, сеяли семена своих добродетелей не на поверхности земли, где всякий мог их видеть и птицы небесные могли их склевать, но глубоко в земле, где, зарытые, в свое время они давали богатый плод.

Наши же «духообщители» не могут нахвалиться своими духовными дарами, видениями и откровениями. Недавно я слышал, что в неком провинциальном городе одна женщина, увлеченная больным мистицизмом, уверяла своих близких: «Мне открылось, что я скоро стану святой и получу различные сверхъестественные дары».

Какая огромная разница между смирением тайнозрителя райских красот и этой женщиной!

5) При общении с демонами, представляющимися светлыми небесными ангелами, в душе бывают смущение, путаница в мыслях, кипение страстей, мучительные недоумения, отсутствие душевного покоя, тщеславная радость, самомнение и лжемудрование. А при благодатных видениях у человека в душе водворяется мир, приходит страх Божий, сознание собственной греховности и ничтожества, глубокое смирение, умиление и тихая радость о Дусе Святе.

«Одни признаки прелести, другие – благодати, – говорит св. Максим Капсокаливит. – Когда злой дух прелести приближается к человеку, то возмущает ум его и делает диким, сердце ожесточает и омрачает, наводит боязнь и страх, и гордость, очи извращает, мозг тревожит, все тело в трепетание приводит, призрачно пред очами показывает свет не светлый и чистый, а красноватый, ум делает иступленным и бесноватым и уста заставляет говорить слова непотребные и хульные; тот, кто видит сего духа прелести, большею частью серчает и исполнен бывает гнева, смирения совсем не знает, ни истинного плача и слез, но всегда хвастается своими хорошествами и тщеславится ими, всегда без сдержанности и страха Божия поддается движениям страстей, наконец, выходит из ума и приходит в совершенную пагубу».

А признаки благодати следующие: «Когда входит в человека благодать Святаго Духа, то собирает ум его и делает его внимательным и смиренным, приводит ему на память смерть и грехи его, будущий Суд и вечное мучение, душу его исполняет сокрушенным умилением и подвигает к плачу и слезам, очи его делает кроткими и полными слез, и чем более сближается с человеком, тем более умиротворяет душу его и утешает святыми страданиями Господа нашего Иисуса Христа и безпредельным Его человеколюбием, и ум исполняет возвышенными созерцаниями: а) недомыслимой силы Божией, как Он единым словом все из несущего привел в бытие, б) безмерной силы, коей все содержит, всем управляет и о всем промышляет, в) непостижимой Святой Троицы и неисследимой бездны Божеского существа и прочее. Тогда ум человека восторгается Божеским оным светом и просвещается светом Божеского ведения, сердце делается тихим и кротким и обильно источает плод Духа Святаго – радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, любовь, смирение и прочее (Гал. 5, 22), и душа его восприемлет неизреченное веселие».

Те же признаки прелестных бесовских видений и благодатных откровений находим и у других святых Отцов. Св. Григорий Синаит говорит: «Ведай же, что действия благодати явны, и бес, хотя и преобразуется, подавать их не может, именно – ни кротости, ни приветливости, ни смирения, ни отторжения мира, ни пресечения похоти и страсти – как суть действия благодати. Действие же бесовское есть надмение и высокомудрие, и страхование, и всякое зло. По таким действиям можешь распознать, от Бога ли воссиявший в душе твоей свет или от сатаны».

 

КАК УБЕРЕЧЬСЯ ОТ ЛУКАВСТВА БЕСОВ

 

1) Первый и надежнейший способ борьбы с демонами – это стяжание смиренномудрия.

Некогда св. Антоний Великий видел множество сетей лукавого, распространенных по земле. Воздохнув, он сказал: «Кто может избежать их?» – и услышал голос: «Смиренномудрие».

Действительно, ничто другое не может так расстраивать планы диавола, как смирение. Лукавый посылает видения, чтобы человек возгордился, а смирение обезвреживает всякое бесовское явление, и ему приходит конец. Кто достиг смиренномудрия, тот стал неуязвимым для бесов.

Некоему монаху явился диавол, преобразившийся в ангела светла, и сказал ему: «Я – Архангел Гавриил, послан к тебе…» Монах ответил: «Смотри, не послан ли ты к кому-то другому, потому что я не достоин видеть ангелов». Диавол, опаленный смирением монаха, тут же исчез.

И те заблудшие современные «духовидцы», которые хвалятся своими видениями, могут спастить из диавольского плена, если смирятся.

 

Архимандрит
Серафим (АЛЕКСИЕВ)

Перевод с болгарского
Анны САМСОНОВОЙ

 

Окончание следует

 

ОПРОС ||
Патриотическое воспитание


    1. Нужно ли, на Ваш взгляд, подрастающему поколению патриотическое воспитание?
     да – 90%; нет – 10%

 

   2. Согласны ли Вы, что настоящий патриотизм невозможен вне веры Христовой?
     да – 85%; нет – 15%

 

   3. Должен ли, по-Вашему, православный христианин проявлять терпимость ко злу в обществе?
     да – 8%; нет – 92%

 

   4. Согласны ли Вы, что необходимо поднимать авторитет воинского служения среди молодежи с помощью военно-патриотических клубов?
     да – 89%; нет – 11%


 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник