ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
Рейтинг@Mail.ru
ВЕРНОСТЬ ХРИСТУ КАЛЕНДАРНЫЙ ВОПРОС СТРАНИЦА 15
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

О новостильном расколе

 

Продолжение.
Начало см. в № 7 (31)

 

 

До сих пор я старался как можно подробнее рассказать о позиции и аргументах противников возвращения старого календаря, а также проиллюстрировать вредные последствия введения нового и следования ему, потому что за 40 лет накопилось много лжи, на основании которой стремятся оправдать новый стиль.

Но введение нового календаря с церковно-канонической точки зрения есть антицерковное действие, беззаконие и произвол, а с научной – «календарное безумие» и «математический абсурд». Прямыми следствиями введения нового стиля являются разрушение богослужебного порядка, смуты, расколы и несогласия между православными, объединение некоторых из них с католиками и в итоге – хорошо спланированный удар по авторитету Православной Церкви.

Надеюсь, у наших архиереев хватит смелости исправить курс церковного корабля, вернувшись к святоотеческому календарю. Да, вопли и вой со стороны многих неизбежны, потому что потребуется напечатать новые календари и урегулировать службы, что, впрочем, не так уж трудно, если к тому есть желание и воля. Если же нам это окажется не по силам, православные братья из других Поместных Цеквей, служащих по старому стилю, нам помогут. Правда, на Новый год христианам придется поститься. Но ведь гораздо большее безумие, что православные чествуют Рождество Христово с папой, в то время как другие православные во всем мире (за исключением греков и румын) празднуют в этот день память св. Спиридона и еще постятся.

Вот почему апостол Павел в Послании к Римлянам пишет: Бог же терпения и утешения да дарует вам быть в единомыслии между собою, по учению Христа Иисуса, дабы вы единодушно, едиными устами славили Бога и Отца Господа нашего Иисуса Христа (Рим. 15, 5–6). Потому что нет лучше и приятнее, чем жити братии вкупе (Пс. 132, 1). Давайте изойдем из Египта, куда мы вернулись 40 лет назад, и оставим котлы с мясом (см.: Исх. 16, 3), которые предпочли манне небесной. И пускай все станет законно и в соответствии с церковным порядком. А если возникнет вопрос, должно ли угождение людям простираться до того, чтобы из-за этого нарушать волю Божию, послушаем, что сказал св. Серафим Саровский: «От такой любви многие погибли. Нужно любить всех, но больше всего – Бога» (Указ. соч. С. 218). <…>

 

* * *

 

Прилагаю краткий список аргументов «за» и «против» юлианского и григорианского календарей, а также список церковных и научных авторитетов, выразивших мнение по этому вопросу.

I. Аргументы за юлианский календарь.

А) Церковно-канонические:

– создает хорошие условия для использования Богослужебного Устава без изменений и поправок;

– даже его «закоснение» относительно григорианского делает его незаменимым, потому что по этой причине обезпечивается исполнение церковных канонов о праздновании Пасхи Христовой.

Б) Научно-астрономические:

– при юлианском календаре учитывается не только тропический (солнечный) год, но и астрономический, а юлианский год находится где-то посередине, чуть ближе к астрономическому;

– ритмическая цикличность – одинаковые столетия, одинаковые средние годы по продолжительности в различных столетиях и внутри столетий, очень удобен в использовании, также удобен для астрономической и исторической хронологии.

II. Аргументы за григорианский календарь.

А) Церковно-канонические:

– не известны.

Б) Научно-астрономические:

– очень спорные: приближение к тропическому году и «приковывание» равноденствия к 21 марту – не достигнуто как цель.

III. Аргументы против юлианского календаря.

А) Церковно-канонические:

– не известны.

Б) Научно-астрономические:

– отставание при сопоставлении с григорианским календарем – достаточно спорный аргумент, выдвинутый дилетантами и католиками, а с церковной точки зрения это, в сущности, аргумент за юлианский календарь (см. выше).

IV. Аргументы против григорианского календаря. Мир не вместил бы написанных книг (см.: Ин. 21, 25), но все же кратко.

А) Церковно-канонические:

– при полном использовании приводит к отпадению от Церкви из-за грубого нарушения празднования Пасхи Христовой;

– при частичном использовании (только для неподвижных праздников) приводит к разрушению богослужебного порядка, разделению Поместных Церквей на новостильные и старостильные, а отсюда и к разделению верующих внутри Церквей.

Б) Научно-астрономические:

– ошибочная основа: основан на отвергнутой наукой геоцентричной системе, из-за чего принимает во внимание только тропический (солнечный) год, пропуская другую основную величину – астрономический год, односторонний подход к астрономической реальности; – ошибочная и ненужная цель: «приковывание» равноденствия к определенной дате;

– отсутствие ритмичной цикличности – неодинаковые столетия, неодинаковые средние годы по продолжительности в различных столетиях и внутри столетий, очень неудобен, даже совсем непригоден для астрономических и математических исчислений;

– сам по себе не является календарем в истинном смысле слова, а скорее глупым и ненужным повреждением юлианского календаря.

 

Иерей Божидар ГЛАВЕВ

Перевод с болгарского
Анны САМСОНОВОЙ

Источник:
сайт «Буди верен» (http://budiveren.com)

 

Окончание следует

 

ФАКТЫ ||
Вернуться на старый стиль


    Митрополит Пирейский Серафим (Ментзелопулос) обратился в Синод Элладской Православной Церкви в связи с массовым крещением сербских школьников, совершенным обливанием, а не трехкратным погружением в воду, которое провел в Белграде 17-го апреля этого года, в Вербное Воскресение, викарный епископ Сербской Православной Церкви Афанасий (Ракита).
     Греческий митрополит объясняет, что крещение обливанием недопустимо, так как православное Крещение должно совершаться только через трехкратное погружение в воду – во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Крещение обливанием является крещением только по названию, а указанная распространенная практика совершения этого Таинства – отступление от канонов, появившееся в Сербской Православной Церкви под влиянием «римо-католической парасинагоги во время оккупации Сербии Австрией в XVIII и XIX веках».
     В поддержку своего мнения митрополит привел в своем Обращении краткий богословский трактат, опирающийся на церковные каноны, традицию и на слова святых Отцов и призвал Синод Элладской Церкви обратиться к руководству Сербской Православной Церкви с увещанием отказаться от подобной антиканонической практики и в будущем строго следовать канонам Православной Церкви.
     Ревность митрополита Серафима вполне обоснована и во всем справедлива. Однако и в самой Элладской Православной Церкви имеются определенные проблемы. Первая и главная из них – совершение Богослужений по новому календарному стилю. Великий Константинопольский Собор 1583 года с участием трех восточных Патриархов и множества митрополитов, архиепископов и епископов анафематствовал новый стиль и тех, кто ему следует.
     Поэтому разумнее и спасительнее греческим иерархам вернуться к святоотеческому юлианскому календарю, не смущать этим отступлением верных чад всех Поместных Церквей, тогда, несомненно, и у митрополита Пирейского Серафима появится больше сторонников, что даст ему значительную поддержку. И он, учитывая его ревность и стремление к чистоте веры, получив такое подкрепление, как раз мог бы возглавить движение в ЭПЦ за возвращение к старому стилю.


Максим БОЙКО


 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник