ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
 
Рейтинг@Mail.ru

 
СЕСТРА СЕРБИЯ
ЖИЗНЬ ВЕЧНАЯ
СТРАНИЦА 10
   
 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

     

 

Монастырь, в котором слышится тишина

Беседа с игуменом сербского монастыря Черная Река
отцом Николаем

Игумен Николай

Монастырь Черная Река относится к Рашско-Призренской епархии Сербской Православной Церкви и находится на границе Косова и Метохии. Его настоятель – отец Николай, духовный сын преподобного Иустина (Поповича), побеседовал с сербской журналисткой Весной Павлович и ответил на многие вопросы, волнующие современных православных христиан. Мы с радостью предлагаем нашим читателям приобщиться духовной мудрости, которой исполнены слова игумена Николая – наследника живого духа истинного православного монашества.

      Отец Николай, расскажите нам о важности поста.
   – Пост – это Божественное установление. В течение года мы соблюдаем четыре больших поста: Великий, Рождественский, Успенский и Петровский. Поститься следует по канонам, усугублять пост можно только по благословению духовника с учетом состояния своего здоровья и возможностей.
   Постились все Божии угодники, постился и Иоанн Богослов, постился и Иоанн Златоуст, постился и Сам Господь наш Иисус Христос.
   В ходе поста важно не столько телесное воздержание, сколько духовное. Целью поста является не измождение тела голодом, но укрепление воли и возрастание души в вере. Через пост, Исповедь, Причастие мы познаем себя самих, свои немощи и возрастаем в вере.
   Авва Пимен говорил: «Мы убийцы не тела, но страстей». Он советовал не предаваться крайностям, которые суть зло, но идти средним путем, то есть поститься по канонам, как завещали нам святые Отцы.

   Как возрастать в вере и спасать свою душу?
   – Кто желает спастись, должен следовать заповедям Господним. Мы все имеем одинаковые условия для спасения, так как нас судит Бог, а не люди. А Господь повелел нам не убивать, не творить прелюбодеяния, не свидетельствовать ложно, любить отца и мать, любить ближнего своего как самого себя. В этих словах содержится вся мудрость Евангелия. Святые Отцы Церкви и все угодники Божии учили, что каждый желающий спасения должен соблюдать заповеди Божии.
   Авва Зосима говорил, что «ныне день спасения». Значит, есть надежа на покаяние. Наше дело – обратиться лицом к Небу, к вечности – сейчас, в этот момент. Другого пути, ведущего ко спасению души и жизни вечной, нет.
   Господь учит нас через Евангелие, что нужно жить исправно, верить и стяжать Духа Святаго. Святой пророк Давид говорит нам в своих Псалмах о покаянии и праведности: чтение Псалтири весьма душеполезно. Надо стараться не наносить обиды ближнему, надо хранить свои уста от злых и лукавых речей, не лгать и не обманывать, надо уметь покоряться воле Божией. Насколько мы удаляемся от личного спасения, настолько приумножаем грехи всего мира и присоединяемся к мировому злу.

   Насколько мы далеки от того состояния, в котором должны пребывать?
   – Нам надо трудиться над тем, чтобы уподобляться Господу. Подвиг – это путь к вечной жизни. Каждая капля пота, каждый вздох – все имеет цену в очах Божиих. Нам следует облечь свои души в совершенство, трудиться и надеяться на милость Господа. Милосердие в духовном смысле – это когда мы прощаем врагов наших и молимся за них. Тогда Господь помогает нам чудесным образом. Надо читать Жития Святых – эти люди были исполнены Духом Святым, и они оставили нам много душеполезных поучений. Это наследие есть благословение, путь и утешение. Крайнее смирение – совершенство христианской жизни.
К смирению надо продвигаться разумно и с рассуждением. Нет смысла только перечислять свои грехи без покаяния. Надо вести духовную борьбу с помыслами и желаниями, и так исправлять жизнь.

Перевод Анатолия КАЗАНЦЕВА
Сербский журнал «Геополитика»

  


О последних годах жизни на чужбине и трагической кончине святителя Николая Сербского

   Еще в молодости, я имел счастье познакомиться с будущим великим иерархом – преосвященным Николаем (Велимировичем). Это было во время балканской войны 1912–1913 годов – я тогда первый раз приехал в Сербию и как доброволец вступил в сербское войско. Таким образом, мое знакомство с Владыкой Николаем началось за 45 лет до его кончины.
   После войны я вернулся в Россию и в начале 1920 года прибыл в Сербию уже как эмигрант. Прожил я в тогдашней Югославии более 24 лет, имея возможность часто (иногда по службе, а иногда лично) общаться с преосвященным Николаем, тогда уже епископом Битольским, а после – Жичским. Война и немецкая оккупация принесли нам сильные страдания и в конце концов забросили на чужбину: мы были арестованы, а затем отправлены в немецкий концлагерь. После Второй мировой войны моя встреча с Владыкой произошла уже в США. Там мы вместе служили в духовной школе и жили в одном доме вплоть до смерти Преосвященного, последовавшей 18 марта 1956 года.
   В 1950 году в Нью-Йорке я попал в автомобильную катастрофу и сильно пострадал. Владыка узнал об этом из газет и стал проведывать меня в больнице. Когда после двухмесячного лечения меня перевезли на квартиру, он стал навещать меня еще чаще и подолгу беседовал со мной. Мы оба были подвержены ностальгии. Но Владыка – несколько больше, ведь я провел в эмиграции уже 30 лет, и моя душевная рана успела зарубцеваться, а его – невыносимо кровоточила, так как преосвященный Николай был из новых эмигрантов.
   Оправившись от тяжелых травм, я вернулся на службу в русскую Духовную семинарию при монастыре святого Тихона в штате Пенсильвания. Когда из разговора с владыкой Николаем я понял, что Дионисий, тогдашний сербский епископ в Америке, не только не оказывает ему, заслуженному иерарху и великому православному богослову, просто должного почтения, но всячески уничижает его, то сразу предложил руководству семинарии пригласить Владыку к нам, сообщив об этом и ему самому.
   Меня поразила его реакция: он был растроган до слез, сердечно поблагодарил и поведал еще некоторые подробности тяжелых взаимоотношений с епископом Дионисием. В сентябре 1951 года мы уже радовались прибытию преосвященного Николая в нашу семинарию. Владыка преподавал догматическое и пастырское богословие, а с осени 1955 года, после смерти ректора епископа Ионы, преосвященный Николай единодушно был избран ректором нашей семинарии. На этой должности он служил до самой кончины.
   Вблизи монастыря, в живописной окрестности над обрывистым берегом небольшой речушки, впадающей в лесное озеро и потом убегающей к едва заметным в долине горам, находился белый двухэтажный домик, в котором владыка Николай провел свои последние годы. Строение выделялось необычным архитектурным решением и скромными украшениями, придающими ему своеобразный дух старины. Годы наложили свой отпечаток на внешний вид этого одинокого дома, но внутреннее его устройство отличалось удобством. Это была летняя резиденция митрополитов, посещавших наш монастырь, об этом знала вся округа.
   Жизнь показывает нам, что правда Божия есть огонь, влекущий путника в долину, исполненную неземной красотой. Не живет тот огонь в роскошных дворцах, но ютится в простых жилищах. Порой свет Христов сияет в таких бедных избушках, мимо которых мы проходим, не замечая их. Жилища бедняков и простых людей Христос как небесный Гость посещал чаще, нежели великолепные палаты гордых богачей и надменных мудрецов.
   Войдем и мы в дом, в котором жил владыка Николай, дабы рассмотреть его изнутри. Вот перед нами белая веранда, крытая с трех сторон сеткой, через внутренние двери вступаем в прихожую, потом в трапезную и в просторную кухню, справа от которой находятся две комнаты для жильцов. Деревянные ступени ведут на второй этаж, где расположены пять спальных комнат со всеми удобствами. В одной из комнат (по соседству со мной, через стену) и жил владыка Николай.
   Я имел счастье изо дня в день не только наблюдать его жизнь и работу, но и проводить с ним много времени в незабываемых беседах, через которые преосвященный Николай сообщал свой огромный духовный опыт. Доверительно касался он и многих житейских вопросов. Первые два года мы с Владыкой были единственными обитателями этого дома. Потом на первом этаже поселился еще один жилец – некий профессор.
   Все время мы тесно общались с Владыкой, так как дом наш был далеко от семинарии и интерната, и нас редко кто посещал. В плохую погоду Владыку отвозили на службу в автомобиле. У него был келейник, студент из семинарии, он иногда приходил из монастыря. Владыка любил его. Это был иеродиакон Кирилл Булашевич, по национальности полурусский, полусерб. Русским он был по линии отца, морского офицера, а сербом – по матери. Иногда к Владыке приезжали за мудрым советом сербы из Нью-Йорка или Лакваны: в сиротском приюте, находящемся в километре от нас, они праздновали сербские Славы, куда приглашали преосвященного Николая. Но это случалось редко и обычно продолжалось дня два-три.
   Чаще других Владыку посещали Т. Топаловац из Нью-Йорка и отец Миодраг Дурич из Лакваны. Сиротским приютом при монастыре управлял отец Сергий Семенин. Его семья состояла из матушки и двух дочерей, Марии и Киры. Они прибыли из Югославии, и владыка Николай относился к ним с особым вниманием и любовью. Он, бывало, по два-три раза в день приходил к ним на 15–20 минут на чашечку кофе. Все члены этой семьи оказывали ему особый почет и уважение: готовили специальные сербские блюда, исполняли всевозможные поручения, собирали посылки на Родину и, главное, – гостеприимно принимали всех посетителей Владыки – предоставляли помещение для общей трапезы и помогали в подготовке Славы. А при малейшем недомогании Владыки вся семья отца Семинина дружно о нем заботилась.

Иеромонах Арсений
Журнал «Миссионер». Июль-август 1958 г.
Перевод Анатолия КАЗАНЦЕВА

Продолжение следует

 

 
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
   
   

     
     
  © ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник