ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
 
Рейтинг@Mail.ru

 
ХАРАКТЕР
РОДНАЯ СТАРИНА
СТРАНИЦА 15
   
 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

     

«Мщения русский народ почти не понимает»

Рисунок В. МАКЕЕВОЙ

   Человек, который затаил обиду и собирается мстить за нее, не встречал сочувствия в крестьянской среде. «Мщения русский народ почти не понимает», – записал в конце XIX века С.Я. Дерунов, один из весьма внимательных собирателей этнографических материалов. Русские признавали либо непосредственную и открытую реакцию на обиду, либо прощение вины. В умении прощать некоторые крестьяне достигали больших нравственных высот.
Заметным средством очищения нравственной обстановки в деревне служили обычаи просить прощения при определенных обстоятельствах. Обычаи эти были приняты как в личных и внутрисемейных делах, так и в общине в целом.
   Если крестьянин уезжал куда-то надолго, то, прощаясь с близкими, он просил у них прощения, нередко при этом низко кланяясь каждому из провожавших. Смысл обычая был в том, чтобы в разлуке не тяготило сознание вины, чтобы оставшиеся «не поминали лихом», чтобы очиститься от грехов перед испытаниями, которые, возможно, ожидали в дальнем пути.
   Такой же смысл вкладывался в обычай, принятый у женщин, чувствующих приближение родов, – просить прощения у всех членов семьи, низко кланяясь им в ноги. В некоторых селах (как свидетельствуют материалы Орловского уезда) и муж и жена считали нужным просить прощения у мира в том случае, если непраздная женщина долго не могла родить. Собирали ближних соседей; муж молился перед образом, потом обращался к пришедшим: «Мирушка, православный народушка! Простите меня!» Потом просила прощения у всех роженица. Им отвечали: «Бог простит, и мы туда же».

«Русский народ живет только Православием и его идеями; кроме Православия в нем нет ничего другого, и ничего ему не нужно, потому что Православие – все, Православие – это Церковь, Церковь же – это венец всего, притом в вечности».

Ф.М. Достоевский

   Прощения просил у всех своих домашних каждый, отправляясь в церковь на исповедь: «Простите меня, в чем согрешил перед вами». Ему отвечали: «Бог простит». Некоторые, прощаясь с домашними перед исповедью, кланялись им в ноги. Потом, уже в церкви, прежде чем подойти к священнику для исповеди, клали земной поклон перед иконами и три поясных поклона перед молящимися, испрашивая у них прощения в своих грехах.
   Большое значение придавала сходка общины тому, чтобы виновный попросил прощения у обиженного или у «всего мира». Если человек, совершивший проступок, сознавался и просил у «общества» прощения, то с него взимали штраф. Если же он отрицал свою вину, то штраф назначали в двойном размере.
   Широкую возможность помириться после скрытых или явных ссор, простить друг другу большие и малые обиды, снять напряжение, возникшее во взаимоотношениях в семье или между соседями, давал обычай просить прощения в конце Масленицы, в последнее воскресенье пред Великим Постом.
   При наиболее широком проявлении этого обычая прощение просили буквально у всех, с кем могли повидаться в этот день, а также и у умерших близких людей. Называлось это «прощаться». В той или иной форме обычай этот был распространен у русских крестьян повсеместно. В разных уголках России сложились свои особенности, свой уклад, но суть всюду была одна – нравственное очищение через примирение, через взаимное прощение прегрешений. К сожалению, в наиболее распространенных у нас представлениях о Масленице и особенно в современных попытках воспроизводить какие-то ее элементы этот прекрасный обычай совершенно не присутствует, учитывается лишь развлекательная, унаследованная от язычества, сторона. Но именно после последней перед Великим Постом недели, во время которой как бы прощались с обильным столом и другими мирскими радостями, обычай просить прощения помогал ощутить переход к повышенным нравственным требованиям к самому себе, к строгим семи неделям, длящимся до Пасхи.

По материалам книги
М.М. ГРОМЫКО
«Мир русской деревни»


Грубость или прямодушие?

Русские, – говорит один иноземный писатель – Маржерет, – очень просты в обхождении и всякому говорят „ты“; а прежде были еще проще. Если им приходилось слышать что-либо сомнительное или несправедливое, то они говорили, без всяких учтивых обиняков, прямо, наотрез: „Ты лжешь“. Так говорил даже слуга своему господину. Сам Иоанн Васильевич <Грозный> не гневался за подобные грубости.
Но теперь, познакомившись с иноземцами, русские отвыкают от прежней грубости в разговоре».
Странным казалось французу Маржерету, воспитанному на рыцарских понятиях, что русские в случае личных оскорблений обходились без дуэлей.
«Русские, – говорит он, – вовсе не терпели поединков. Оскорбленный словами или другим образом ведается судом, который и определяет виновному наказание. Оно обыкновенно зависит от воли обиженного: иногда виновного секут батожьем (батоги – прутья толщиною в палец); иногда с обидчика берут взыскание в пользу оскорбленного».

В.В. СИПОВСКИЙ
«Родная старина»

 

 
СТАТИСТИКА             ||    В царствование последнего Царя
 
     

Ярмарка. Художник Б. КУСТОДИЕВ

   В 1894 году, в начале царствования Императора Николая II, в России насчитывалось 122 млн. жителей. 20 лет спустя, накануне Первой мировой войны, народонаселение ее увеличилось до 182-х млн.
   Налоги до Первой мировой войны в России были самыми низкими во всем свете. Бремя прямых налогов в России было почти в 4 раза меньше, чем во Франции, более чем в 4 раза меньше, чем в Германии и в 8,5 раз меньше, чем в Англии.
   Накануне революции, в 1913 году в России урожай главных злаков был на 1/3 выше такого же Аргентины, Канады и США вместе взятых.
   В период между 1890 и 1913 годов русская промышленность увеличила свою производительность в 4 раза. К 1917 году в России находилось в эксплуатации 81 116 км железной дороги и 15 000 км было в постройке. В 1916 году, т.е. в самый разгар войны, было построено более 2 000 верст железных дорог.

   


   Народное образование достигло необыкновенного развития. Расходы Министерства Народного Просвещения в 1894 г составляли 25,2 млн. руб., а в 1914 уже 161,2 млн. руб., т.е. в 6,4 раза больше. Число учащихся в средних учебных заведениях составило в 1894 году 224 179 чел, а в 1914 году 733 367 чел., т.е. в 3,3 раза больше.

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
   
   

     
     
  © ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник