ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
ПРАЗДНИЧНАЯ ПРОПОВЕДЬ ДУХОВНАЯ ТРАПЕЗА СТРАНИЦА 13
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

Заветы древних святителей Московских

 


Свт. Петр, митрополит Московский
Худ. Д. КОСТЫЛЕВ

 

... Пятьсот-шестьсот лет тому назад жили воспоминаемые сегодня угодники; двести с лишком лет один за другим они сияли житием и подвигами для святой нашей Руси. То было время безмерно тяжелое для русского народа. Уже народ наш в то время был просвещен верой Христовой в городе Киеве; уже распространял он эту веру среди народов диких и не ведавших Бога; уже у нас было настоящее христианское просвещение, настоящее христианское Царство; уже процвела тогда Русская земля великими святыми. Цвести бы и расти Русскому Царству Православному, совершать бы ему великое и всемирное апостольское дело – далеко кругом распространять Святую веру среди народов Европы и Азии!

Но Господь судил иное. Судил Он испытать Русь крепким испытанием, закалить ее в неимоверных страданиях. Из далеких азиатских стран нахлынули на нас дикие монгольские орды, пришли они на Русь в силе тяжкой. Разбиты были наши князья, разъединенные между собою; уничтожены наши воинские дружины, запылали села и города, разрушены храмы и монастыри, десятки тысяч людей отведены в тяжелую неволю, сотни тысяч избиты врагами; хлеб, достояние и богатства разграблены. Народ бежал в леса, селился в болотах, жил в нужде и наготе, в голоде и холоде, отвыкал от пения церковного, он звона колокольного. От Киева и юго-запада, от привольной и богатой земли, где впервые зародилось и основалось Русское княжество, русская жизнь стала отливать далеко к северу и северо-востоку, к Владимиру, Москве и Твери, чтобы подальше уйти от татарского разорения.

В такое-то время и совершили свой подвиг святители Московские. Из них митрополит Петр жил во дни самых страшных ужасов татарщины; митрополит Алексий уже предчувствовал победу над ними на поле Куликовом; митрополит Иона имел радость видеть, что иго татарское скоро-скоро окончится. Святитель Филипп не только видел полное и окончательное низвержение татарского засилья, но видел, как Царь русский уже сам покорял прежде грозные Царства татарские – Казань и Астрахань.

Прежде всего, великие эти Святители старались поддержать в русском народе ревность и чистоту веры Православной. Она одна давала утешение в страданиях, она одна поддерживала народную бодрость и упования на лучшее будущее. Вера же Православная хранила единство народа русского; от отсутствия такого единства погибал наш народ: если бы не разделялись князья и города, если бы не враждовали они между собою, если бы не отказывали друг другу в помощи, – то и враг не одолел бы Русь. Но при множестве князей была на Руси одна Православная вера, один митрополит, одна церковная власть, одно богослужение, один язык молитв, одни упования, одни святыни. Это все имело величайшее значение для народа русского.

Но самое великое значение имело превосходство нашей веры, святой, Православной, богооткровенной, пред верой пришельцев-монголов, которые сначала были язычниками, а потом, с XIV века, сделались магометанами. Трудно себе даже мысленно представить, что было бы с нашим русским народом, если бы он, под влиянием порабощения, принял бы и веру поработителей. Он погиб бы для Царства Божиего и вечного спасения, – это прежде всего. Но, погибнув для неба, он умер бы и для земли: его поглотили бы дикие орды, и самого имени его теперь бы не существовало в мире. Будучи языческим или мусульманским, наш народ слился бы с монголами и разделил бы их судьбу, а судьба их у нас пред глазами.

Но безмерно превосходили русские татар своей верой. И великое дело случилось: татары покорили землю русскую, взяли как бы тело России, а сами невольно покорились русской душе, т.е. вере нашего народа. Они не могли не уважать нашей веры, они во множестве крестились, они чувствовали наше духовное превосходство; поработители преклонялись пред порабощенными, пред их духовными сокровищами. При таких условиях русские не могли затеряться в мире и погибнуть; напротив, постепенно они духовно подчиняли себе своих победителей и тем сливали их с собою и вместе спасали их духовно, приобщая к Церкви Божией, к сокровищам христианства, к Царству Божию.

Всеми силами святой ревности и неустанного труда поддерживали святители Московские святое Православие в русском народе. Святитель Петр восстанавливает разрушенные храмы, учреждает новые обители; он переносит свою митрополию в Москву, строит Успенский храм и умоляет князя окончить его постройку, собрать сюда святыни народные, и предсказывает ему за это, что руки его взыдут на плеща врагов его и что род его будет княжить и владеть в этом новом городе над всею Русью.

Святитель Алексий все силы своего богато одаренного духа употребил на утверждение святого Православия. Он ездил по русской земле, он также строил храмы и святые обители, он сам переводит Святое Евангелие на славянский язык с греческого; он пишет послания и князьям, и простолюдинам, утверждая их в вере и законе Господнем, призывая их к единению в Церкви Христовой: «Имейте в уме своем смерть, воскресение, суд и воздаяние по делам»; «не пропадет овца, на которой есть помета: ваша помета – Христос и Его Тело и Кровь Божественная»; «как одним дымом нельзя нагреть дома, так и одна домашняя молитва без общецерковной»; «что холоднее и бездушнее камня? Но и камень, если бить о камень, то явится тепло и посыплются искры: так и христиане в Церкви и в общецерковном пребывании и молитве».

Во дни святителя Ионы опасность грозила Православию от замыслов папы римского, хотевшего подчинить себе православные народности путем обольщения и богатых обещаний свободы и защиты от мусульман. Твердо стоял Святитель на страже церковной, ни одна душа не погибла и не уловлена была в сети католичества.

Итак, не напрасно Святая Церковь в песнопениях нынешнего дня прославляет этих святителей как «первопрестольников российских и столпов Православия», как «хранителей апостольских преданий», непоколебимых защитников и веры проповедников. И в этом – их первый завет векам и родам, сынам православного русского народа. На свете нет другого народа, у которого измена вере приносила бы такие пагубные последствия для государственной жизни: так сросся и сжился народ русский со святым Православием. <…>

Где же и в чем нам искать спасения?

Ответ мы слышим в жизни и подвигах святителей Московских. Их заветы через века и роды гласят нам: храните святую Православную веру, храните единство в Церкви Православной, ищите паче всего вечного спасения и угождения Богу, любите родной русский народ, свое Отечество до полного забвения своих выгод, дорожите выстраданным и Церковью благословенным Самодержавием наших Царей, повинуйтесь власти их и поставленных ими правителей, не смущайтесь и не соблазняйтесь ни речами, ни обещаниями раздорников и развратителей народных.

В этом было наше спасение в веках минувших, в этом спасение России и в настоящее трудное время, и на всю вечность!

Аминь.

 

Священномученик
Иоанн ВОСТОРГОВ

 

Произнесено в церкви Троицкого подворья
в Санкт-Петербурге, 5 / 18 октября 1908 г.

 

 

ФАКТЫ ||
Молитвенники за наше Отечество

    

    День памяти Святителей, подвизавшихся на Московской кафедре и в те годы, когда она не была главенствующей, и в те годы, когда она стала таковой, – особый для православной Москвы и для всей Русской Церкви праздник. Все Святители, память которых празднуется в сей день, управляли Церковью в тяжелое время, но сумели-таки управить кораблем церковным и сохранить его среди бушующего моря житейских страстей, за что и ублажаются теперь как ревностные архипастыри, души свои полагавшие за вверенные им от Христа души словесных овец.
Церковь совершает празднование каждому Святителю Московскому в особые дни и всем вместе в один день, воздавая им равную честь, как небесным покровителям города Москвы и молитвенникам за наше Отечество.
     Святители Московские много потрудились для утверждения Русской Православной Церкви и для укрепления Московского государства. Церковь была как бы очагом, к которому стремилось все истинно русское, где, как в доме матери, стихали распри и ссоры, где, как отцу, подчинялись непокорные, просветленные светом единоверия.
     День Святителей Московских – это день воспоминания и прославления деяний этих великих мужей. Их жизнь была примером святости и плодотворного служения Родине. Теперь эти великие Святители, как лампада, горят перед Престолом Божиим и освещают нам жизненный путь.
На сегодняшний день в лике Святителей Московских и всея России чудотворцев прославлены Святители: Петр (митрополит Московский, + 1326 г.), Алексий (митрополит Московский, святостью покоривший татарского хана и исцеливший Царицу Тайдулу, чем избавил Московское государство от многих напастей, 1292–1378 гг.), Иона (вывел Русскую Церковь из подчинения Константинопольскому Патриарху, сделав ее автокефальной, + 1461 г.), Макарий (митрополит Московский, великий устроитель Русской Церкви, ок. 1482–1563 гг.), Филипп (митрополит Московский, сподвижник и духовный советник Царя Иоанна Грозного, 1507–1569 гг.), Иов (первый Патриарх Московский и всея Руси, XVI век), Ермоген (Патриарх Московский в смутное время, начало XVII века), Тихон (Белавин, священномученик, избранный Патриархом Московским в самый трудный и трагический период жизни России, в 1917 году, 1865–1925 гг.), Петр (Полянский, священномученик, митрополит Крутицкий, местоблюститель Патриаршего Престола, 1862–1937 гг.) , Филарет (Дроздов, митрополит Московский и Коломенский, 1782–1867 гг.), Иннокентий (митрополит Московский и Коломенский, апостол Сибири и Америки, 1797–1879 гг.) и Макарий (Невский, митрополит Московский и Коломенский, апостол Алтая, святитель-миссионер, 1835–1926 гг.).


По материалам СМИ



 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник