ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
СВЯТООТЕЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ «БЛЮДИТЕ УБО...» СТРАНИЦА 7
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

Предостережение от соблазнов в деле веры, жизни и благочестия

 

 

 

Апостол Павел в свое время уверял: ныне ближайшее нам спасение (Рим. 13, 11). А нам ходом текущих среди нас событий теснится в мысль уверение, – что ныне ближайшее к нам опасение за спасение. Тогда оно само как бы давалось в руки, а ныне и нехотя много встретишь такого, что покушается исхитить его из рук наших. Блюдите убо, како опасно ходите, немудри, но якоже премудры, искупующе время, яко дние лукава суть (Еф. 5, 15–16).

Дни века сего всегда были лукавы и пребудут такими; но наш век не больше ли всех других лукав и не больше ли потому мудрости требует от нас, чтоб искупить сие опасное время, обратив противодействие ему в куплю спасения. У нас и вера, и жизнь, и благочестие – все окружено искушениями.

С одной стороны, невежество, обратившее букву в догмат, расширяет область свою; с другой – ложно направленное просвещение, не хотящее знать даже Божественных словес, развращает умы, прельщая их призраком истины. С двух противоположных концов действует враг света и добра и теснится в здравую еще средину, – чтоб поколебать и ее и возобладать ею. Находящимся в сей средине надобно сказать: кто к какому концу ближе, с того и проразумевай опасность и опасливо ходи среди расставляемых сетей. Точка опоры для действования против суемудрия есть положение: Божия никтоже весть, точию Дух Божий (1 Кор. 2, 11).

Точка опоры для действования против невежественного лжеверия: бегай сечения, не отпадай от единства веры и в общности православного исповедания и исповедующих его умей обретать истину.

Таковы опасности для веры. Но кто чист и тверд в вере, встречает другие опасности там, где должен ходить по вере. Привходят к нам отовсюду обычаи и возмущают порядки жизни, в кои, не без указаний свыше, от начала облеклась святая вера наша. Блюдитесь по ложному стыду изменить правилам веры, в угоду шатким и изменчивым правилам света. Заводятся способы удовольствий будто невинных, которые, однако ж, как по скользкой покатости, легко столкнуть могут в ров греха и страсти. Блюдитесь здесь неразборчивого увлечения, чтоб не запятнать души чистой и совести непорочной. А там – то слишком большой расчет, то нерасчетливость, то мода летучая, то все затрудняющая привязанность к заведенному однажды, то прихоть, то неотразимая нужда, то приязнь привлекающая, то неприязнь отталкивающая представляют своего рода противоположности, пред лицом которых деятелям добрым, может быть, поминутно необходимо напоминать: блюдите убо, како опасно ходите (Еф. 5, 15). Это опасности для жизни по вере. Во избежание всех их – одно правило: «Заповеди веси? Не отступай от заповедей, хоть бы и живот надлежало положить за то».

И дух благочестия – многодвижный и разнообразный, питаемый верою и жизнию и их взаимно питающий и с ними разделяющий их опасности, сам по себе не менее требует блюдения внимательных. Много проявлений его, много уклонений в нем от истины во всех его видах! Одного пленяет более видимая сторона, другой увлекается более невидимым и внутренним. И та, и другая – спасительны в связи; но ни та, ни другая не ведут к добру при исключительности, – рождая то пустосвятство, то мечтательную отрешенность. В сих случаях – и немалый нередко труд лишается всякого плода и должного возмездия. Во избежание сей беды один закон: «Иди срединою и минуешь опасности».

Так всюду блюдитесь! Светлый вид спасительного образа действования слагается из веры и дел, из внутренней и внешней жизни. От высоты веры ниспадая в жизнь и от внешнего переходя к внутреннему, движения его, переплетаясь, составляют крест, который свыше приносит освятительное и укрепительное благословение и плодотворно расширяет круг жизни каждого.

И вот то, чем навсегда упрочивается благоволение Небесного Отца, дающего блаженство внутреннее и довольство внешнее. Сохраните в сем виде устроение жизни вашей, и Бог, богатый в милости, будет с вами. А когда Бог с вами, все будет ваше – и земное, и Небесное. Вы Христовы, – говорит Апостол, – Христос же Божий. С Ним и в Нем вы становитесь – язык свят, род избран, люди обновления (1 Петр. 2, 9). Вы присны Богу и, как свои Ему, составляете предмет ближайшего попечения Его, которое не бывает тщетно.

Сие благоволительное око Промышления Божия да пребудет выну утверждено над вами. Аминь.

 

Свт. Феофан Затворник

Произнесено 30 июня 1864 г.,
в соборе г. Шуи

 

 

СОБЫТИЯ ||
Святые Отцы – ключ к пониманию Писания

    

    Святитель Феофан жил в XIX веке – во время, которое, можно сказать, является самым близким к нам из всего дореволюционного периода. И это человек, который оставил очень много писем разного характера, много произведений. Его жизнь показывает, что он – человек опытный. Он руководил учебными заведениями, духовными учебными заведениями, служил в Иерусалиме, служил в Константинополе, был там настоятелем посольской церкви, он знал заграницу того времени, он служил в разных епархиях на территории России, а сам получил образование на Украине. Это был XIX век. Сейчас мы смотрим на то время и часто говорим о XIX веке как о Святой почти Руси, но ведь тогда зарождалась и революция, тогда вместе с ним учились, или он встречался с теми людьми, которые потом были идеологами революции.
     Он увидел все это и его был шаг – уйти в затвор. Для чего? Удалиться от людей? Нет! – Осмыслить все, что он познал в этом мире. Он пребывал в молитве, он пребывал в трудах, он изучал святоотеческое наследие, изучал древних Отцов. Он стал заниматься переводами древних Отцов на русский язык. Почему это нужно было? Он понимал, что в XIX веке, точнее за XVIII–XIX век, за период «просвещения» Руси наш народ и даже многие богословы нашей Церкви много утратили из святоотеческого наследия, и он пытался вернуть богословскую мысль, а самое главное – жизнь человека в русло, привести их в соответствие с богословской традицией, святоотеческой богословской традицией. Он своими трудами хотел ближе познакомить простого человека со святыми Отцами Древней Церкви, но уже на языке конца XIX века. Одновременно этим же в то время занимались, мы знаем, и в Свято-Введенской Оптиной Пустыни. Там тоже переводили Святых Отцов с греческого языка на русский язык. В Оптиной Пустыни эта работа осуществлялась под духовным окормлением Оптинских Старцев, а здесь святитель Феофан делал все сам с группой помощников. Почему? Потому что он понимал, что в жизнь надо вернуть святоотеческое наследие.
Сейчас, в XXI веке, в России около 80 % населения России причисляют себя к православным христианам. С учетом же Украины, Белоруссии и с других стран, где православные живут на канонической территории нашей Церкви, с учетом дальнего зарубежья, насчитывается более чем 150 миллионов тех, кто крещен в лоне Русской Православной Церкви.
     Важно, чтобы те, кто крещен, приняли в свою жизнь святоотеческое наследие, которое сохранилось до нашего времени. Потому что без знания святых Отцов невозможно правильно понимать Святое Евангелие, Священное Писание. Святые Отцы – это ключ к пониманию Священного Писания. Вне святоотеческого слова, которое указывает, как должен проводить жизнь христианин, не может быть нормальной христианской жизни – все остальное будет лишь внешним. Без знания святых Отцов, без жизни в соответствии с Преданием Церковным мы можем оказаться далеко за пределами Церкви. И очень опасная примета нашего времени – возникновение различных мнений и псевдоучений, когда люди начинают толковать те или иные явления в жизни общества, часто избегая святоотеческого мнения и стараются на основании своего ограниченного опыта, на основании своих якобы «прозрений» делать далеко идущие выводы. Такая самонадеянность является не просто опасной, но гибельной для человека, для его безсмертной души.

 

Из Слова Высокопреосвященнейшего Климента, митрополита Калужского и Боровского, произнесенного на IV-х Феофановских чтениях, проходивших в рамках подготовки

к общецерковному празднованию 200-летия со дня рождения святителя

Феофана, Затворника Вышенского, которое состоится в 2015 году



 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник