ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ «БЛЮДИТЕ УБО...» СТРАНИЦА 15
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

Полемика с апологетом
архимандрита Софрония (Сахарова)

 

 


Свт. Игнатий (БРЯНЧАНИНОВ)

 

 

Продолжение. Начало см. на стр. 2.

 

Святые Отцы строго запрещают при молитвенном подвиге принимать какие-либо явления или видения. «Никак не прими, – говорит преподобный Григорий Синаит, – если увидишь что-либо чувственными очами или умом, вне или внутри тебя, будет ли то образ Христа или Ангела, или какого Святаго, или если представится тебе свет <...>. Будь внимателен и осторожен! Не позволь себе доверить чему-либо, не вырази сочувствия и согласия, не вверься поспешно явлению, хотя бы оно было истинное и благое; пребывай хладным к нему и чуждым, постоянно сохраняя ум твой безвидным, не составляющим из себя никакого изображения и не запечатленным никаким изображением».

Но автор книги «Видеть Бога…» не проявляет святоотеческой трезвости и холодности к явлениям и видениям духовного мира. «В те годы, тяжкие, но благословенные, „жить“ по заповедям евангельским во мне принимало образ хождения по канату, натянутому через бездну, связующему два конца ее, – пишет он. – Скоро это преложилось в видение распятых рук Христа, собирающих воедино расходящиеся горизонтали мира: разделенные враждою народы. Все безмерно превосходило меня, и я бывал „распят“ учением Христа. В ответ на отчаянную молитву мне предстало висящее на Кресте тело Господа подобным чудному мосту между Небом и Землею». Что же архимандрит Софроний? Может быть, он отверг это видение, как советуют Святые Отцы? Или хотя бы, если не отверг, то и не принял, как учит преподобный Григорий Синаит? Ничего подобного. Он принял его и изложил в качестве истинного в описании своих молитвенных опытов.

Но такое отношение не приемлемо даже к истинным видениям. Преподобный Григорий Синаит пишет: «Увидевший что либо в мысли или чувственно, хотя бы то было и от Бога, и принимающий поспешно, удобно впадает в прелесть, по крайней мере обнаруживает свою наклонность и способность к прелести, как принимающий явления скоро и легкомысленно». Посему, даже если видение распятого на Кресте Господа было истинным, архимандрит Софроний неправильно к нему отнесся.

Святые Отцы, очистившие душу подвигами покаяния, молитвы, смирения, терпения скорбей, перенесшие лютую брань с духами злобы поднебесной, отличались крайней осторожностью и смирением в оценке своих подвигов, как, например, преподобный Макарий Великий (память 19 января). В житии его встречаем интересный диалог Святого с бесами: «Когда святая душа Макария была взята Херувимом и возносилась им на небо, некоторые из отцов мысленными очами видели, что воздушные бесы в отдалении стояли и вопили:

– О, какой славы сподобился ты, Макарий!

Святой отвечал бесам:

– Я боюсь, ибо не ведаю ничего доброго, что я бы сделал.

Затем те из бесов, которые находились еще выше по пути следовавшей души Макария, вопили:

– Действительно избежал ты наших рук, Макарий!

Но он сказал:

– Нет, но надобно и еще избежать.

И когда Преподобный был уже во вратах рая, бесы с сильным воплем кричали:

– Избежал нас, избежал!

Тогда Макарий громким голосом ответил бесам:

– Да! Ограждаемый силою Христа моего, я избежал ваших козней».

Удивительное суждение о себе подвижника, который исполнил все заповеди Христовы, воскрешал мертвых, изгонял бесов, исцелял болезни: «Не ведаю ничего доброго, что я бы сделал»!

А архимандрит Софроний ведает о себе много доброго и достопримечательного. В конце жизни он уже определенно считал себя подвижником, преуспевшим в духовной жизни, неуязвимым для гордости и тщеславия или, по крайней мере, менее уязвимым. В предисловии к книге он пишет: «Приближаясь к исходу моему в старческом возрасте, подавленный день и ночь телесными немощами, я становлюсь менее уязвимым людскими о мне суждениями» (С. 6). Такое признание за собой духовных подвигов, духовной опытности и заслуг есть одна из разновидностей прелести, именуемая мнением.

«Зараженные прелестию „мнения“ встречаются очень часто, – пишет святитель Игнатий (Брянчанинов). – Всякий, не имеющий сокрушенного духа, признающий за собою какие бы то ни было достоинства и заслуги, всякий, не держащийся неуклонно учения Православной Церкви, но рассуждающий о каком-либо догмате или предании произвольно, по своему усмотрению или по учению инославному, находится в этой прелести. Степенью уклонения и упорства в уклонении определяется степень прелести» (Свт. Игнатий (Брянчанинов). Аскетические опыты. Т. I. О прелести).

Подтверждают наши выводы по поводу духовного состояния архимандрита Софрония и ошибочные взгляды его по некоторым вероучительным вопросам. Так, по свидетельству известного экумениста митрополита Илариона (Алфеева), архимандрит Софроний легкомысленно относился к вопросу служения по папскому григорианскому календарю. «Я разговаривал с архимандритом Софронием (Сахаровым), который был учеником преподобного Силуана Афонского и написал книгу о нем, – поведал митрополит Иларион в одном из своих многочисленных интервью. – Монастырь, основанный им в Англии, живет по новому стилю, и я ему задал тот же вопрос, который нам задают телезрители. Отец Софроний, немного подумав, сказал: „События, которым посвящены церковные праздники, относятся к вечности и вообще не имеют отношения к календарю“» (http://www.mospat.ru/ru/2011/03/16/news38010/).

Между тем, три Константинопольских Собора – 1583, 1587 и 1593 годов, в которых приняли участие восточные Патриархи и множество епископов, наложили анафемы на папскую пасхалию и календарь. В постановлении Великого Константинопольского Собора 1583 года сказано: «Так как опять церковь старого Рима, как бы радуясь тщеславию своих астрономов, неосмотрительно изменила прекрасные постановления о священной Пасхе, совершаемой христианами всей земли и празднуемой, как определено, <…> мы должны были сказать, что о сем постановлено Святыми Отцами. Наша мерность, обсудив вместе с блаженнейшим Патриархом Александрийским и блаженнейшим Пaтpиapхом Иерусалимским и прочими членами Синода в Дусе Святе, определяет и разъясняет решение о сем Святых Отцов: Кто не следует обычаям Церкви и тому, как приказали Семь святых Вселенских Соборов о святой Пасхе и месяцеслове и добре законоположили нам следовать, а желает следовать григорианской пасхалии и месяцеслову, тот с безбожными астрономами противодействует всем определениям Святых Соборов и хочет их изменить и ослабить, – да будет анафема, отлучен от Церкви Христовой и собрания верных да будет».

А по мнению архимандрита Софрония соборные анафемы трех Константинопольских Соборов не касались ни его, ни основанного им новостильного монастыря. Календарный стиль еретиков-католиков он предпочел календарю, одобренному Святыми Отцами на Вселенских и Поместных Соборах, по которому двадцать веков служили и спасались все святые!

 

Иеромонах
Петр (СЕМЕНОВ)

 

Окончание см. в след. номере.

 

 

ПРИТЧИ ||
О главном оружии диавола

    


     

     Много лет назад диавол решил показать людям истинную цену всех инструментов своего ремесла. Он аккуратно выставил их в стеклянной витрине на всеобщее обозрение. Что это была за коллекция! Здесь был блестящий кинжал зависти, а рядом с ним красовался молот гнева. На другой полке лежал лук страсти, а рядом с ним живописно разместились отравленные стрелы чревоугодия, вожделения и ревности. На отдельном стенде был выставлен огромный набор сетей лжи. Еще там были орудия уныния, сребролюбия и ненависти. Все они были прекрасно представлены и снабжены ярлыками с названием и ценой. А на самой красивой полке, отдельно ото всех остальных инструментов, лежал маленький, неказистый и довольно потрепанный на вид деревянный клинышек, на котором висел ярлык «Гордость». На удивление, цена этого инструмента была выше, чем всех остальных вместе взятых. Один прохожий спросил диавола, почему он так дорого ценит этот странный клинышек, и он ответил:
     – Я действительно ценю его выше всех, потому что это единственный инструмент в моем арсенале, на который я могу положиться, если все остальные окажутся безсильными. И он с нежностью погладил деревянный клинышек. – Если мне удается вбить этот клинышек в голову человека, – продолжал диавол, – он открывает двери и для всех остальных инструментов.

 

Источник: «Православные притчи» (http://smisl-zhizni.ru)

 

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник