ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
СТОЯНИЕ В ИСТИНЕ «ВОСЬМОЙ ВСЕЛЕНСКИЙ» СТРАНИЦА 7
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

Послушание Церкви заключается в исполнении постановлений Вселенских и Поместных Соборов

 

 

Начало на стр. 6

 

Можно также вспомнить слова Святейшего Патриарха Пимена, переданные через старца Иоанна (Крестьянкина), о том, что сейчас многие боятся «восьмого вселенского» собора, но не нужно бояться, потому что если и произойдут какие-то изменения, если будут там попраны догматы и каноны Православной Церкви, то мы вправе этого не принять.

 

– Далее митрополит Иларион рассматривает тему «Вопрос о канонических препятствиях к браку»: «<…> интересны определения Комиссии [1971 года], касающиеся смешанных браков. По вопросу браков с инославными христианами Комиссией „были выявлены следующие взгляды:

а) Русская Церковь принимает, что ‘освящение брака православных христиан с инославными христианами церковным венчанием может иметь место в том случае, когда неправославная сторона признает значение благословения Православной Церкви’ <…>

б) Элладская Церковь полагает, что лучше было бы избегать смешанных браков, без различения Церквей и исповеданий, и допускать их только при наличии особых причин.

в) Польская Церковь предлагает, чтобы согласно духу экуменизма и на основе местных интерконфессиональных сношений были признаны действительными смешанные браки со всеми крещеными“».

Митрополит Иларион объясняет такие позиции следующим образом: «Очевидно, что высказанные мнения связаны с той ситуацией, в которой находится каждая из перечисленных Церквей. Так, Русская Церковь осуществляет свое служение в смешанной конфессиональной среде, Элладская – в моноэтнической и моноконфессиональной, а в Польше преобладает инославная среда. В итоге Комиссия решила, что „эта проблема не подразумевает единой православной точки зрения, о чем свидетельствует разнообразная практика поместных Церквей“. По мнению Комиссии, „было бы желательно, чтобы Предсоборное совещание оставило относительную свободу для разрешения вопроса с учетом существующих местных условий“».

Как Вы считаете, верен ли такой подход? Действительно ли эта проблема, также как и календарный вопрос, «не подразумевает единой православной точки зрения»?

 

– Нет, не верен. Существуют каноны Православной Церкви, запрещающие Венчание православных христиан с еретиками и иноверцами. Лично я, когда меня просили обвенчать армянку, крещенную в Православной Церкви, и армянина, крещенного в армянской «церкви», отказался.

За этим также стоит цель размыть границы церковные, потому что Венчание – это Таинство, а Таинства могут совершаться только над православным человеком. И такая позиция является единственной верной и единой для всех Православных Церквей.

 

– Далее митрополит Иларион приводит цитату, более подробно раскрывающую точку зрения представителей Русской Церкви, участвовавших в заседаниях Комиссии, на проблему смешанных браков: «Русская Церковь признает, что такого рода смешанные браки строго запрещаются 72-м правилом Трулльского Собора, но, тем не менее, считает, что „современные условия существования Церкви Божией на земле настойчиво требуют, по отношению к вопросу о смешанных браках православных христиан с нехристианами, возвращения к церковной практике первых трех веков христианства“, когда Церковь, следуя апостолу Павлу (см.: 1 Кор. 7, 12–14, 16), „относилась снисходительно к смешанным бракам“. Кроме того, „в самых древних канонах запрещения по данному вопросу нет“».

Как Вы можете это прокомментировать?

 

– Что касается «самых древних канонов», то нужно все-таки не впадать в протестантизм (потому что это именно протестантский подход, когда подчеркивают, что мы, дескать, хотим вернуться к христианским истокам и жить как первохристианские общины, отвергая все последующие века христианства). Ну и что, что в первом веке чего-то не было, а потом оно появилось? Если на последующих Вселенских и Поместных соборах что-либо было утверждено и добавлено к предыдущим, уже существовавшим на тот момент, постановлениям, то оно должно оставаться неизменным.

Иначе, получается, в вопросе о безбрачном епископате также можно сослаться на Апостолов и самых первых христианских епископов, которые были женаты. Но ведь впоследствии Церковью было принято постановление, запрещающее епископам вступать в брак, и по сей день все православные епископы обязаны быть безбрачными, монашествующими. Поэтому совсем несерьезно рассуждать таким образом, что, вот, в ранней христианской Церкви чего-то не было, но оно появилось позднее. На таком основании можно отвергнуть вообще все догматы и каноны, утвержденные в последующие века, например, на Шестом или Седьмом Вселенских соборах, в VII, в VIII веке, тогда их и исполнять не надо! Это настоящий протестантизм. Если канон был установлен Собором, утвержден Святыми Отцами, принят Церковью к исполнению, то его нужно исполнять, и не важно, существовал он в ранней христианской Церкви или нет.

 

– А что касается ссылки на Послание апостола Павла к Коринфянам, как Вы считаете, уместна ли она в данном случае? Апостол пишет: «Прочим же я говорю, а не Господь: если какой брат имеет жену неверующую, и она согласна жить с ним, то он не должен оставлять ее; и жена, которая имеет мужа неверующего, и он согласен жить с нею, не должна оставлять его. Ибо неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим. Иначе дети ваши были бы нечисты, а теперь святы. Если же неверующий хочет развестись, пусть разводится; брат или сестра в таких случаях не связаны; к миру призвал нас Господь. Почему ты знаешь, жена, не спасешь ли мужа? Или ты, муж, почему знаешь, не спасешь ли жены? Только каждый поступай так, как Бог ему определил, и каждый, как Господь призвал. Так я повелеваю по всем церквам» (1 Кор. 7, 12–17).

– Считаю, что неуместна. Эти слова Апостола относятся к тому случаю, когда муж и жена, живущие в зарегистрированном браке, были неверующими – совсем неверующими или номинально относящимися к какой-то религии, согласно своей национальной традиции – и потом кто-то из них уверовал во Христа, крестился, стал активно ходить в храм, участвовать в церковной жизни, а второй не поддерживает его в этом. Вот здесь как раз Апостольские слова могут быть основанием – и то не для Венчания, если второй супруг неправославный, а для сохранения их брака в надежде, что в будущем вторая половина созреет, придет к Православию, и они обвенчаются.

Я помню массу таких примеров, особенно в начале 90-х годов, когда в нашей стране в семьях, где уже были дети, когда люди уже прожили вместе сколько-то лет, один из супругов обращался к вере, и вставал вопрос: как быть? Разводиться, так как второй супруг не может и не хочет венчаться, или же потерпеть? И, кстати, во многих семьях действительно случалось, что неверующий со временем «подтягивался», не во всех, конечно, какие-то и распадались. Вот тот случай, когда, на мой взгляд, можно было поступить по словам св. апостола Павла. А венчать неправославных людей, – если хотя бы один из них – неправославный, – недопустимо.

 

Беседовала Анна САМСОНОВА

 

Окончание см. в след. номере

 

ФАКТЫ ||
Сокровище истинной веры

    

       В конце ноября 2011 года в Ереване состоялось заседание Межрелигиозного совета СНГ. В число учредителей Совета входят Армянская «апостольская церковь», Буддийская «традиционная» сангха России, Грузинская Православная Церковь, духовные управления мусульман Казахстана, Киргизии, Таджикистана и Узбекистана, Конгресс еврейских религиозных организаций и объединений в России (КЕРООР), Координационный центр мусульман Северного Кавказа, Русская Православная Церковь, Совет муфтиев России, Управление мусульман Кавказа, Федерация еврейских общин России (ФЕОР), Центральное духовное управление мусульман России.
     Участники состоявшегося заседания подчеркнули, что считают главным вызовом современности безнравственность. «Мир находится в бедственном положении. Проблемы экологии, техногенные катастрофы, глобальный экономический кризис повергают в уныние и отчаяние миллионы людей. Все ответные меры, которые может предложить научный и экономический прогресс, либо неполноценны, либо обладают побочными эффектами», – говорится в коммюнике заседания Совета. Однако, полагают авторы документа, есть эффективное средство, способное создать благоприятные условия для всеобщего мира и процветания, – «это нравственное возрождение». «Надеемся, что, как ХХ век стал веком научно-технической революции, так XXI веку будет суждено стать веком нравственности. Для этого все люди мира должны воспользоваться уникальным опытом, который несут в себе духовные традиции народов», – заявляют религиозные лидеры.
     Каков же этот «уникальный опыт»? В каждой религии он различен. Например, в исламе «нравственно» многоженство и обращение в свою веру посредством огня и меча, а самоубийства шахидов считаются мученическими подвигами, гарантирующими рай. Иудаизм позволяет своим последователям не соблюдать заповеди Закона Божия по отношению к иноверцам. Буддизм учит человека бороться не только со страстями, но и отвергать добродетели, стирая границы между добром и злом, проповедуя сатанинскую гордыню, самолюбие, самолюбование, эгоизм и безразличие ко всему. И лишь Православие призывает любить Бога и ближних и воздерживаться от всех пороков. Потому нравственное возрождение мира возможно только на основе православных ценностей, о чем, к сожалению, не говорится в коммюнике участников заседания Межрелигиозного совета СНГ, составленном в духе богопротивного экуменизма.


Максим БОЙКО

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник