ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
СЛАВЯНСКОЕ БРАТСТВО РОЖДЕСТВЕНСКИЕ РАССКАЗЫ СТРАНИЦА 9
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

Бог заботится о бедных

 

 

 

Стева был очень добрым ребенком. Когда ему исполнилось пять лет, умер его отец, и он остался со своей младшей сестрой и матерью. Чтобы прокормить детей, мама много трудилась, стирала и гладила по домам белье.

Вот уже два года Стева ходил в школу. Научился читать, писать, считать и молиться Богу. Приближалось Рождество Христово, Стева и маленькая Милица радовались, так как знали, что в этот день всегда происходит что-то хорошее. Но, к сожалению, их мама заболела от того, что на улице в холодную погоду стирала чьи-то вещи, и теперь лежала в кровати. Наступало Рождество, а у них в доме был только хлеб. Мама плакала, что нечего поставить на праздничный стол детям и горячей еды не приготовлено, нет орехов и сладостей. Тогда Стева принялся писать письмо Богу. Вот его текст:

«Милый Боженька!

Прошло два года, как Ты взял к Себе нашего с Милицей папу. Сейчас мамочка уже неделю больна и не встает с постели. Едва хватает денег на хлеб. Я Тебя очень прошу послать нам орехов и калачей, и горячей еды, хотя бы для мамы.

Прошу у Тебя также для своей сестренки Милицы куклу, а для себя, если можно, хорошую книгу. А я обещаю Тебе и дальше оставаться старательным учеником и хорошо себя вести.

Твой послушный Стева».

Адрес был такой: «Богу на небо».

Стева запечатал конверт, но марки не наклеил. Радостно побежал на почту и опустил письмо в почтовый ящик.

Когда из почтового ящика вытряхнули все письма, начальнику почты принесли письмо Стевы, и он, увидев, Кому оно адресовано, открыл его и прочитал его. Затем показал письмо своей жене. Оба знали мать мальчика, потому что она стирала у них белье. Они решили отнести детям все, о чем Стева просил в письме.

Вечером, в святой Сочельник, жена начальника почты, купив куклу и книгу, положила все это в корзинку вместе с калачами, орехами и яблоками. Вместе с мужем они пришли к матери Стевы и Милицы, вручили подарки и пообещали, что все Святки будут посылать им горячую еду. Затем похвалили мальчика, сказав, что, если он будет оставаться таким же добрым, то Бог пошлет ему еще много Своих милостей.

 

Веронаука жизни. Шабац, 2003.

 

Перевод с сербского
Екатерины АНТОНОВОЙ

 


 

Рождество Христово на фронте

 

То, что произошло на Рождество в 1916 году, многим может показаться невероятным. Я был свидетелем и участником тех событий. После ряда поражений в кровавых боях на Каймакчалане, в Сивой Стене, Будимирицах, Црной Реке, Орловом гнезде, Ивене, стояли мы в пределах Битоля, захваченного противником 8 ноября 1916 года. Кроме Битоля, надо было защищать еще несколько сел: Петелин, Скочивир, Рапеш, Браник, Груниште, Старовине…

Болгарские войска заняли положение на Западном крше. Соорудили боевые укрепления, протянули колючую проволоку... Мой первый батальон Четвертого пехотного полка Дринской дивизии был расположен как раз напротив их укреплений. По сути, мы находились на расстоянии 60 метров от болгарских неприятельских линий.

Нам было велено как можно лучше укрепиться, так как предполагалось, что мы будем тут зимовать. Выкопали рвы, укрепили навесы, протянули колючую проволоку. Так проходили дни. Битоль оставался за нами, мы попросили старшину послать курьеров в Солунь или в Воденов для покупки всего необходимого, чтобы отметить Рождество. Собрали деньги, отправили курьеров. Вскоре они вернулись с тяжелой поклажей.

В окопах началось оживление. Послышались песни. Стали ходить из одного рва в другой с поздравлениями. Неожиданно встречались земляки-односельчане, соседи, родственники и старые приятели. Пили горячую ракию (традиционный спиртной напиток Балканского полуострова. – Примеч. ред.). Наш командир, резервный капитан Милан Станоевич, учитель из Мачванского Прнявора, встречавший Рождество со своими солдатами во рву, запел песню, которую подхватили все вокруг, и эта песня доносилась до болгарских рвов. Кто-то скомандовал: «К оружию!» Затем: «Пальба вверх!» Из болгарских рвов послышалась ответная пальба. Наши воины стали вылезать из рвов с песнями. С болгарской стороны не стреляли.

Радисав Савич, воспитанник подофицерской школы, высокий, выше двух метров, подошел прямо к болгарской колючей проволоке и закричал: «Выходите, братья! Христос родился! Счастливого Рождества!» Я удивился его поступку, зная, что три месяца назад он был ранен в лицо – ему срезало осколком кусочек носа, с таким ростом он ни в одном окопе не помещался. А теперь прямо к болгарам пошел… Наши воины последовали за ним без оружия. Вдруг из болгарских рвов тоже люди выскакивать стали. На нейтральной земле между рвами начали обниматься, целоваться, как будто никогда друг в друга не стреляли… Ну, невероятно…

У нашего командного состава произошло замешательство. Деспот Дамьянович, инициативный капитан, командир митральского отделения, скомандовал открыть огонь по толпе людей. Воины отказались выполнять приказ, так как там, в толпе, были свои. Командир пришел в негодование, наступило мучительное ожидание…

Я вылез из окопа, иду к своим воинам, зову, чтобы вернулись. Они и слышать не хотят. Выбежал передо мной один болгарский солдатик, ударяет себя в грудь и кричит: «Я против войны с Сербией! Очень рад, что дожил до сегодняшней встречи!» Сказал, что его зовут Борис Атанасов. Затем побежал в ров, принести чутурицу (кувшинчик. – Примеч. ред.) с сербской ракией, чтобы нас угостить…

Все это с высотки наблюдал Крсто Смилянич, комендант Дринской дивизии. Не мог понять, что происходит, переступал с ноги на ногу от нетерпения, ожидая сообщений. Потеряв выдержку, схватил телефон и закричал: «Артиллерия! Почему молчите?!» В тот же миг артиллерия грянула из 60 пушек. Весь Западный крш был в огне. Осколки ядер падали на болгар и сербов. Борис Атанасов погиб, вылезая из рва с чутурицей. Его высоко подбросило взрывной волной, и больше он не вставал.

Чтобы не было жертв, мы потащили болгар в свои рвы. Обещали им, что с ними ничего плохого не случится, когда огонь стихнет, дадим возможность вернуться назад. Но все развивалось драматично: некоторые офицеры стали требовать считать болгар военнопленными, сербские же солдаты отвечали, что нельзя нарушать обещанное слово.

Кто знает, чем бы все завершилось, если бы не выступил со своей речью капитан Милан Станоевич: «Требую, чтобы поступили так, как наши солдаты обещали болгарам. Воины, в тяжелых обстоятельствах оставшиеся верными своему Отечеству, должны быть верны и своему слову. Поэтому необходимо обезпечить мирное возвращение болгар в их рвы». Слово капитана Станоевича уважалось, все-таки он был учителем. Болгары вернулись. Но один из них остался: молодой македонец Траян Апостолов не захотел возвращаться. Он объявил, что является противником войны с Сербией и до конца боевых действий оставался в нашем войске, сам себе выбрав службу на кухне.

 

Веронаука жизни. Шабац, 2003.

Перевод с сербского
Екатерины АНТОНОВОЙ

 

 

СТАТИСТИКА ||
Хотят ли сербы вступать в Евросоюз?

    

     

     По информации СМИ, опрос населения, проведенный католическим «Христианским» культурным центром, Фондом им. Конрада Аденауэра и Центром европейских исследований, показал: 62% сербов считают, что евроинтеграция Сербии и религия идут рука об руку.
     При этом, если верить европейским социологам, в большей степени поддерживают вступление Сербии в Евросоюз последователи так называемых традиционных религий, которые не считают, что в «евросемье» они утратят свою религиозную и национальную идентичность.
     В исследовании утверждается, что большинство православных сербов якобы поддерживает вступление Сербии в Евросоюз. Однако такие выводы представляются сомнительными и выглядят выдачей желаемого за действительное.
     Православные сербы не забыли «любовь» Евросоюза, весной 1999 года несколько месяцев варварскими бомбежками «демократизировавшего» Югославию. Помнят они и слова сербского Златоуста XX века святителя Николая (Велимировича) о Европе: «У Христа Спасителя было две дочери: Азия и Европа. Азия – старшая, Европа – младшая. <…> Но спустя тысячу лет возненавидела Европа Христа, Родителя своего, и стала удаляться от Него, пока не отделилась совсем, уйдя на чужбину, в страну не Божию, языческую, вернулась на свалку, на которой когда-то нашел ее Христос, нашел и, омыв, ввел в царские палаты. <…> А ты, Сербия? Отчего ты смутилась и покраснела? Оттого, что пошла за Европой. Сдружилась с отступницей. Пошла за блудницей. Если исправишь свой путь, будешь благословенна. И благословен Господь, ожидающий твоего исправления».
     На самом деле православный народ Сербии более склонен к союзу с единоверной Россией, что показало недавнее обращение двадцати тысяч косовских сербов в Российское Посольство с просьбой о предоставлении им российского гражданства.


Максим БОЙКО

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник