В ЭТОТ ДЕНЬ... | БОЖИЙ ВЕРТОГРАД | СТРАНИЦА 10 |
19 января / 1 февраля – память блж. Феодора Новгородского, Христа ради юродивого
Блаженный Феодор был сыном благочестивых родителей, богатых и именитых новгородских граждан. Подражая жизни Святых, он налагал на себя строгий пост (в среду и пятницу вообще ничего не вкушал), часто посещал храмы Божии и подавал щедрую милостню нищим.
Укрепив себя такими богоугодными упражнениями, он принял подвиг юродства. До конца жизни Святой соблюдал полную нищету, не имея ни своего угла, ни теплой одежды. Изнуряя себя постом, он всю милостыню, получаемую от почитателей-сограждан, раздавал бедным. По ночам Святой обходил новгородские церкви и горячо молился за родной город. По свидетельству летописца, «не раз спасалась его земная родина от предстоявших ей зол молитвами Угодника Божия».
Обличая вражду новгородцев, жителей Торговой и Софийской сторон, Блаженный делал вид, что враждует с блж. Николаем Кочановым, который подвизался на Софийской стороне: когда блж. Феодору случалось ходить на Софийскую сторону Волховским мостом, то блж. Николай гнал его на Торговую, то же делал и Феодор, когда заставал Николая на своей стороне.
Однажды св. Николай, узнав, что блж. Феодор находится на его стороне, стал гнать его и преследовать. «Спасаясь» от него, блаженный Феодор побежал по улицам, потом по огородам и, наконец, по реке Волхову – по воде, как по суше. Блж. Николай продолжал погоню до половины реки, а потом бросил в убегавшего кочан капусты, вырванный перед тем в огороде. Своей мнимой враждой Святые напоминали новгородцам о неблаговидности их междоусобиц, которые часто оканчивались кровопролитными столкновениями.
Блж. Феодор получил от Господа дар прозорливости и пророчества. Так, словами «чисто тут будет – хорошо будет сеять репу» он предсказал новгородцам неурожай и пожар, опустошивший улицы Торговой стороны. О времени своей кончины Святой был предуведомлен через Ангела Божия и мирно почил. Тело его погребли у церкви вмч. Георгия на Торговой стороне, на паперти которой Блаженный особенно любил проводить ночи в неустанной молитве. Приходившие с верой больные получали здесь исцеления. Позже над его мощами была сооружена часовня.
Православный календарь
26 января / 8 февраля – память блгв. Царя Давида III
Гелатский монастырь Богородицы
близ Кутаиси,
основанный
св. Давидом Возобновителем
и ставший впоследствии
его усыпальницей
Святой блгв. Давид III Возобновитель, Царь Иверии и Абхазии – выдающийся государственный, культурный и церковный деятель Грузии. Наименование «Возобновитель» дал св. Царю Давиду грузинский народ за его великие труды по восстановлению Грузии и укреплению Грузинской Православной Церкви.
Грузия, безжалостно опустошенная турками, страдавшая от междоусобиц, под скипетром Давида Возобновителя объединилась в сильное централизованное государство. Грузинская Церковь, в процветании которой Царь видел залог незыблемости и единства государства, была предметом его особого попечения.
Св. Давид отличался глубоким благочестием, свято чтил церковные каноны и своей властью охранял их и утверждал. По инициативе св. Давида Возобновителя в 1103 году был созван Церковный Собор в Руиси, постановления которого содействовали укреплению канонической жизни Церкви и утверждению церковного благочиния.
Человек высокообразованный, св. Давид поощрял развитие наук. Он основал Гелатскую и Икалтойскую академии. В царствование св. Давида Возобновителя в Грузии были воздвигнуты десятки храмов и монастырей, создавались новые и расширялись старые города.
Понимая миротворчество как осуществление заповеди Господней (см.: Мф. 5, 9), Царь Давид примирил кипчакского хана Атрака с осетинами и водворил мир в Дарьяльском ущелье.
В 1123 году, незадолго до кончины, благоверный Царь освободил Армению от турецкого засилья. Он повелел вновь освятить храмы, превращенные турками в мечети. По преданию, когда Царь подошел в одном из храмов ко гробу своей бабки, супруги Армянского Царя Гагика I, и сказал: «Радуйся, Царица! Бог избавил храм твой от агарян», внезапно послышался глас: «Богу благодарение».
Забота Царя Давида о возвращении армян-монофизитов в лоно Православной Церкви выразилась в созыве Церковного Собора в городе Ани, на котором часть армянских епископов-монофизитов склонилась к принятию Православия (однако в целом Собор не привел к желаемым результатам).
Патриотические подвиги св. Давида не мешали ему совершать подвиг духовный. С юных лет Святой имел основу премудрости – страх Божий (см.: Притч. 1, 7), побуждавший его к добрым делам и намерениям. Любимым занятием св. Давида было чтение Священного Писания. О его высокой духовности свидетельствует составленный им «Покаянный канон», состоящий из девяти скорбных и умилительных песней.
Причастившись Святых Тайн, со славословием на устах он предал свою душу Господу на 53-м году жизни.
Православный календарь
Православный календарь с 19 января / 1 февраля по 1 / 14 февраля
19 января / 1 февраля. Среда.
20 января / 2 февраля. Четверг.
21 января / 3 февраля. Пятница.
22 января / 4 февраля. Суббота.
23 января / 5 февраля.
Неделя о мытаре и фарисее. Поминовение всех усопших, пострадавших в годину гонений за веру Христову.
24 января / 6 февраля. Понедельник. Седмица сплошная.
25 января / 7 февраля. Вторник.
26 января / 8 февраля. Среда.
27 января / 9 февраля. Четверг.
28 января / 10 февраля. Пятница. Преп. Ефрема Сирина (373–379). Преп. Феодосия Тотемского (1568). Св. Феодора исп., пресвитера (1933). Сщмч. Игнатия, еп. Скопинского. Сщмч. Владимира пресвитера и прмч. Варфоломея, мц. Ольги (1938). Преп. Леонтия исп. (1972). Преп. Палладия пустынника (IV). Преп. Исаака Сирина, еп. Ниневийского (VI–VII). Преп. Ефрема Новоторжского (1053). Преп. Ефрема Печерского, еп. Переяславского (ок. 1098). Суморинской-Тотемской иконы Божией Матери (XVI).
29 января / 11 февраля. Суббота.
30 января / 12 февраля. Неделя о блудном сыне.
31 января / 13 февраля.
Понедельник.
1 / 14 февраля. Вторник. |