ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
АКТУАЛЬНО ЦЕРКОВЬ И ОБЩЕСТВО СТРАНИЦА 12
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

«Противление сатанизму и кощунству заповедано нам Господом»

 

 




В последнее время участились случаи вандализма в отношении православных храмов. Все началось 21-го февраля, с кощунственной акции феминисток, спевших богохульную песню на амвоне храма Христа Спасителя, сопровождая пение безумными плясками. Затем, 6-го марта, в Великом Устюге, в храме св. блж. Прокопия Устюжского, 36-летний мужчина в присутствии верующих и священнослужителей изрубил топором около сорока икон и повредил раку с мощами Святого. Следующее резонансное событие произошло 17–18-го марта в белорусском городе Мозыре. Прихожане, собравшиеся в воскресный день на Литургию в храм преп. Сергия Радонежского, обнаружили, что стены церкви с наружной стороны разрисованы сатанинской символикой и исписаны угрозами. Позднее в СМИ появилось сообщение еще об одном вопиющем осквернении храма: 20-го марта в городе Невинномысске Ставропольского края молодой человек, как затем выяснилось, сектант, ворвался в Покровский кафедральный собор с охотничьим ножом в руках. Избив священника, преступник поднялся на амвон и стал ногами выбивать двери в алтарь. Сломав Царские врата, он перевернул семисвечник в алтаре, сел на горнее место, выкрикивая ругательства вперемежку со словами Священного Писания, именуя при этом себя «Богом». Наконец, 8-го апреля, в праздник Входа Господня в Иерусалим, сотрудники полиции задержали в Богоявленском соборе Москвы лейтенанта таможенной службы, который во время Богослужения разделся до трусов и в таком виде пытался выйти на амвон.

В связи с вышеперечисленными инцидентами в редакции «Православного Креста» состоялся круглый стол на ставшую злободневной, к великому сожалению, в наши дни тему – осквернение православных храмов. В обсуждении приняли участие: наш постоянный автор иеромонах Петр (Семенов), тренер по боевому самбо Александр Бычков и казак Владимир Лобанов.

 

– Отец Петр, настоятель храма преп. Сергия в Мозыре священник Геннадий, комментируя поступок сатанистов, в интервью СМИ сказал: «Бог да простит этих людей», а епископ Туровский и Мозырский Стефан призвал свою паству к сугубой молитве за клириков оскверненного храма и к усилению поста. Можно ли этими средствами противостоять вандалам?

О. Петр: Смотря как молиться и поститься. Например, в Корецком монастыре на Украине, в Ровенской области, в XX веке произошел такой случай. С 1921 по 1939 годы эта область принадлежала Польше. Католики выдвинули претензии на Корецкий монастырь, но судебный иск проиграли. Тогда они задумали разрешить вопрос в свою пользу рейдерским захватом, военной силой. Узнав об этом, настоятельница монастыря игумения Феофания наложила на сестер строгий пост и благословила ежедневно читать по сорок акафистов.

В назначенный день вся городская милиция была стянута к стенам обители, ожидалось даже прибытие конного взвода из Ровно. Но на пути к обители произошло непредвиденное: командир взвода поручик Адамкевич внезапно остановил коня и начал вываливаться из седла. Подхватившим его подчиненным теряющий сознание главнокомандующий успел сказать: «Меня поразил Ангел Божий! Монастырь не трогайте!» Так, постом и молитвой, а точнее – привлекаемой ими Божией силой, сестрам удалось отстоять обитель.

Но есть ли в наши дни такие молитвенники и молитвенницы, которые могут взять на себя и понести подобный подвиг? Думается, что таких немного, поэтому православным верующим нелишне будет предусмотреть еще какие-либо средства защиты от вандализма. Если сесть в лодку и грести только одним, например, правым, веслом, что из этого получится? Понятно, что лодка будет кружиться на одном месте. То же самое произойдет, если использовать одно левое весло. Для движения вперед необходимо грести обоими веслами одновременно. Так и в духовной жизни, и, на мой взгляд, в данном случае – христианину, особенно новоначальному, необходимо соединять молитву с посильными трудами, с какой-либо богоугодной деятельностью.

 

– Хотелось бы рассмотреть конкретный случай вандализма в Невинномысске. В храм забежал мужчина с остекленевшими глазами, вооруженный охотничьим ножом. Как оказалось, трижды судимый. За несколько минут он разрушил весь интерьер собора. Александр, как Вы считаете, мог ли безоружный человек оказать ему какое-либо сопротивление?

А. Бычков: Конечно, мог. Правда, чтобы без оружия работать против ножа, нужно много тренироваться. Но простому человеку, не спортсмену, можно было взять палку и выбить нож. В данном случае, видимо, священник и работники храма испугались и растерялись. Так происходит по разным причинам, но чаще всего от того, что не учитывается психология хулигана. Хулиган, как правило, – это человек слабый духовно, а зачастую и физически. Объектом своей агрессии он избирает тех, кто, по его мнению, не способен к противостоянию, к защите. И в первые мгновения нападения хулиган стремится произвести на жертву наиболее сильное впечатление, испугать. Часто ему это удается. Тогда он получает над испуганным человеком психологическое преимущество и уже делает все, что хочет. Но если вдруг жертва оказывает сопротивление, то преступник начинает колебаться, теряет свою уверенность, напор. Порой бывает достаточно сказать: «Я тебя не боюсь!» Или на угрозу: «Я тебя зарежу!» смело ответить: «Режь!» В первые минуты хулиган старается не показать вида, что внутренне колеблется, и продолжает запугивать жертву. Но если человек не боится или боится, но не показывает своего страха, то преступник ретируется.

У меня есть знакомый тренер. Однажды, еще в советское время, он ехал в автобусе со своими учениками. Петр Кириллович – невысокого роста, интеллигентного вида, в очках. Можно принять его за учителя истории или представителя какой-либо другой мирной профессии. И вот на одной из остановок в автобус зашел высокого роста хулиганистый парень с сигаретой в зубах. А в автобусе-то ехали лишь Петр Кириллович, ребятишки-первоклассники, старики-старушки и этот курящий хулиган. Все понимали, что парень ведет себя неправильно, вызывающе, но боялись сказать, сделать ему замечание. Притворялись, что ничего особенного не происходит. Петр Кириллович тоже мог бы никак не отреагировать, но он поступил иначе, ведь рядом были его ученики. Дети в этом возрасте уже понимают, когда человек трусит, и он решил преподать им урок. И вот, этот невысокого роста интеллигент подходит к высокому агрессивному хулигану, берет из его зубов сигарету и кладет ее ему за пазуху. Т.е. он на деле показал, что не боится хулигана, и уже на следующей остановке тот выскочил из автобуса.

 

О. Петр: Психология хулигана сродни бесовской. Как учат Святые Отцы, враг, когда пытается устрашить подвижника страхованиями и видениями, приноравливается к его мнению о нем. И если подвижник представляет себе врага большим и сильным, он и является в образе злобного великана. Поэтому Святые Отцы советуют представлять врага слабым и маленьким.

 

– Батюшка, а не является ли сопротивление сатанистам или кощунникам нарушением Закона Божия?

О. Петр: Нет, напротив, это есть исполнение заповеди Божией. Христос не молился, когда увидел торговцев в храме, а взял бич и разогнал их. И святитель Николай Чудотворец, хотя и был великим молитвенником, но ударил еретика Ария в богохульные уста. Можно вспомнить и житие мученика Нестора, вышедшего сразиться с великаном Лием, любимым борцом языческого царя. Лий сбрасывал на колья христиан, которых заставляли с ним бороться, а святой Нестор сбросил туда его самого, за что и сподобился мученической кончины. Также в житии преподобномученика Стефана Нового повествуется, как во время иконоборческих гонений некий воин, по приказу Патриарха-иконоборца, поставил лестницу с намерением подняться по ней и сбросить с врат одного дома образ Христа. Однако присутствовавшие при этом благочестивые жены, распалившись ревностью по вере, бросились к лестнице и выбили ее из под ног воина. Воин упал и разбился насмерть, а святые жены приняли мученическую кончину за свою святую ревность.

Так что противление сатанизму и кощунству заповедано нам Господом, и свт. Филарет Московский говорил: «Люби врагов своих, ненавидь врагов Отечества, гнушайся врагами Божиими». Если христианин отдаст жизнь, защищая святыни, Господь дарует ему мученический венец.

 

В. Лобанов: Я хотел бы добавить к предыдущей реплике Александра по поводу оказания противодействия нападающему, что не только борцы и физически сильные люди способны сопротивляться в экстренных ситуациях. Ведь бывают и женщины такие, что иным мужчинам покажут пример. Был такой случай: горцы напали на станицу терцев, где в домах оставались лишь женщины, старики и дети. Так они похватали шашки своих мужей, братьев и сыновей и отбили атаку врагов. Впоследствии в честь этого события в станице отмечался особый женский день. Но если под рукой нет никакого оружия, можно просто бросить преступнику песком в глаза. Это безотказный прием. Пока он будет их протирать, можно у него и топор отнять, и помощь позвать...

 

– Отец Петр, а какие молитвы можно читать в случае столкновения с преступниками, вообще в опасных ситуациях?

О. Петр: Каждый православный должен знать наизусть 90-й псалом, преподобный Лаврентий Черниговский советовал читать его по многу раз во время напастей и скорбей. Хорошо также носить поясок с этим псалмом на себе или в кармане. Можно молиться Иисусовой молитвой, есть немало примеров ее благодатной помощи, в том числе и в тех случаях, когда угрожает опасность от недобрых людей. Еще – молитва священномученика Ермогена, Патриарха Московского. Когда один из изменников-бояр бросился на него с ножом, Святой перекрестил его и сказал: «Да будет на тебе сила крестная!», и изменник отступил. Если же человек невоцерковленный и знает лишь одну какую-нибудь православную молитву, то пусть в момент опасности прочитает ее или даже просто от сердца воззовет к Богу, и Господь обязательно пошлет ему Свою помощь.

 

Беседовал Виктор ЗАРЕЧНЫЙ

 


 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник