ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
ТВОРЧЕСТВО РОДНАЯ СТОРОНУШКА СТРАНИЦА 6
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

«Это наши традиции, с которыми мы побеждали и будем побеждать врагов Отечества»

 

Интервью с художественным руководителем Оптинского хуторского хора «Казачий берег» Валентиной Рябковой

 

 


Старинный русский городок Козельск на юго-западе Калужской области отмечен званием города воинской славы. Знаменит он, в первую очередь, своим героическим противостоянием полчищам хана Батыя в XIII веке. Летописи повествуют, что, подойдя к городу, войска татаро-монголов потребовали его сдачи. Жители Козельска, зная, что враги не щадят пленных, предпочли умереть в бою. На совете было решено: «Наш Князь – младенец, но мы, как правоверные, должны за него умереть, чтобы в мире оставить по себе добрую славу, а за гробом принять венец безсмертия», «главы своя положити за Христианскую веру». Батый был взбешен неслыханным сопротивлением козельчан, он сжег Козельск дотла, истребив всех жителей, включая грудных младенцев, «отрочат, сосущих млеко». Город отнял у монголов семь недель, уступая в длительности сопротивления лишь Киеву. Остальные русские города, даже крупные – Рязань, Владимир, Галич – сопротивлялись не более шести дней; из пяти месяцев зимней кампании 1237–38 годов против Руси Батый потратил два месяца на взятие маленького Козельска, потому и повелел называть его «Злым градом».

Друзья-музыканты в Москве познакомили меня с жительницей Козельска – православной певицей Валентиной Рябковой, и вот по приглашению Вали я побывала у нее в гостях и взяла интервью для газеты. Покидая «Злой град», я словно летела на крыльях: как же здорово, как отрадно, что здесь живет такая чистая, целомудренная, талантливая, искренне верующая и любящая Родину молодежь! Воистину с такими женами и матерями, которые будут воспитывать новых защитников Отечества в добрых традициях предков, никаким врагам Россию не одолеть!

 

– Валентина, расскажи, пожалуйста, о себе. Когда и как ты начала петь?

– Родилась я в Нижегородской области, в городке Перевоз. Неподалеку от нас находится село Дивеево, известный монастырь – на машине около двух часов езды, места благодатные. Петь начала с первого класса, солировала на уроках музыки. Тогда школьникам предлагали посещать разные кружки, и к нам однажды пришла супружеская пара, которая занималась народным пением. Я стала ходить к ним на уроки. Помню, у меня была сольная песня «Колокольчик». С ней я ездила выступать по разным муниципальным заведениям, к бабушкам, в детские дома, участвовала в конкурсах…

 

– А как ты стала верующей?

– Мне было лет семь, когда мама пришла к вере и начала ходить с нами на службы в соседние села – в Перевозе церковь была разрушена. Позже, я тогда уже училась в седьмом классе, храм в нашем городе открыли, стали восстанавливать. В семье, кроме меня, еще четыре брата. И вот старший помогал в алтаре, а меня батюшка позвал петь на клиросе. Подружки смеялись, что я по выходным хожу в храм: они-то спят дома до двенадцати, а мне надо рано вставать на службу. Потом, когда мы стали взрослеть, они по субботам и воскресеньям уже ходили на дискотеки, а у меня опять – Всенощная и Литургия. Конечно, в какие-то моменты меня это задевало, хотелось тоже погулять, но родители заставляли ходить в храм, молиться. Сегодня я им за это очень благодарна.
Когда я заканчивала девятый класс, батюшка посоветовал поступать в духовное училище на регента. Тогда у меня каждый день были слезы – я не хотела, а батюшка и родители настаивали. Только теперь я понимаю, что они были правы.

 

– А куда ты хотела?

– Я с детства очень любила рисовать, рисовала разные портреты, потом нравилось придумывать одежду. Хотела стать модельером-дизайнером, и я собралась поступать в художественную школу, но опоздала, набор учеников уже закончился, и как-то все это не сложилось. Видимо, не было воли Божией. В итоге Господь так управил, что я поступила в духовное училище, в Выксу. Отучилась там три года на псаломщицу, а потом уже сама захотела стать регентом, чтобы управлять хором, и поехала в Нижний Новгород – в женское духовное училище, на четыре года.

 

– Чем, по-твоему, отличается взгляд на искусство, на свои способности человека верующего, воцерковленного и далекого от Церкви?

– Когда человек верит в Бога, он понимает, что это Господь дал ему голос, слух и т.д. Понимает, что он должен не просто использовать свои способности для ублажения слуха окружающих, трудиться, развивать их, а послужить именно во славу Божию.

В Святом Евангелии есть притча о талантах, где говорится о необходимости приумножать их, а не зарывать в землю. А человек, не признающий Бога, не верующий, хотя и имеет способности от Бога, но приписывает их себе, гордится своим талантом. Он может и трудиться, приумножать талант, но все это – себе в погибель, так как не ради Бога, а для своей земной славы, тщеславия, гордыни, богатства.

Взгляд на искусство у верующего и неверующего тоже сильно отличается. Человек православный, воцерковленный стремится к настоящему искусству, которое воспринимается душой и является ступенькой к Богу. А неверующие пренебрегают душой, что мы и видим в современном искусстве…

 

– Мы как раз подошли к следующему вопросу: что ты думаешь о современной эстраде? Почему такое обилие безвкусицы, бездарностей, пропаганда пороков? Говорят, спрос рождает предложение. Но не верится, что большинство жителей России хотят слушать именно такую музыку…

– Сейчас в интернете появились записи такого певца – Игоря Растеряева. Каких-то особых, феноменальных вокальных данных у него нет, но его ролики пользуются огромной популярностью. Почему? Потому что в его текстах – правда. Не какая-то фальшь: «Я люблю тебя, сюси-пуси, муси-пуси…», а то, что у многих наболело. И люди слушают его, потому что находят в его песнях соответствие, выражение своих мыслей и чувств.

А почему по телевидению показывают ерунду? Потому что там всем правят деньги. И почему бездарность и безголосость? Потому что когда есть деньги, уже неважно, голосистый ты или безголосый, и уж если девочка какого-нибудь миллиардера захотела петь – то, будьте добры, слушайте ее.

Компетентные люди знают, что Пугачевский клан не пропускает просто так на телевидение, на концерты, которые они устраивают для «своих». Если кто-то заплатит два миллиона долларов – «вход свободен» – будешь везде выступать, «светиться», сниматься, участвовать в передачах…

 

– А как ты относишься к рок-музыке?

– Когда я по благословению духовного отца стала ездить в Москву в Академию Гнесиных заниматься вокалом, преподаватель говорил мне, что для развития голоса, чтобы он стал универсальным, нужно уметь петь все: и рок, и попсу…

Но рок – это накал страстей. Он несовместим с мирным состоянием духа. После пения или прослушивания рока возникает опустошенность в душе.

Да, безспорно, рок – это глубокая музыка. Но это если сравнивать ее с попсой. Помню, как на одном из первых занятий преподаватель предложил мне спеть песню из репертуара Алсу, но я не смогла. То есть спеть смогла, но внутренне мне пришлось отказаться от привычного духовного равновесия. Почему? Когда я просто пела мелодию, не меняя внутреннего состояния, то преподаватель говорил, что я плохо спела, некрасиво. Но когда я начинала менять что-то внутри, в душе, старалась подражать чувствам этой певицы, петь с выражением, то я будто превращалась в какую-то падшую женщину, внутреннее состояние было ужасное, мне стало жутко, и я отказалась петь эстрадные песни.

В рок-музыке другие чувства. Там некий протест, гром в душе, среди ясного неба. Вместо терпеливого, кроткого и смиренного благоговейного чувства, которое верующий человек обретает в молитве, рок рождает всплеск или, вернее, взрыв эмоций, что можно расценивать как своего рода беснование. Поэтому рок-певцы нередко люди раздражительные, властные. Они если и борются со своими душевными порывами, то только лишь до какого-то определенного момента. Потом происходит срыв и падение. И так по кругу. Благоговейная духовность и рок-протест несовместимы.

Я пробовала петь рок. Но для этого тоже необходимо внутреннее перевоплощение. Надо вывернуть свою душу, выплеснуть потаенные страсти, которые Церковь учит сдерживать и обуздывать. А здесь надо их выплеснуть на людей. Все эти неестественные для человека обезьяньи движения… Некоторые убеждены, что попса – это ерунда, а вот рок-музыка – это глубина… Да, она глубокая, но это все по другую сторону от Православия и к Богу не приближает нисколечко.

 

– То есть изначально язык рок-музыки ориентирован на выражение страстей, и если хочешь петь о добре, о Боге, то нет смысла работать в этом жанре?

– Нет смысла. Конечно, там порой затрагиваются нравственные и глобальные проблемы, есть осмысленные тексты. Слушаешь рок-музыку, тебя «несет», такой полет… Но это полет не вверх, а вниз.

 

– А какую музыку ты сама предпочитаешь слушать в свободное время?

– Мне по душе казачьи песни. В них есть незримый духовный стержень, который раскрывает величие и широту русской души. В них – любовь к Отечеству, готовность в любой момент отдать свою жизнь за Родину и близких.

 

– Сейчас, помимо пения на клиросе, ты руководишь Оптинским хуторским хором «Казачий берег». Расскажи о вашем хоре: когда и как он был создан, с какой целью? Кто в нем участвует, и есть ли успехи?

– Несколько лет назад здесь, в Козельске, я пела в ансамбле при военно-патриотическом клубе «Вольница». Потом возникло Оптинское хуторское казачество, и меня пригласили поучаствовать в этом хоре, а затем предложили должность художественного руководителя.

 

 

Окончание на стр. 7

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник