ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
ЕДИНСТВО ЦЕРКВИ ПОДВИЖНИКИ БЛАГОЧЕСТИЯ СТРАНИЦА 6
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

АРХИЕПИСКОП ИАКОВ САРАТОВСКИЙ – ВЫДАЮЩИЙСЯ МИССИОНЕР И ПОДВИЖНИК

 

 


Архиепископ Иаков (ВЕЧЕРКОВ)


Русская Православная Церковь даровала миру неисчислимые тысячи подвижников благочестия, многие из которых ныне уже прославлены для общецерковного почитания, а память их празднуется не только в России, но и далеко за ее пределами. Однако в нашей Церкви просияло несравненно больше иных Божиих угодников, которые к лику святых пока еще не причислены, хотя жизнь их украшена добродетелями, а труды и подвиги приносят свои благие плоды и сегодня.

Архиепископ Иаков (Вечерков) ( 1850) – один из таких приснопамятных подвижников благочестия. В Саратове, где он полагал свои архипастырские труды большую часть жизни, до сих пор о нем вспоминают как о ревнителе Православия, выдающемся миссионере, иерархе святой жизни, неуклонном и точном исполнителе всех церковных постановлений, горячем молитвеннике и великом постнике. Сегодня мы хотим рассказать читателям об этом замечательном священнослужителе нашей Церкви.

 

ВСТУПЛЕНИЕ
НА АРХИПАСТЫРСКОЕ СЛУЖЕНИЕ
И НАЧАЛО СЛУЖЕНИЯ

 

Преосвященный Иаков, в миру Иосиф Иванович Вечерков, родился 4-го апреля 1792 года в семье диакона слободы Серебрянск Новооскольского уезда Курской губернии. В 1814 году он окончил Белгородскую Духовную семинарию. В 1816 году поступил в Санкт-Петербургскую Духовную академию, обучение в которой завершил в 1819 году со степенью магистра богословия. 22-го августа того же года был пострижен в монашество в Александро-Невской лавре, рукоположен во иеромонаха и назначен инспектором Орловской Духовной семинарии. Затем – ректором Екатеринославской Духовной семинарии.

В 1832 году архимандрит Иаков был хиротонисан во епископа Саратовского. Он управлял епархией пятнадцать лет до перемещения в 1847 году на Нижегородскую кафедру. Владыка уделял большое внимание образованию юношества. Им было открыто несколько городских и уездных духовных училищ. Предметом усердных забот и попечений епископа Иакова были воспитанники семинарий – будущие пастыри и учители Церкви Христовой. Святитель наставлял их изучать Священное Писание с особенным старанием: «Помните, – говорил он юношам, – вы готовитесь быть светом миру – миру родному, русскому, который еще доселе ходит во тьме и ждет просвещения от своих пастырей».

Епископ Иаков был выдающимся миссионером. Остановимся подробнее на его деятельности по обращению заблудших из так называемого «старообрядческого» раскола и различных существовавших в то время сект.

 

ПОЛЕ МИССИОНЕРСКОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АРХИЕПИСКОПА ИАКОВА

 

Во время архипастырства владыки Иакова Саратовская епархия состояла из Саратовской, Самарской и отчасти Пензенской губерний. Это был обширный малозаселенный край. Северные уезды – Кузнецкий, Хвалынский и Вольский – были почти сплошь покрыты лесом. А южные уезды, находящиеся за Волгой, представляли собой степь. Еще в середине XVIII века эта местность была почти безлюдной. В степи кочевали орды татар, калмыков и киргизов. Екатерина II, желая освоить этот район, создала в нем льготные условия для жизни и торговли; в ее царствование и раскольникам было разрешено вернуться из-за границы и селиться в Саратовских пределах. Они были допущены не только до земледелия, но и до торговли, вступая в купеческое сословие. Также, привлекаемые льготами, сюда со всей России начали переселяться поляки, иудеи, магометане и различные сектанты. К началу XIX века Саратов превратился едва ли не в мировую столицу «старообрядчества» и в один из центров отечественного сектантства. Православное население составляло меньшинство – в среднем на сто раскольников приходился один православный. Из-за отдаленности некоторых населенных пунктов от губернского центра, а также из-за нехватки священнослужителей и их невысокого уровня духовного образования православные верующие массово попадали под влияние раскольников и уходили из Церкви.

В «Справочной книге Саратовской епархии за 1912 год» раскольниками именуются «старообрядцы», поповцы, безпоповцы, молокане, хлысты, поморцы, беглопоповцы, австрийцы, спасовцы, нетовцы; на территории Саратовской губернии действовали следующие сектантские и раскольнические объединения:

– беглопоповцы, принимающие беглых священников Православной Церкви;

– сухарники, не принимающие беглых священников;

– водяники и ангело-причастники;

– безпоповцы: поморцы, федосеевцы-девственники, федосеевцы-женатые, филиповцы, тропарщики, даниловцы, поморцы-наречники, спасовцы, венчающие и крестящие в Православной Церкви, спасовцы-нетовцы и спасовцы-самокрещенцы.

Помимо «старообрядцев», в Саратовской губернии в то время были рассеяны и так называемые духовные христиане, или молокане, разделяющиеся на субботников и воскресников. Субботники же, в свою очередь, подразделялись на караимов и талмудистов (направление ереси жидовствующих. – Примеч. ред.), а воскресники – на приемлющих водное крещение (баптистов) и неприемлющих. Кроме этого, существовали и мистические секты, такие как скопцы, хлысты и другие. Хлысты, в свою очередь, существовали и распространялись в Саратовской епархии с местным названием «голубчики».

Обезпокоенный таким положением, Император Николай I предпринял меры к оживлению противораскольничьей и противосектантской деятельности. С этой целью по его желанию была учреждена самостоятельная Саратовская кафедра, на которую назначали архиереев, способных к миссионерской работе. Наиболее выдающимся из них стал архиепископ Иаков.

 

МИССИОНЕРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
АРХИЕПИСКОПА ИАКОВА

 

Преосвященный Иаков был выдающимся проповедником. Слова, проповеди и речи его отличались простотой, задушевностью, искренностью, особой назидательностью и доступностью как для людей образованных, так и для неученых.

Апостольское искусство преосвященного Иакова состояло из нескольких миссионерских приемов, которые он умело использовал в своей работе. Во-первых, он собирал и тщательно изучал все старинные книги и записи, делая с них копии. Во-вторых, Владыка старался воздействовать на раскольников лаской и добротой. Во время частых поездок по епархии Преосвященный посещал самые отдаленные лесные раскольничьи скиты, с любовью убеждая обитавших в них «старцев» и «стариц» вернуться в лоно Православной Церкви. В-третьих, когда первые два средства не помогали, прибегал к административным мерам.

При личных беседах со «староверами» преосвященный Иаков являл образец смирения и кротости. Как-то раз при беседе один молоканин закричал на него: «Ты идолопоклонник!» Владыка не смутился такой грубостью, а кротко ответил ему: «Ну, хорошо, пускай я, по-твоему, идолопоклонник. Но докажи же, почему ты меня так называешь». Затем, легко опровергнув его лжемудрования, спросил: «Ну, кто же теперь, любезный, идолопоклонник-то, ты или я? Подумай, посуди сам хорошенько!» Пристыженный еретик умолк, и Владыка, наставив его на путь истины, отпустил с миром. Многие раскольники глубоко уважали архипастыря за эту его кротость и благочестие и не раз говорили ему: «Владыко святый! Вот если бы такими как ты были все священники, то мы бы чтили и уважали их».

Первым миссионерским успехом епископа Иакова было обращение к Православной вере одного из столпов раскола – богатого купца-«старообрядца» Горбунова. После этого Владыка обратил особое внимание на другого состоятельного «старовера» – купца Кабанова, покровителя кабановской секты, которая принадлежала к перекрещеванцам-новоженам. У этого купца жил главный расколоучитель секты, а в саду была часовня и пруды для перекрещивания. По ходатайству Преосвященного губернские власти издали указ о запрещении строительства раскольничьих молелен и часовен, а уже построенные, но обветшавшие молельни запрещалось ремонтировать. Зная, что у Кабанова часовня нуждалась в поновлении, Владыка поручил верным людям наблюдать, когда раскольники самовольно начнут работы. Однажды епископу сообщили, что в эту ночь кабановцы все приготовили к ремонту. Преосвященный сообщил в полицию, которая под руководством преданного ему частного пристава окружила дом Кабанова и застала в ночной час сектантов за работой. На этом основании часовня была опечатана.

Но кабановцы по-прежнему отставались в секте под руководством своего учителя, пользовавшегося покровительством богатого купца. Факт стал известен Преосвященному, и он решил положить этому конец. Жена писаря 3-й городской части согласилась послужить сему благочестивому делу. Получив благословение епископа, женщина пришла к Кабанову и заявила о своем желании вступить в их общество. Тот с радостью согласился ее принять. Был назначен день, когда главный расколоучитель должен был перекрестить женщину в зимней проруби. И когда все было к этому готово, появилась полиция и арестовала верхушку раскольничьей секты, после чего она прекратила свое существование.

Как уже было сказано выше, в Саратове и в губернии наряду со «старообрядческими» раскольниками действовали секты скопцов и хлыстов, а также ряд других. Вот как преосвященный Иаков действовал против таких сектантов.

Однажды до Владыки дошли сведения о секте убийц. Еще до прибытия его в епархию в селе Капенах один молодой изувер каким-то образом сумел убедить несколько десятков человек, мужчин и женщин, дать убить себя ради мнимого спасения. Он собрал всех в одном сарае и стал рубить. Когда он убил топором уже до тридцати человек и начал рубить ребенка, которого мать сама принесла на бойню, то последняя, не выдержав кровавого зрелища, вырвалась из овина и бросилась бежать по деревне с криком: «Спасите!» Убийца был схвачен и сослан на вечную каторгу, откуда через несколько лет ему удалось бежать. Он вернулся в Саратовскую губернию и поселился в лесу, неподалеку от села Увека, в семнадцати верстах от Саратова.

Узнав об этом, Преосвященный решил раскрыть секту и нейтрализовать ее главу. Помочь в этом деле вызвалась вышеупомянутая женщина, которая успешно осуществила свою миссию против кабановцев. Получив благословение и средства от Владыки, она поселилась в селе Увек и через довольно продолжительное время была представлена каторжанину в его подземном логове в лесном буераке, имевшем несколько выходов. Вскоре по указке этой женщины землянка убийцы была окружена полицией, а сам он арестован.

Следует рассказать также о ликвидации преосвященным Иаковом в Саратове секты скопцов, перекочевавшей сюда из Аткарского уезда. Обнаружение ее представляло особую трудность, что было связано с великим лукавством еретиков. Они посещали православные храмы, лицемерно молились и даже дерзали причащаться Святых Христовых Таин, впрочем, не искренно.

 

Окончание см. на стр. 7.

 

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник