ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
АКТУАЛЬНО КНИЖНОЕ ОБОЗРЕНИЕ СТРАНИЦА 2
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

«Повествование незаметно уводит читателя от покаяния к самооправданию»

Комментарий к книге архимандрита Тихона (Шевкунова) «Несвятые святые»

 

     

 


 

 

Данный комментарий к книге архимандрита Тихона (Шевкунова) «Несвятые святые» был составлен на основе отзыва, написанного монахами кавказского Свято-Троицкого пустыннического скита. Отзыв был отправлен на интернет-портал «Православие.ру», возглавляемый отцом Тихоном, размещен на этом сайте 3-го мая сего года, но вскоре снят с публикации администрацией ресурса.

Поскольку отцы-пустынники обращались непосредственно к автору книги, которому известно ее содержание, их замечания были изложены без конкретных указаний рассматриваемых моментов. Но мы, желая познакомить с отзывом наших читателей, с разрешения авторов дополнили их работу цитатами из «Несвятых святых» и некоторыми уточнениями. Комментарий с внесенными изменениями был одобрен пустынной братией и с их благословения публикуется в нашем издании.

 

Христос Воскресе!

Отец Тихон, благословите!

С благодарным поклоном к Вам обращаются читатели Вашей книги «Несвятые святые». Спаси Вас Господь за Ваш труд и старание!

По нашему мнению, книга «Несвятые святые» содержит много душеполезных мыслей и назидательных примеров. Но вместе с тем позвольте нам исполнить архиерейское благословение и изложить некоторые критические замечания по поводу прочитанного.

Мы не ставили перед собой задачу рецензировать Вашу книгу, но к нам обратились наши благодетели, которые, ознакомившись с ней, попросили нас прояснить для них некоторые вызвавшие недоумение и смущение моменты в повествовании. Чтобы ответить на их вопросы, мы внимательно прочитали Ваши рассказы и пришли к выводу, что в них действительно есть места, которые могут послужить соблазном для читателей.

Итак, благословите и будьте добры рассмотреть вместе с нами эти моменты. Надеемся на Ваше понимание и уповаем на то, что исполнятся слова Писания: Не обличай злых, да не возненавидят тебе: обличай премудра, и возлюбит тя. Даждь премудрому вину, и премудрший будет: сказуй праведному, и приложит приимати (Прем. 9, 8–9), поскольку и «совершенство совершенных несовершенно» (преп. Исаак Сирин).

По нашему мнению, одним из самых соблазнительных моментов, имеющих глубинный подтекст, является рассказ «Про молитву и лисичку» (С. 280. Здесь и далее страницы книги указываются по изданию: Архимандрит Тихон. Несвятые святые. М.: Олма Медиа Групп, Сретенский монастырь, 2012. 640 с.). В данном рассказе, который, как явствует из заголовка, вроде бы взят из «Пролога»* (очевидно, имеется в виду «Пролог в поучениях», сост. прот. В. Гурьев), повествуется о монахе, который дружил с неученым крестьянином. Крестьянин имел своеобразные представления о Боге и каждый вечер приносил Ему в дар миску козьего молока. Монах объяснял ему, что Бог не нуждается в таком приношении, но крестьянин не верил, и лишь увидев однажды, как молоко выпила лисичка, он осознал свое заблуждение. Однако далее в рассказе говорится о том, что монаху явился ангел и упрекнул его за то, что он «со своей мудростью и книжностью» отнял у крестьянина возможность почитать Бога так, как он хотел (С. 282).

На наш взгляд, душевредность данной притчи заключается в том, что читателям, в том числе детям и невоцерковленным людям, в прикровенной форме сообщается о том, что можно верить так, как они хотят, и во что хотят, представлять Бога каким угодно, и они не будут осуждены.

Таким образом, исходя из содержания этого рассказа, получается, что миссионерам и пастырям не следует проповедовать истину и разъяснять основы Православия заблуждающимся, поскольку те могут возразить: «Ведь в вашей же православной книге написано: „Ты со своей мудростью и книжностью отнял у него возможность <…> почитать Бога иначе“ (Там же). Поэтому не мешайте мне почитать Бога так, как я это делаю!»

Отец Тихон, не нам говорить Вам о том, как велико число «верующих», которые и не заходят в церковную ограду, аргументируя свое отчуждение от Церкви широко распространенным ложным убеждением: «А зачем мне туда идти? Я имею Бога в сердце, и мне этого достаточно». И Ваш рассказ может утвердить в своей «правоте» тех, кто разделяет это душепагубное мнение.

Помимо этого у нас возник вопрос: откуда именно заимствована данная притча? Если она взята из «Пролога», то почему в таком случае в книге не указаны день и месяц, к которым она относится? Мы искали это или подобное повествование в «Прологе», но не нашли. Напротив, мы прочитали там совсем иное поучение – о том, что «Искажающие слова церковных молитв приемлют на себя осуждение» (Сентябрь. 25-й день): «Читая церковные молитвы, многие из вас или прибавляют к ним что не следует, или неправильно произносят слова, в них заключающиеся, и искажают смысл их. Это, братие, не хорошо. Как опасно и пагубно такое своеволие в употреблении молитв, принятых Святою Церковью большею частью от святых людей, об этом выслушайте следующее повествование…» Далее следует поучительный рассказ, который завершается такими словами: «Когда чего не понимаете в молитвах, обратитесь к священнику за разъяснением, и он растолкует вам. Более же всего просите Бога, чтобы Он Сам Своею благодатью просветил ум и умягчил сердце ваше к усвоению Его святой истины».

Приведенную же Вами притчу, мы, к своему удивлению, обнаружили не в «Прологе», а в книге «Учитесь молиться» митрополита Антония Сурожского (Блюма), известного своими экуменическими и модернистскими взглядами и предлагавшего православным подражать прелестным, душевредным «аскетическим» опытам еретиков и иноверцев. При этом митрополит Антоний отмечает, что данная притча заимствована им из еврейского фольклора.

Это лишь один могущий послужить соблазном момент, взятый нами произвольно, из середины книги. А теперь давайте рассмотрим другие подобные места по порядку.

Во-первых, название сборника – «Несвятые святые» – двусмысленно и наталкивает на кощунственное понимание святости.

Далее, в рассказе «Начало» (С. 14), в котором Вы зачем-то в красочных подробностях пишите о своем увлечении спиритическими сеансами, мы читаем: «Эти персонажи рассказывали порой необычайно интересные вещи. И, к нашему безмерному удивлению, знали подноготную каждого из присутствующих. <…> Но случались „откровения“ еще более поразительные. <…> Сегодня ночью мы спросили у „Сталина“, кто будет править нашей страной. Он ответил, что какой-то Горбачев» (Там же). Надеемся, Вы понимаете, что «сбывшееся пророчество» не может не возбудить желания некоторых читателей, особенно из числа нецерковных и слабо воцерковленных, а также молодежи, на которых, по всей видимости, в первую очередь и рассчитана Ваша книга, заглянуть с помощью оккультизма в будущее. Сколько же душ в результате может оказаться в сетях бесовских?!

В рассказе «Отец Гавриил» (С. 157), посвященном личности наместника Псково-Печерского монастыря архимандрита Гавриила, Вы говорите «о его крутом нраве» (Там же). Главный герой, обладающий священным саном, предстает перед читателями «вне себя от ярости», «словно Карабас-Барабас» (С. 158), сообщается, что он «наорал на несчастных, перепуганных людей и как коршун разогнал всех [паломников]» (С. 160). При этом отец Гавриил изображается как положительный герой, а потому, на наш взгляд, существует опасность, что читатель начнет подражать такому примеру поведения. И если раньше подверженный страсти гнева и раздражительности человек каялся в этом, то теперь, после прочтения книги «Несвятые святые», у него есть оправдание, поскольку «характер не лечится» (С. 163).

Это заключение по поводу нрава отца Гавриила – определение всем известного архимандрита Тихона, настоятеля крупного московского монастыря и ректора Духовной семинарии. И оно повторяется в рассказе неоднократно: «Я окончательно заключил, что характер не лечится» (С.183). Но позвольте спросить, если «характер не лечится», то, получается, человек не может измениться, не может избавиться от греховных привычек и навыков, ибо они есть часть характера? Но как же в таком случае он может спастись? Если он не способен измениться к лучшему, то как преобразится в новую тварь во Христе Иисусе? Здесь – явное противоречие с православным учением. Мы с прискорбием уже видим душепагубные плоды, приносимые христианами, усвоившими эту новинку.

Жития преп. Ефрема Сирина, свт. Нифонта Цареградского и других Святых Отцов – наглядные примеры того, что характер человека подлежит изменению. Ошибочное утверждение о «неизлечимости» характера ежедневно опровергается самой жизнью, поскольку каждый из нас непрерывно изменяется то в лучшую, то в худшую сторону.

Читая рассказ «Что происходило в духовном мире в эти минуты» (С. 256), в котором Вы повествуете о том, как по поручению благочинного Троице-Сергиевой лавры архимандрита Онуфрия и духовника лавры архимандрита Кирилла (Павлова) помогали перебраться на Кавказ в горы, к жившим там монахам-отшельникам, одному из иноков лавры – иеродиакону Рафаилу (Берестову), мы озадачились следующим вопросом: осознаете ли Вы, что с тонкой иронией высмеяли и уничижили своих собратьев – диакона Григория и иеросхимонаха Рафаила, которых знает и помнит, несмотря на свое тяжелое состояние, и к которым очень уважительно относится архимандрит Кирилл (Павлов)?

 

* Пролог – древнерусский житийный сборник, ведущий свое происхождение от византийских месяцесловов, в котором жития святых расположены в соответствии c днями их церковной памяти. Помимо этого Пролог пополняется большим количеством назидательных статей, никогда не помещавшихся в греческих Синаксарях. При краткости изложения они содержат поучения Иоанна Златоустого, Василия Великого, Ефрема Сирина, Феодора Студита. Как цветущий луг, Пролог украшен доступными пониманию и часто занимательными отрывками из древних Патериков, притчами, проникнутыми мыслями о покаянии, милосердии, христианской любви к ближнему, духовном совершенстве и спасении души. Все это сделало Пролог своеобразной православной энциклопедией, повседневным спутником русского человека. – Примеч. ред.

 

 

Окончание на стр. 8

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник