ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
ЦЕРКОВЬ И ГОСУДАРСТВО УРОКИ ИСТОРИИ СТРАНИЦА 9
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

 

Об образе действования
православных Государей греко-римских
в IV, V и VI веках в пользу Церкви,
против еретиков и раскольников

 

 

 

Продолжение. Начало см. в № 14 (62),
№ 15(63), № 16(64), № 17(65)

 

Мы продолжаем знакомить читателей с оказавшейся в нашем распоряжении очень интересной дореволюционной брошюрой «Об образе действования православных Государей греко-римских в IV, V и VI веках в пользу Церкви, против еретиков и раскольников» (изд. 2-е. М., 1860). Работа представляет собой написанное в Московской Духовной академии курсовое сочинение историка Русской Православной Церкви профессора Е.Е. Голубинского, за которое он получил степень магистра богословия. В наше время, в связи с развитием экуменического движения и непониманием духовной угрозы, которую несет в себе насаждение идеологии толерантности по отношению к враждебным Православию учениям, труд видится весьма актуальным.

 

 

Император Юстиниан посредством соборного совещания старался склонить к миру с Церковию последователей ереси Евтихиевой. Он собрал в 532 году в Константинополь некоторых православных епископов, именно: Ипатия Ефесского, Стефана Селевкийского, Анфима Трапезундского и других; вызвал и шесть епископов со стороны еретиков. Император желал, чтобы епископы православные представили еретикам доказательство их неправоты и убедили их отказаться от несправедливого предубеждения против Собора Халкидонского и отринуть осужденное Собором лжеучение. Православные пастыри в продолжение трех заседаний действительно представили еретикам все доказательства их неправоты. Так как еретики в защиту своего лжеучения и против Халкидонского Собора хотели в особенности ссылаться на учение и писания некоторых Отцов, как то: святых Афанасия и Кирилла Александрийских и других, то православные пастыри показали им, что писания и места из писаний отеческих, приводимые ими, или злонамеренно искажены, или умышленно перетолковываются ими. Какие были следствия Собора, об этом мы можем узнать из описания его деяний, составленных одним из православных епископов, присутствовавших на нем, именно – Иннокентием Маронийским. В заключение своего повествования о соборных прениях он говорит: «Несмотря на все наши доводы и убеждения, предложенные со всею кротостию и терпением, был вразумлен ими только достоуважаемый епископ Филоксен (Дулихийский). Что же касается до остальных, то Бог, видя развращение сердец их, связал им уста, чтобы не могли они ни представить оправдания со своей стороны, ни изъявить своей покорности истине. Но, – продолжает повествователь, – если не епископы, которые и до сих пор пребывают в своем иномыслии, то по крайней мере многие из клириков и монахов, приходивших с ними [на Собор], с радостию возвратились к святому общению Православия в своих церквах и монастырях» (Epistola Innocentii Episcopi Maronia ad Thoman presbyterum-Vid. apud Baron. 532 XXXI–LVI).

 

В

 

Строгие меры правительства греко-римской Империи против еретиков частию были направлены против целых обществ еретических, а частию против известных лиц, отпавших от Православия.

Общества еретические не могли пользоваться правами дозволенных в Империи религиозных обществ.

1) Общества еретиков не имели права распространять свое лжеучение и приобретать себе новых последователей из православных, или совращать их. Император Грациан в одном из своих законов против всех вообще еретиков писал: «Всякий нечестивец, достойным наказания образом извращающий учение о Боге, пусть только в себе содержит сию пагубу, а другим не преподает для их погибели» (God. Theod. XVI. V. 5). Это общее начало высказывается и в законах других Императоров против той или другой ереси, как то в законах Феодосия Великого (Ibid. XVI. V. 11), Аркадия (Там же. 24. 34) и других. Особенной опасности могли подвергаться рабы, подчиненные господам, в ереси находящимся. В предотвращение насильственных совращений Императоры давали рабам право убежища в Православной Церкви, соединенное с свободою от рабства (Cod. Theod. XVI. VI. 4), и воспрещали еретикам покупать православных рабов (Cod. Iustinian. I. 5. 20).

2) Еретикам воспрещаемо было собирать к себе толпы слушателей, открыто на площадях и тайно в домах, и рассуждать с ними, или вовлекать их в прения о предметах веры. На востоке воспрещали это Феодосий Великий и Аркадий – арианам и евномианам (Соз. VII. 6), и всем вообще еретикам (Cod. Theod. XV, IV. 3. V. 11. 34. 36); Император Феодосий Младший и Маркиан – несторианам и евтихианам (Cod. Justinian. I 1. 3. 4); на западе император Гонорий – донатистам (Cod. Theod. XVI. V. 45). Император Феодосий Великий повелел даже отбирать у еретиков дома, в которых они в городах или деревнях собирались для преподавания своего лжеучения (Cod. Gheod. XVI. V. 12).

3) Под угрозою строгих наказаний воспрещено было всем православным, равно как и еретикам, списывать, иметь и читать еретические книги, поелику с помощию сих книг заблуждения еретические и без устного преподавания сами собою могли постоянно поддерживаться в сектах и переходить из рода в род. Императоры повелевали отбирать их у всех и истреблять.

Первый повелел истреблять книги еретические Константин Великий. После собора Никейского он приказал немедленно предать огню все, какие найдутся. По свидетельству Филосторгия (II. 2), Apий для легчайшего распространения своего лжеучения в простом народе излагал его в приспособленных ко вкусу и пониманию народа песнях. Собор Никейский осудил книгу его, которая называлась «Фалия» (Сокр. I. 9. Соз. I. 21), «дабы таким образам нечестивое учение сего еретика не только исчезало, но и не воспоминалось» (Сокр. I. 9). Впоследствии Константин повелел отыскивать и истреблять книги и прочих еретиков, какие существовали тогда в Империи (Euseb. de vita Constant. III. 66). Аркадий повелел со всем тщанием отыскивать и предавать огню книги евномиан и монтанистов (Cod. Theod. XV. VI. 34). Феодосий Младший после собора Ефесского писал: «Никто да не смеет иметь, или читать, или списывать нечестивые книги Hесториевы, написанные против Православной веры и определений Предстоятелей святейшего Собора, бывшего в Ефесе» (Ibid. XVI. V. 66). Император Маркиан воспрещал писать что-либо или ИМЕТЬ, списывать и распространять книги, написанные кем-либо против Халкидонского собора (Cod. Iustinian. I. 5. 8). Юстиниан Великий повелел предать огню сочинения Севера Антиохийского, бывшего главою ереси евтихиевой в его время (Novell. XLII), и все книги манихеев (Cod. Iustinian I. 5. 16).

4) Императоры предписывали отбирать у всех еретиков и раскольников места молитвенных собраний, которые когда-либо и каким-либо образом были присвоены ими от Православной Церкви, как то: при первом отпадении от Церкви или впоследствии – обманом, подкупом, насилием или повелением Государей, благоприятствовавших им, и т.п. Константин Великий возвратил Церкви Православной храмы, которыми незаконно владели донатисты (подлинный указ о сем Константина не сохранился. О нем упоминает блаж. Августин. Epist. 88. 105. Ed. Bened) и новатиане (Cod. Theod. XVI. V. 2). Последующие Императоры этою именно мерою начинали свои действия против еретиков; Император Феодосий Младший подтвердил ее окончательно (Cod. Theod. XVI. V. 65).

 

Продолжение следует

 

    

МУДРОСТЬ ||
Одно из самых необходимых деланий

    

     Старцы советуют читать и перечитывать творения Святых Отцов. Они глубоки и понимаются постепенно. Предмет их – духовная жизнь, а она обширна: «широка заповедь Твоя зело». Духовному росту предела нет, поэтому перечитывание имеет огромное значение. Лучше с благоговением и вниманием перечитывать небольшое количество книг, нежели многое читать наскоро.
     Чтение – одно из самых необходимых деланий. Без чтения или слушания чтения нельзя узнать истину. Говоря о чтении, разумею исключительно чтение Священного Писания и писаний Отеческих и церковных. Но чтение только тогда будет приносить желаемую пользу, когда читаемое будет по мере сил и возможности входить в жизнь, становиться правилом жизни, а не простым голым, бездушным и холодным знанием. Какая может быть польза, что человек знает, что нужно молиться, и не молится; знает, что нужно прощать обиды, и не прощает; знает, что нужно поститься, и не соблюдает постов; нужно терпеть, и не терпит и т. д. Такое знание, по слову Евангелия, будет даже в осуждение человеку. Поэтому нужно читать со вниманием и стараться жить по духу того, что читаешь. Конечно, сразу стать исполнителем всего, что написано, мы не можем – нужна постепенность. Вначале понуждение себя и смирение, сознание своей немощи, тогда знание, получаемое от чтения, будет приносить желаемую пользу. Вообще, все книги и писания Святых Отцов и истинных Учителей Церкви о духовной жизни, а в особенности писания о молитве, надо читать с крайним вниманием, не спеша, вникая по силе своей умом в каждое изречение, каждое слово, дабы не упустить чего-либо необходимого, дабы не дать себе повода к неправильному, произвольному пониманию и толкованию читаемого.


Преподобный Никон Оптинский


СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник