ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
ПО СВЯТЫМ МЕСТАМ РОДНАЯ СТОРОНУШКА СТРАНИЦА 8
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

ПАЛОМНИЧЕСТВО К ПЕНЗЕНСКИМ СВЯТЫНЯМ

 

 


Троицкий собор Сканова монастыря


Пенза находится примерно в 600-х километрах от Москвы. Пензенская область граничит с Тамбовской, Саратовской, Ульяновской, Самарской областями и с Мордовией, которая раньше входила в ее состав.

Наше паломничество началось с Наровчатского Троицкого Сканова монастыря, древнейшего в Пензенской епархии. Первые монахи поселились здесь в XV веке. Это были строгие аскеты, суровые подвижники, избравшие местом своих подвигов собственноручно выкопанные пещеры в земляной горе, расположенной поблизости от современного местоположения монастыря. Так в горе возник четырехэтажный пещерный монастырь. Нам неизвестен устав обители, но, зная строй жизни в других пещерных монастырях, можно предположить, как жили местные иноки. Затворничество в пещерах было иногда временным, краткосрочным, например, на время Великого Поста, как это делал преподобный Серафим Саровский. Некоторые же монахи затворялись в пещерах на несколько лет, а порой – и на всю жизнь. К сожалению, сведений о первых насельниках пещер не сохранилось.

Затем, в XVII веке, здесь был мужской общежительный монастырь. В годы безбожных гонений XX века настоятель и братия пострадали от богоборцев. В 1928 году в пещерах был зарублен топором охранявший их монах Тихон (Жучков). Настоятель обители архимандрит Филарет (Игнашкин) окончил свой земной путь в лагерях в 1938 году. В 90-е годы прошлого века монашеская жизнь в обители возобновилась, однако сегодня это женский монастырь. Руководит сестрами все это время до сего дня игумения Евстолия. Побывав в пещерах и приложившись к иконам монастырского храма, мы отправились в дальнейший путь.

Следующей святыней стала вторая пещерная обитель – Казанский Алексеево-Сергиевский мужской монастырь, расположенный рядом с городом Сердобском. Его история связана с подвигами и трудами старца Андрея Грузинцева. Родился он в 1848 году, был женат и имел детей, но в начале XX века пожелал уединиться для молитвенных подвигов в местечке Сазанье. В 1904 году по благословению преосвященного Гермогена, епископа Саратовского (Сердобск тогда относился к Саратовской епархии), здесь возник общежительный мужской монастырь, в котором стали подвизаться монахи, приглашенные Владыкой со Старого и Нового Афона, из Киева, Казанской, Курской, Тамбовской, Пензенской и Саратовской епархий.

Среди подвижников монастыря следует отметить монаха Серафима, в миру Силу (Жулина), из крестьян Сердобского уезда. Он пришел в обитель в 1906 году. Его трудами были откопаны пещеры и храм в честь преподобного Серафима Саровского. Затем отец Серафим сам затворился в пещерах. При советской власти обитель закрыли, и жизнь в ней возобновилась только в конце 90-х годов прошлого века. Настоятелем стал иеромонах Андрей, тезоименитый основателю монастыря старцу Андрею. В настоящее время уже расчищены подземный храм преподобного Серафима и несколько подземных келий, и работы продолжаются.

Когда спускаешься в подземный храм, охватывает особенное чувство. Тут веет духом святых пещерников, преемников преподобных отцов Киево-Печерских, и легче настроиться на молитву. Иногда иеромонах Андрей совершает богослужения в пещерном храме. Посетив пещеры и надземный храм, мы взяли курс на епархиальный центр.

Пенза возникла в 1663 году как пограничное поселение, предназначенное для обороны границ Московского государства от набегов степных разбойников. Здесь нес службу казачий гарнизон со своими семьями. По росписи воеводы Елисея Лачина, население Пензы и слобод составляло 632 взрослых мужчины, из них – 576 казаков. Благочестивый Царь Алексий Михайлович, провожая казаков на службу, благословил их большим образом Божией Матери «Казанская». С этой иконой связан следующий чудесный случай.

В 1717 году со степи под стены города пришли ногайские татары и осадили крепость. Воевода послал гонцов в соседние укрепления, прося оказать военную помощь. Но все были заняты обороной собственных поселений, до Москвы же было далеко, ждать пришлось бы долго. Тогда все жители города, не занятые непосредственно в обороне, пришли в соборный храм и всю ночь провели в слезной покаянной молитве перед образом Царицы Небесной, прося у Нее помощи и заступления.

Утром ногайцы начали штурм. В это время лик на иконе потемнел «наподобие угля». Из глаз Пречистой скатилось несколько слезинок. Все богомольцы в благоговейном страхе упали на колени. Затем лик внезапно просиял «наподобие солнца». Дозорные со стены оповестили, что враги в панике бежали прочь от города. Тогда пензенский воевода с дружиной погнался за ногайцами, поражая неприятеля, и многих захватил в плен. Впоследствии пленные ногайцы рассказывали, что когда они пошли на приступ, то из ворот города выехала Пречудная Жена на белом коне, в сопровождении двух пеших старцев, облаченных в священные ризы. Варварские лучники дали по ним залп, но стрелы развернулись и поразили самих стрелков. Тогда татары пришли в ужас, запаниковали и бежали.

В память о чудесном избавлении Пензы от ногайцев 3 / 16 августа было установлено празднование Пензенской Казанской иконе Божией Матери. В настоящее время чудотворный образ находится в кладбищенском храме святителя Митрофана Воронежского. Икона украшена красивой расписной ризой, к ней прикреплено множество подвесок, принесенных благодарными богомольцами, получившими от образа чудесную помощь. Лик Пречистой поражает какой-то особенной одухотворенностью и внутренней силой. Он далек от внешней красивости, но исполнен духовной мощи и внутренней красоты.

Помолившись перед иконой, затем мы решили посетить расположенный на Мироносицком кладбище Успенский кафедральный собор Пензы. Он был возведен в 1905 году на месте сгоревшей Мироносицкой церкви, правый его предел освящен в честь святых жен-мироносиц.

Успенский собор стоит на пригорке, в окружении могильных крестов и памятников; некоторые надгробия сохранились еще с XIX века. В молодости в начале XX века сюда часто приходила молиться известная подвижница благочестия блаженная монахиня Алипия, тогда еще смиренная странница Агафия Авдеева. Ныне ее мощи покоятся в соборном храме Голосеевской пустыни города Киева. Известны тысячи чудес по молитвам старицы, среди которых – исцеления от рака и других неизлечимых болезней, освобождения от наркомании и алкоголизма, помощь в судебных тяжбах и в поисках преступников и многое другое. Старица Алипия предсказала Чернобыльскую аварию и своими молитвами защитила Киев от радиоактивного облака, шедшего с Чернобыля. А родилась она в Пензе, и вот мы посетили ее любимое место молитвы.

В соборе ныне пребывают мощи святителя Иннокентия Пензенского. Епископ Иннокентий, в миру Иларион Смирнов, родился 30 мая 1784 года в Павловском Посаде Московской губернии, в семье церковного причетника Дмитрия Егорова. С детства он отличался кротостью и смирением и за это в Перервинской Духовной семинарии ему дали фамилию Смирнов. Вскоре он перешел в Московскую Духовную семинарию при Троице-Сергиевой лавре, окончил курс и был оставлен при ней учителем. Через четыре года он стал префектом (инспектором). В том же году Иларион Дмитриевич принял монашеский постриг с именем Иннокентий. Вскоре его рукоположили в сан иеромонаха. В 1810 году он был поставлен игуменом Николо-Угрешского, а затем Знаменского монастыря. В 1812 году игумен Иннокентий был переведен в Петербургскую Духовную академию, получив звание бакалавра богословских наук, и произведен в сан архимандрита. В Петербурге он получил признание как выдающийся проповедник. В 1813 году его назначили ректором столичной семинарии. При этом он преподавал еще в Петербургской академии, участвовал в духовной цензуре и был настоятелем Сергиевой Пустыни под Петербургом. Впоследствии его перевели настоятелем древнего Новгородского Юрьева монастыря.

В последней трети XVIII – начале XIX веков в русской культурной среде сформировалось оккультная философско-мистическая традиция, связанная с масонским микросообществом «мир Новикова – Кутузова», в которое входили некоторые известные ученые, философы и литераторы. Эта группа первая в России начала издавать философские журналы, оказавшие влияние на характер гуманитарного образования в Московском университете. В формировании философско-мистических взглядов «мира Новикова – Кутузова» участвовали Парацельс, Вейгель, Беме и некоторые другие западноевропейские оккультные философы и мыслители. Отметим, что Парацельс – это один из представителей «герметизма», ветвью которого была секта жидовствующих еретиков XV–XVI столетий, разгромленная на Руси великими князьями Иоанном III и Василием Иоанновичем по ходатайству святителя Геннадия Новгородского и преподобного Иосифа Волоцкого. Таким образом, ересь иудействующих возобновилась в конце XVIII века, а в начале XIX века уже охватила высшие слои русского общества.

 

Окончание на стр. 9

 

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник