ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
ЦЕРКОВЬ И ГОСУДАРСТВО УРОКИ ИСТОРИИ СТРАНИЦА 15
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

 

Об образе действования
православных Государей греко-римских
в IV, V и VI веках в пользу Церкви,
против еретиков и раскольников

 

Продолжение. Начало см. в № 14,
№ 15, № 16, № 17,№ 18,№ 19,№ 20,№21,№ 22

 


 

Мы продолжаем знакомить читателей с оказавшейся в нашем распоряжении очень интересной дореволюционной брошюрой «Об образе действования православных Государей греко-римских в IV, V и VI веках в пользу Церкви, против еретиков и раскольников» (изд. 2-е. М., 1860). Работа представляет собой написанное в Московской Духовной академии курсовое сочинение историка Русской Православной Церкви профессора Е.Е. Голубинского, за которое он получил степень магистра богословия. В наше время, в связи с развитием экуменического движения и непониманием духовной угрозы, которую несет в себе насаждение идеологии толерантности по отношению к враждебным Православию учениям, труд видится весьма актуальным.

 

3. КАКОВЫ БЫЛИ ДЛЯ ЦЕРКВИ ПОСЛЕДСТВИЯ
ДЕЙСТВОВАНИЯ ХРИСТИАНСКИХ ИМПЕРАТОРОВ
ПРОТИВ ЕРЕТИКОВ И РАСКОЛЬНИКОВ

 

Усилия благочестивых Государей греко-римской Империи, с таким усердием действовавших в пользу Церкви против еретиков, не оставались безплодны. Но мы поступили бы несправедливо, если бы все успехи Православия в борьбе с еретиками приписали одному покровительству сильных земли. Прежде всего и более всего Церковь обязана своим торжеством над врагами истины самой истине ее учения и усердию великих пастырей и учителей, которые с победоносным словом и неутомимою ревностию восставали на ее защиту, как скоро открывалась откуда бы то ни было опасность. Но тем не менее должно признать, что успехам Православия содействовали своим участием и православные Императоры. В этом уверяют нас свидетельства современных повествователей и самая история.

Евсевий, приведши закон, данный Константином Великим в конце царствования против всех еретиков и раскольников, оставшихся от прежних времен (новатиан, валентиниан, маркионитов, павлиан и монтанистов), замечает о действии сего закона: «Таким образом, по силе царского указа, темные ущелия иноверцев были разрушаемы, и звери, т. е. начальники их нечестия, обращались в бегство. А из числа тех, которые были обольщены ими, одни, страшась царской угрозы, до времени притворствовали и с подложными чувствованиями проникали в Церковь. <...> Другие, напротив, как будто и с искренним расположением переходили к надежде на лучшее. Последних предстоятели Церквей тщательно различали, и тех, которые пытались проникнуть в Церковь под личиною притворства, далеко отгоняли, а других, делавших это с чистым намерением, долго испытывали и, достаточно уверившись, присоединяли к числу христиан, допускаемых к священным собраниям. Так поступали с безчестными иноверцами. Тех же, которые не вносили сами никакого нечестия в учение веры, а только усилием других раскольников отторгнуты были от общества верующих, немедленно принимали в Церковь. Последние, как бы возвращаясь с чужой стороны в отечество целыми толпами, признавали Церковь своею Материю, и чем долее были в разлуке с нею, тем веселее и радостнее вступали в нее. Таким образом, члены общего тела, приходя в единение, сочетавались в стройное целое, и собранная в самой себе Вселенская Церковь Божия была одна: на земле ни еретических, ни раскольнических обществ нигде более не оставалось» (О жизни Константина. Кн. III. 66).

Успех деятельности против еретиков со стороны Императоров православных, последующих за Константином Великим, подтверждается историею. Первый после него возобновил строгие меры против еретиков на востоке Феодосий Великий. При вступлении его на престол господствовали в Империи apианe; их владычество продолжалось почти полвека, ересь аpиeвa успела дать новые отрасли, т. е. ереси евномиеву и македониеву; кроме того явились еще лжеучения Фотина и Аполлинария. Наконец, оставались еще из числа древних еретиков монтанисты и манихеи. Феодосий решился употребить все усилия к достижению того, чтобы в Империи была одна Церковь – Церковь Православная, и одно согласное учение о богопочтении: и он столько успел в своих усилиях, что если не сам видел, то ближайшим преемникам своим приготовил возможность видеть своих подданных действительно исповедующими единое согласное учение. Под конец его царствования в большинстве своем ереси представляли только слабые остатки своей прежней силы, и между ними в особенности доведена была до такого состояния ересь арианская. Упорство еретиков было велико, но оно сокрушилось о непоколебимую твердость Государя, содействовавшего Церкви с неослабною ревностию. Преемники Феодосия на востоке, Аркадий и Феодосий Младший, действуя против еретиков с такою же ревностно и твердостию, как и он, успели довершить дело его и достигли того, что все упомянутые нами ереси пали окончательно. После них все лжеучения IV века сделались едва заметны и совершенно перестали быть опасны для мира Церкви; своею незначительностию они перестали нарушать единство Церкви.

Принесли великую пользу усилия Императоров и Церкви западной. Мерами Грациана и Феодосия Великого на западе положен был предел успехам арианства; при содействии Императора Гонория нанесен был решительный удар расколу донатистов; его же мерами потрясена и окончательно ослаблена была ересь монтанистов и искоренена ересь Иовинианова; а мерами его и Валентиниана III были рассеяны последователи Пелагиевы и манихеи.

 

Окончание см. в след. номере

 

 

    

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник